Автор: Гузеева Анастасия Алексеевна
«Одаренный ребенок, какой он?»
Гузеева А.А.
воспитатель МБДОУ д/с № 23 г. Ставрополя
Содержание термина «одаренный» для обозначения детей с развитыми способностями принадлежит американскому психологу Г. Уипплу. Современное понимание одаренности заключается в доминирующей познавательной и творческой активности, в ярко выраженной креативности при решении проблем и повышенной мотивации на достижение высокого результата.
Признаками одаренности в раннем детстве принято считать неуемное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов, способность к концентрации внимания на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.
В более старшем возрасте признаками одаренности считаются: потребность в коллекционировании, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность к планированию предстоящей деятельности, самостоятельность, гибкость, общительность, энергичность, настойчивость, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях.
Таким образом, признаками таланта считают:
1. Наличие активной познавательной деятельности;
2. Быстрое и точное выполнение заданий;
3. Устойчивая концентрация внимания на деле;
4. Навыки логического мышления;
5. Оригинальность и креативность при решении задач;
6. Творческий подход к выполнению заданий;
7. Развитость воображения и фантазии;
8. Самостоятельность в выборе техники, методов, приемов;
9. Инициативность, альтернативность;
10. Планирование, предвидение этапов деятельности;
11. Целенаправленность, пробы (опора на опыт);
12. Доведение начатого дела до конца, стремление к гармонии.
Ученые считают, что одаренность имеет как врожденные предпосылки к той или иной деятельности, передаваемые генетически, так и социальные, формируемые социальной средой, воспитанием, обучением. С.Л. Рубинштейн говорил, что любая одаренность нуждается в поддержке педагога, для раскрытия внутреннего ресурса и полноценного, разностороннего формирования личности. «Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».
Ещё один немаловажный фактор – это воспитание и обучение одарённого ребёнка, как целостной, многосторонней личности. Человек, рассматривается как самостоятельная, развивающаяся открытая система. А основными составляющими этой системы являются семь уровней развития:
1. Генетическо-физический уровень. Задатки, заложенные природой, часто передаваемые по наследству, «дар Божий», который есть у каждого, но не каждый его использует. Сформированность таких компонентов как сила воли, трудолюбие, усидчивость, способность выполнять задания по — образцу (зрительно-моторная координация), функциональность моторики, к этому же уровню можно отнести и такие навыки, как чистоплотность, соблюдение правил гигиены и привычки самообслуживания.
2. Эмоционально-сенсорный уровень. Умение устанавливать дружеские, доброжелательные межличностные взаимоотношения. Стремление к пониманию переживаний другого человека, пониманию чувств, заложенных в произведения литературы, живописи, музыки (синестезия). Эмпатия, толерантность. На этом уровне находится и способность к половой самоидентификации, и понимание межполовых взаимоотношений, мораль и нравственность. Взаимоотношения с родными и друзьями.
3. Интеллектуально-когнитивный уровень. Способности и особенности мышления (речевого, понятийно-логического, интуитивного, формально — и структурно-визуального, абстрактного, ассоциативного, образного, аналитического и синкретического). Способности к обучению, запоминанию и воспроизведению по памяти. Объём памяти кратковременной и долговременной. Вид репрезентативной системы личности (визуальная, аудиальная, кинестетическая). Активность отделов головного мозга (коры больших полушарий, левого и правого полушария).
4. Социально-адаптивный уровень. Этот уровень характеризует степень приспособленности человека к окружающей его среде. Любовь к людям, животным, природе. Интерес к космосу, природным явлениям, стремление найти и понять причинно-следственные связи всего, что происходит в мире. Понимание сути жизни и стремление её сберечь (экологический комплекс). Скорость адаптации к новым условиям, принятие перемен. Стремление устранить несовершенство, пусть даже через конфликт (гармония через конфликт). Способность к инсайту (открытиям и озарениям).
5. Коллективно-креативный уровень. Принятие коллектива, коммуникативные способности, выполнение роли лидера (но не диктатора и манипулятора). Отстаивание чести и достоинства коллектива, его имиджа. Активное участие в коллективных делах и мероприятиях. Принятие на себя ответственности за психологический климат и гармоничные отношения. Стремление внести свой вклад в улучшение коллектива, группы.
6. Культурно-духовный уровень. Воспитанность патриотических и высоконравственных чувств. Любовь к своей Родине, её культуре, духовному наследию. Сохранение традиций (семейных, национальных, общечеловеческих). Понимание «духа» творчества, его предназначения и ценности. Стремление создавать, творить (но не разрушать). Отвращение к войне, к вандализму. Толерантное отношение ко всем нациям и расам. Поиск духовного развития и самосовершенствования. Стремление к познанию мира, как надсистеме.
7. Системно-целевой уровень. Характеризуется степенью осознания своей миссии, предназначения. Понимание цели жизни, своей и человечества, в целом. Поиск своего места и возможности полной реализации своих способностей («дара»). Умение поэтапно планировать свою жизнь, отвечать за свои действия и поступки. Способность ставить цели и поэтапно достигать их, прилагая волевые усилия. Доведение начатого дела до конца. Самооценка. Предвидение действий и результатов. Умение создавать альтернативные планы и выбирать наиболее напряжённый путь, не боясь трудностей, ибо в этом заключена возможность наискорейшего роста и развития личности.
Вследствие вышеизложенного, если мы хотим получить портрет одарённого ребёнка, то исследование следует проводить по всем семи уровням системы личности, а не только на эмоциональном и интеллектуальном, как это бывает в большинстве случаев тестирования.
Семь уровней развития системы являются компетенциями, поэтапно формирующимися и развивающимися. Естественно, что в дошкольном возрасте рано говорить о полноценной, сформированной личности. Поэтому целесообразно разделить уровни компетентности по возрастам. Если учесть семилетние циклы развития, предложенные Л.С.Выготским, то система приобретёт смысл. Каждые семь лет формируется возрастная компетентность (система). А семиуровневые компетенции являются её составными частями, детерминантами системы. Каждые семь лет система трансформируется и усложняется, развивается. Меняются, в соответствии с возрастом и компетенции. Причём, следует учитывать, что человек развивается и меняется всю свою жизнь, а значит, является открытой системой, способной к трансформации.