Автор: Негруца Антонина Васильевна
Normal
0
false
false
false
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
mso-bidi-font-size:12.0pt;
font-family:»Liberation Serif»,serif;
mso-fareast-language:ZH-CN;
mso-bidi-language:HI;}
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 51
Проект
по ознакомлению дошкольников
старшего дошкольного возраста
с профессиями взрослых
«Много есть профессий разных —
важных, нужных и прекрасных!»
группе №7 «Колокольчик» МБДОУ д/с№51.
Срок реализации сентябрь 2016-май 2017гг.
Выполнили:
воспитатели
Негруца Антонина Васильевна
г. Таганрог – 2016г.
1. Название проекта: «Много есть профессий разных — важных, нужных и прекрасных!».
2. Тема проекта: «Знакомство дошкольников с профессиями взрослых»
3. Автор проекта: воспитатели МБДОУ д/с №51 Негруца А.В.
4. Участники проекта: дети, родители средней группы №7 «Колокольчик», педагоги, специалисты ДОУ (психолог, муз.руководитель, инструктор ФК).
5. Вид проекта: познавательный, практико-ориентированный (с элементами творчества), групповой.
6. База проекта: МБДОУ д/с №51, Ростовская обл., г. Таганрог,
ул. Котлостроительная, 21/2.
7. Срок реализации: сентябрь 2016г. — май 2017г., долгосрочный.
8. Характеристика инновационного проекта:
Главная проблема.
В ходе наблюдений и бесед с детьми выяснилось, что они мало знакомы с видами профессий и их спецификой, с профессиями своих родителей. Порой они не знают место работы, название специальности, трудовых обязанностей родителей. Иногда понимание ребенком специфики профессии соседствует с комичным. На вопрос «Кем работает твой папа?», можно услышать ответы: «Папа: целый день играет за компьютером». А на самом деле папа – программист и не просто играет, а работает за компьютером, создавая что-то новое и полезное для общества.
Таким образом, назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.
Концептуализация.
Оригинальность данного проекта обеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:
1. Создание развивающего игрового пространства группы.
Весь материал, собранный в игровом пространстве группы будет использоваться в непосредственно образовательной, совместной, в самостоятельной деятельности детей, что позволит организовать разные виды деятельности, драматизации, сюжетно-ролевые игры и т.д., а также для проведения детских праздников.
2. В воспитательно-образовательном процессе реализация основного педагогического условия — интегрированный подход в развитии детей. Интеграция в проекте предполагает взаимосвязь разных видов деятельности: речевой, игровой, двигательной, музыкальной, театрализованной, изобразительной, которая отражена в модели ознакомления детей с профессиями взрослых на основе использования художественной литературы, драматизации, сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр, а также наблюдениями за деятельностью взрослых.
3. Осуществление единства воспитательно-образовательного взаимодействия с семьями воспитанников.
Вышеназванные идеи характеризуют особенности данного проекта.
Актуальность проблемы.
Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе. Проблемы обеспечения условий успешной социализации и создания равных возможностей определены в качестве наиболее важных и актуальных в приоритетных направлениях развития Российской системы образования.
Ориентация в современном мире профессий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.
Профессиональное ориентирование в дошкольном детстве имеет большое значение. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых формирует у ребенка первоначальные представления о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Поэтому ознакомление дошкольников с профессиями играет важную роль в развитии ребенка.
Для того чтобы ребёнок осознано сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо им знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Целью детской профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.
Цель инновационного проекта:
· создание условий для формирования целостного представления дошкольников о профессиях взрослых и их роли в обществе и жизни каждого человека.
Основные задачи, решаемые внедрением проекта:
для педагогов:
- создание тематической подборки (картинки и наглядно — демонстрационный материал) по теме «Профессии»;
· выявить знания детей о профессиях;
· подготовить перспективный план по работе над проектом;
· подготовить план экскурсий по теме «Профессии»;
· разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности по теме «Профессии»;
· оформить картотеку д/и по теме проекта;
· сделать подборку детской художественной литературы по теме;
· сделать подборку произведений УНТ по теме проекта (загадки, пословицы, поговорки);
- разработать материалы по развитию сюжетно-ролевых игр (с перечнем необходимых атрибутов) по теме проекта;
· оформить результаты проекта для родителей в форме плакатов, книг, презентации;
· анкетирование родителей по работе над проектом.
