Автор: Миннемуллин Айгиз Рафилович
Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий в рамках урока»
Цель: анализ возможности формирования УУД в рамках урока.
Задачи:
1. продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;
2. научить определять и находить универсальные учебные действия;
3. смоделировать технологическую карту урока с последующим самоанализом;
4. создать условия для активного взаимодействия участников мастер — класса между собой;
5. организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.
План:
1. Постановка проблемы.
2. Такие разные Универсальные учебные действия.
3. Учимся определять и находить УУД.
4. Презентация выполненных заданий.
5. Как сформировать Универсальные учебные действия? (моделирование с последующим самоанализом)
6. Рефлексия.
Ход мастер – класса:
1. Постановка проблемы.
Добрый день, уважаемые коллеги!
— Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Джон Дьюи
« Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра».
— Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи
переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
— Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.
Работать будем командами, потому что вместе учиться интереснее. Команда – это сила!
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем теперь заключается роль школы? Эта роль заключается в формировании умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) .
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика:
· самостоятельно ставить учебные цели,
· проектировать пути их реализации,
· контролировать и оценивать свои достижения,
иначе говоря — формирование умения учиться.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД, близкие понятия — «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», надпредметные действия).
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД — это обобщенные действия (средство), порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Знакомство с целью, задачами мастер-класса.
2. Такие разные Универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1)личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.
Работа с памяткой «УУД» (Приложение №1)
Итак, пора приступать к активным действиям.
Участники мастер-класса делятся на 4 команды (6 человек):
· команда — личностные универсальные учебные действия;
· команда — регулятивные универсальные учебные действия;
· команда — познавательные универсальные учебные действия;
· команда — коммуникативные универсальные учебные действия.
Каждая из команд пишет синквейн об одном из видов универсальных учебных действий. Представляет свою работу. (Презентация)
3. Учимся определять и находить УУД.
Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться «видеть» действия разных видов, находить их в той или иной учебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале — один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы по формированию УУД.
Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом — чтобы грамотно вставлять «жи» и «ши» в нужных местах слова, надо уметь выделять их в словах. Тоже и с УУД.
Итак, в рамках этого этапа мы будем анализировать ситуацию, искать в ней разные виды УУД. В качестве предмета анализа выступит сказка Владимира Григорьевича Сутеева «Кораблик».
Подобная работа поможет освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД.
(Приложение№3)
Что надо будет сделать?
- Прочитать сказку.
- Определить какие универсальные действия сформированы у героев?
- Подумать какие УУД необходимо сформировать лягушенку-эгоисту?
4. Презентация выполненных заданий.
Умеют взаимодействовать — КУУД
Планировать деятельность — РУУД
Быть лидером — ЛУУД
Применять знания в новой ситуации — ПУУД
Распределять роли — КУУД
Что необходимо сформировать?
– Лягушонку-эгоисту, необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой.
5. Как сформировать Универсальные учебные действия? (моделирование с последующим самоанализом)
Как сформировать УУД? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.
Но ясно одно — формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.
Для дальнейшей работы:
— изучить памятку «Как сформировать Универсальные учебные действия?»; (Приложение №4)
Каждая группа работает с технологической картой урока истории «Эпоха Ивана Грозного». (Приложение №5)
Что надо будет сделать?
- Заполнить в технологической карте столбец «Формируемые умения».
- Дать оценку урока: позволяет ли данный урок формировать УУД каждого вида? Что учитель делал для формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД?
- Что бы вы сделали по-другому?
- Ознакомиться со схемой самоанализа данного урока.
6.Предлагаю командам выполнить следующее задание. — Прочитайте слова, записанные на доске. Назовите их одним словом? (УУД)
-Распределите их на группы.
— Что является основанием для классификации? (по видам, вытаскиваю на доске виды). Каждая команда должна найти свои УУД. (выходят к доске и разбирают в соответствии с названием команды)
Самоопределение, общеучебные, целеполагание, планирование, логические, постановка вопроса, контроль, логические, волевая саморегуляция, смыслообразование, прогнозирование коррекция, оценка.
— Проверим правильность выполненного задания по памятке эталону.
— Назовите УУД, которые отсутствуют на доске?
А теперь давайте разомнемся: Попрошу всех встать в круг
Упражнение – активатор «Дождь» \физминутка\
Участники встают в круг. Инструкция: Знаете ли вы что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем, какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
▪ В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
▪ Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
▪ Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
▪ Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
▪ А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
▪ Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
▪ Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
▪ Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
▪ Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
▪ Солнце! (Руки вверх).
7. Давайте попробуем выполнить ещё одно задание.
Без чего человек не может жить, развиваться? ( без общения)
А что такое общение?
Общение – сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизни, оно может происходить в разных формах, из которых выделяются три стороны. Слайд
● обмен информацией между людьми;
● взаимодействие между людьми;
● установление взаимопонимания.
— Запишите глаголы в три столбика в соответствии с задачами общения.
— Какая задача глаголов 1го столбика, 2го столбика, 3 го столбика? Подвожу к выводу. От чего зависит задача общения? (от цели
высказывания). Какие бывают предложения по цели высказывания? Сравним
наши выводы.
-Назовите УУД, которые я формировала у вас?
( Л- положительную мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности,
чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это
узнать.
Р.-самостоятельно формулировать цель урока,
-учиться обнаруживать учебную проблему.
–составлять план решения проблемы совместно с учителем, определять степень
успешности своей деятельности.
К –оформлять мысли в устной форме, высказывать точку зрения и пытаться её
обосновать, слушать других
П-преобразовывать информацию из одной формы в другую, перерабатывать
информацию(группировать, на основе анализа делать выводы). )
— Какие технологии я использовала для формирования УУД?
— В результате нашей совместной деятельности вы побывали в мире УУД,
попробовали практически анализировать ситуации с позиции оценки
представленности тех или иных УУД, учились мыслить по — новому.
8.Рефлексия.
Итак, наша работа завершилась Мы побывали в мире УУД, каким вы его увидели запишите свои отзывы на лепестках ромашки и прикрепите к нашей серединке.
В завершении предлагаю каждой команде свой способ
рефлексии относительно вашей деятельности в ходе мастер-класса. У каждой
команды есть карточка – помощник, воспользуйтесь ей.
1гр. Назовите соответствующую фразу:
1.Мастер-класс полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Еще придется потрудиться.
4.Да, трудно все-таки учиться!
2. Незаконченное предложение:
Самым интересным для меня было …, потому что …
Самым скучным для меня было …, потому что …
Теперь бы я ещё хотел узнать о …, потому что …
Я был бы рад …, потому что … Мне понравилось …, потому что …
Мне не понравилось …, потому что …
3. Позициональная дискуссия:
Работа была плодотворной, потому что …
Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …
Однако мы не узнали о …
Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о …
Несмотря на то, что мы не узнали…, работа позволила…
4. Точка зрения
-Выскажите свою точку зрения относительного мастер-класса и своего
самочувствия на нём. Поставьте точку в определённой части плоскости.
Очень хорошо
Ничему не научился
многому научился
Очень плохо
— В какой части плоскости вы поставили точку?
-Большое спасибо за работу! Мне было приятно с вами профессионально общаться.
Желаю всем творческих успехов!
Ромашка в центре Мир УУД