Формирование интереса к урокам трудового обучения у обучающихся с ОВЗ в начальных классах

Автор: Сыроватская Татьяна Михайловна

Первый этап трудового обучения осуществляется в 1—4 классах. На данном этапе у школьников формируется  первоначальный трудовой опыт.  К специфическим задачам этого этапа относятся: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников и формирование у них готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения.

Первостепенная задача, стоящая перед учителем младших классов,
заключается в привитии малышам интереса к труду в различных его
формах. Этому будет способствовать и использование разнообразных
методов подачи учебного материала и связи его с другими предметами.

I. Математика.

 

Можно полагать, что благодаря специфичности математики осуществление для нее межпредметных связей, например с технологией (трудом), является фактически одним из требований принципа связи обучения с жизнью, с практикой.

Например, на уроках математики на основе анализа существенных признаков (геометрической формы) и варьирования несущественными признаками (положением на плоскости, цветом, материалом и т.д.) у учащихся формируются общие представления о прямоугольнике (квадрате) и других фигурах.

Большие возможности для применения, закрепления и обогащения знаний о форме имеют уроки технологии (труда). Работая с различными материалами (бумагой, картоном, тканью, глиной, пластилином), ученики воспроизводят форму: многократно обводят, строят и вырезают треугольники, круги, прямоугольники, квадраты, учатся по чертежу определять форму фигуры и т.д. Особенно важными для познания формы на уроках технологии (труда) являются лепка и моделирование геометрических фигур, дополняющие зрительное восприятие формы осязанием.

Предметом специального изучения на уроках математики являются некоторые свойства геометрических фигур. При этом изучение геометрических фигур целесообразно проводить так, чтобы дети могли наблюдать их, включать в практику измерения и построения на уроках математики, вырезать и воспроизводить форму при изготовлении различных изделий (в частности, средств наглядности для уроков математики) на уроках технологи (труда).

При работе с проволокой и металлоконструктором дети учатся выполнять такие виды работ, как сгибание проволоки под прямым углом, отрезание ее кусочками по заданному размеру, изготавливают по образцу и контурному рисунку всевозможные изделия, выполняют сборку из деталей конструктора по образцу и техническому рисунку стола, стула, лестницы, дорожных знаков, различных видов тележек.

Цепочки из бумаги.

II. Русский язык (развитие речи)

Один из этапов урока технологии является  словесный отчёт ученика. Словесный отчет помогает ученикам лучше понять и запомнить
порядок действий, облегчает им составление плана работы над однотипным
изделием, способствует развитию речи, обогащению словарного запаса.

Обучение словесному отчету следует начинать с первого класса.
Вначале по окончании работы учитель задает детям отдельные вопросы о
том, что они делали на уроке, из чего. Постепенно педагог подводит
учащихся к составлению более подробного отчета, требующего упоминания
каждой операции. Вопросы могут быть следующими: «Что ты делал на
уроке? Из каких материалов? С чего ты начинал работу? Какую деталь
выполнял потом? Где прикреплял (руль, колеса)?» и т. д. В дальнейшем
учащиеся отчитываются с частичной помощью и самостоятельно. Учитель
следит за тем, чтобы отчет соответствовал порядку произведенных действий.

Не менее важны уроки технологии для развития мелкой моторики.

 

Литературное чтение.

 

Лепка героев сказок. «Колобок», «Лиса и журавль», «Маша и медведь»

III. Окружающий мир

 

     Уровень развития внимания у учащихся коррекционной школы весьма низок. Дети с нарушением интеллекта смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель. В связи с этим уроки технологии и окружающего мира взаимодополняют друг друга.

Фрукты овощи и там и там. (закрепление знаний).

Школа. Школьные принадлежности.

Программой как по технологии, так и по окружающему миру предусматривается проведение экскурсий в природу.

   Экскурсии в природу проводятся с целью накопления знаний учащихся
о природе и сбора материала для изготовления поделок. В процессе самой экскурсии организуется не только сбор материалов, но и изучение объектов природы, к которым они относятся. Выясняются также форма, цвет, величина, особенности поверхности материалов, возможности их использования в поделках.

IV ИЗО

       При работе с бумагой и картоном учащиеся учатся (по образцу)   составлять композиции из геометрических фигур (снеговик, домик, грузовик), орнамент в полосе, квадрате из геометрических фигур и растительных форм, делать закладки. Здесь на помощь приходят знания, полученные на уроках ИЗО, это умение расположить аппликацию на листе бумаги, выбрать цвет и форму.

Межпредметные связи осуществляются для того, чтобы один учебный предмет служил инструментом для решения задач, стоящих перед другим предметом. Формирование межпредметных знаний не может сразу, одномоментно, дать окончательный результат. Но он появится непременно, хотя, это путь труда и целенаправленного воздействия.

 

×
×