Для детей:
- продолжать формировать реалистическое представление дошкольников о труде взрослых;
- развивать понимание значимости профессии в жизни человека;
- расширять знания детей о профессиях родных людей, значимости их труда для семьи и общества;
- познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий;
- способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых;
- формировать у детей потребность задумываться о выборе будущей профессии;
- дать представления о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию;
- развивать коммуникативные навыки;
- расширить и активизировать словарь по теме;
- активизировать внимание и память;
- развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
- поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности;
- воспитывать гордость за родителей и уважение к ним.
Для родителей:
- беседы о профессиях родителей в домашней обстановке;
· подготовка рассказа о любой из профессий;
· участие в совместных с детьми творческих работах по теме проекта (рисунки, фотографии, клипы, плакаты и т.д.).
Продукты проекта:
· выставка совместных работ детей и родителей по проекту «Профессии»;
- викторина «Все профессии важны»
· презентация проекта;
· публикация материала.
Механизмы реализации цели и задач проекта:
Для реализации проекта были определены этапы:
1 этап — подготовительный.
На данном этапе была определена цель, намечены основные направленияреализации проекта, подобрана методическая и художественная литература, разработано содержание воспитательно-образовательного процесса по формированию формированию представлений о профессиях взрослых на основе использования игровых ситуаций, чтения художественной литературы, наблюдений и внедрения личного опыта дошкольников и взрослых.
2 этап — основной, практический.
На данном этапе выполняется план по реализации проекта (проводятся консультации, повышающие уровень педагогической культуры родителей, для детей организуются НОД, беседы, наблюдения, игровые ситуации, инсценировки, досуги и т.д.)
3 этап — заключительный.
На данном этапе обобщаются и структурируются материалы по результатам работы, определяется эффективность реализации и перспективы дальнейшего развития проекта, проводится презентация проекта.
Содержание проекта:
Формы и методы реализации проекта.
Методы реализации проекта:
Проблемно-поисковый — ставит проблемы, предлагает инструменты для их решения.
Игровой — учит выявлять противоречивые свойства явлений.
Практический — создание моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объекта, преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними.
Работа строится на основе индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам.
Формы реализации проекта:
· Художественно-речевая деятельность детей (НОД, беседы, наблюдения, ситуации, д/и, с/р игры и т.д.).
· Изобразительная деятельность, ручной труд, конструирование.
· Театрализация, драматизация художественных произведений.
· Чтение художественной литературы.
· Рассматривание картин, иллюстраций.
Реализация проекта осуществляется
путём интеграции образовательных областей:
· Познавательное развитие
· Социально-коммуникативное развитие
· Речевое развитие
· Художественно-эстетическое развитие
· Физическое развитие
Ожидаемые результаты от внедрения проекта.
Для детей:
· сформированность знаний о некоторых профессиях, их назначении, особенностях;
· пополнение лексики воспитанников;
- расширение знаний о своей семье.
Для родителей:
· успешное взаимодействие со своими детьми;
- повышение психолого-педагогических компетенций.
Для педагогов:
· создание предметно-развивающей среды по теме проекта;
· совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Новизна разработки проекта:
· Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в дошкольников с трудом людей.
· Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в приобщении дошкольников к труду взрослых.
· Обогащение предметно — развивающей среды по теме «Профессии взрослых».
· Обобщение и распространение опыта работы.
· Родители становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса по формированию представлений у старших дошкольников о профессиях взрослых.
I этап: Организационно-подготовительный.
№ |
Содержание деятельности |
Предполагаемый результат |
Сроки |
1. |
Изучение проблемной ситуации, выбор темы проекта. |
Определение темы проекта, цели и постановка задач. |
сентябрь |
2. |
Изучение методической литературы по теме проекта. |
Знание предлагаемых методик. |
сентябрь |
3. |
Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме. |
Знание перечисленных документов. Готовность к применению. |
сентябрь |
4. |
Разработка проекта, перспективного плана мероприятий по теме. |
Перспективно-тематический план. |
сентябрь |
5. |
Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности. |
Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе». |
в течение года |
6. |
Подбор материала по теме. |
Подборка иллюстраций, картин, разработка и изготовление дидактических игр, картотек по данной теме. |
в течение года |
II этап: Практический. (Внедрение инновационного проекта в образовательно-воспитательный процесс ДОУ).
№ |
Содержание деятельности |
Предполагаемый результат |
Сроки реализации |
1. |
Блок 1. Профессии работников детского сада. |
Дети имеют представления о людях, работающих в ДОУ, их трудовых действиях, необходимых для работы инструментах, качествах характера. |
1-2 неделя сентября |
2. |
Блок 2. Профессии моей семьи. |
Дети знают где работают их родители, как называются их профессии, в чем заключаются трудовые действия. |
3-4 неделя сентября |
3. |
Блок 3. Человек для человека. |
Дети знакомятся с профессиями, связанными с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. |
1-2 неделя октября |
4. |
Блок 4. Человек и техника. |
Дети знакомятся с профессиями, связанными с конструкциями, сборкой, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. |
3-4 неделя октября |
5. |
Блок 5. Профессии на селе. |
Дети имеют представления о специфике профессий людей, работающих в сельской местности. |
1-2 неделя ноября |
6. |
Блок 6. Профессии моего города. |
Дети знакомятся с тем, где и кем можно работать в родном городе. |
3-4 неделя ноября |
7. |
Блок 7. «Женские», «мужские» профессии. |
Дети имеют представления о специфике профессий со стороны гендерной принадлежности. |
1-2 неделя декабря |
8. |
Блок 8. Природа и труд людей. |
Дети знакомятся с профессиями, связанными с изучением живой и неживой природы, уходом за растениями и животными, профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. |
3-4 неделя декабря |
9. |
Блок 9. Творческие профессии. |
Дети знакомятся с профессиями творческого направления. |
январь |
10. |
Блок 10. Героические профессии. |
Дети имеют представления о роли людей, оберегающих порядок и покой граждан, об истории возникновения этих профессий. |
февраль |
11. |
Блок 11. Редкие профессии. |
Опыт детей обогащается знанием о необычных профессиях людей. |
1-2 неделя марта |
12. |
Блок 12. Вновь появившиеся профессии. |
Дети знакомятся с профессиями людей появившимися в последнее время. |
3-4 неделя марта |
13. |
Блок 13. Старинные профессии. |
Дети знакомятся с профессиями, которых уже не существуют. |
1-2 неделя апреля |
14. |
Блок 14. Профессии будущего. |
Дети учатся делать предположения, фантазировать о профессиях, которые могут появиться в будущем. |
3-4 неделя апреля |
15. |
Блок 15. Кем бы я хотел стать? |
У ребенка сформирован интерес к профессиям взрослых, он самостоятельно делает выбор в сторону той или иной профессии, знает ее специфику. |
май |
III этап: Заключительный. (Отслеживание результатов качества развития познавательных интересов; обобщение опыта работы по реализации проекта). Сроки реализации.
№ |
Содержание деятельности |
Предполагаемый результат |
1. |
Отслеживание результатов реализации проекта |
Эффективность разработанной и внедренной системы по проблеме |
|
Альбом «Профессий много есть на свете» |
Изготовление альбома с фотографиями людей разных профессий. |
2. |
Изготовление пособий по теме |
Картотеки Д/И, СР/И, подборка ХЛ, УНТ |
3. |
Изготовление костюмов и атрибутов к СР/И |
Пополнить атрибуты к СР/И |
4. |
Выставка «Куклы в профессиональной одежде» |
Изготовление одежды для кукол |
4. |
Изготовление книги «Трудовая летопись моей семьи» |
Книга «Трудовая летопись моей семьи» |
5. |
Викторина «Все профессии важны» |
Совместное участие детей и родителей в викторине, закрепление полученных знаний. |
7. |
Создание презентации по итогам реализации проекта. |
Презентация проекта. |
10. Результаты реализации инновационного проекта:
— тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята;
— данный проект способствовал улучшению психологического климата в группе, способствовал поддержанию сотрудничества детей и взрослых;
— возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные предметы-заместители, осуществляют ролевой диалог, выполняют специфические трудовые действия;
— расширился кругозор детей по теме «Профессии»;
— удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, родители принимали активное участие в реализации проекта.