8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Проект по ознакомлению дошкольников старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых «Много есть профессий разных — важных, нужных и прекрасных!»

Автор: Негруца Антонина Васильевна

Normal
0

false
false
false

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
mso-bidi-font-size:12.0pt;
font-family:»Liberation Serif»,serif;
mso-fareast-language:ZH-CN;
mso-bidi-language:HI;}

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Детский сад  № 51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект

по ознакомлению дошкольников

старшего дошкольного возраста 

с профессиями взрослых

«Много есть профессий разных —

важных, нужных и прекрасных!»

 группе №7 «Колокольчик»   МБДОУ д/с№51.

Срок реализации сентябрь 2016-май 2017гг.

 

 

 

                                                                         

 

 Выполнили:

воспитатели

                                                                        Негруца Антонина Васильевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Таганрог – 2016г.

1.      Название проекта: «Много есть профессий разных — важных, нужных и прекрасных!».

2.      Тема проекта: «Знакомство дошкольников с профессиями взрослых» 

3.      Автор проекта: воспитатели  МБДОУ д/с №51 Негруца А.В.

4.      Участники проекта: дети, родители средней группы №7 «Колокольчик», педагоги, специалисты ДОУ (психолог, муз.руководитель, инструктор ФК).

5.      Вид проекта:  познавательный, практико-ориентированный (с элементами творчества), групповой.

6.      База проекта: МБДОУ д/с №51, Ростовская обл., г. Таганрог,

       ул. Котлостроительная, 21/2.

7.      Срок реализации: сентябрь 2016г. — май 2017г., долгосрочный.

8.     Характеристика инновационного проекта:

Главная проблема.

В ходе наблюдений и бесед с детьми выяснилось, что они мало знакомы с  видами профессий и их спецификой, с профессиями своих родителей.  Порой они не знают место работы, название специальности, трудовых обязанностей родителей. Иногда понимание ребенком специфики профессии соседствует с комичным. На вопрос «Кем работает твой папа?», можно услышать ответы: «Папа: целый день играет за компьютером». А на самом деле папа – программист и не просто играет, а работает за компьютером, создавая что-то новое и полезное для общества.
Таким образом, назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.

 

Концептуализация.

 Оригинальность данного  проекта обеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:

1.     Создание развивающего игрового пространства группы.

Весь материал, собранный в игровом  пространстве группы будет использоваться в непосредственно образовательной, совместной, в самостоятельной деятельности детей, что позволит организовать разные виды деятельности, драматизации, сюжетно-ролевые игры и т.д., а также для проведения  детских праздников.

2. В воспитательно-образовательном процессе реализация основного педагогического условия — интегрированный подход в развитии детей. Интеграция в проекте предполагает взаимосвязь разных видов деятельности: речевой, игровой, двигательной, музыкальной, театрализованной, изобразительной, которая отражена в модели ознакомления детей  с профессиями взрослых на основе использования художественной литературы, драматизации, сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр, а также наблюдениями за деятельностью взрослых.

3. Осуществление единства воспитательно-образовательного взаимодействия с семьями воспитанников.

 Вышеназванные идеи характеризуют особенности данного проекта.

Актуальность проблемы.

Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе. Проблемы обеспечения условий успешной социализации и создания равных возможностей определены в качестве наиболее важных и актуальных в приоритетных направлениях развития Российской системы образования.

Ориентация в современном мире профессий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Профессиональное ориентирование в дошкольном детстве имеет большое значение. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых формирует у ребенка первоначальные представления о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Поэтому ознакомление дошкольников с профессиями играет важную роль в развитии ребенка.

Для того чтобы ребёнок осознано сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо им знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Целью детской профориентации в дошкольном учреждении является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

 

Цель инновационного проекта:

·        создание условий для формирования целостного представления дошкольников о профессиях взрослых и их роли в обществе и жизни каждого человека.

 

Основные задачи, решаемые внедрением проекта: 

для педагогов:

  • создание тематической подборки (картинки и наглядно — демонстрационный материал) по теме «Профессии»;

·        выявить знания детей о профессиях;

·        подготовить перспективный план по работе над проектом;

·        подготовить план экскурсий по теме «Профессии»;

·        разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности по теме «Профессии»;

·        оформить картотеку д/и по теме проекта;

·        сделать подборку детской художественной литературы по теме;

·        сделать подборку произведений УНТ по теме проекта (загадки, пословицы, поговорки);

  • разработать материалы по развитию сюжетно-ролевых игр (с перечнем необходимых атрибутов) по теме проекта;

·        оформить результаты проекта для родителей в форме плакатов, книг, презентации;

·        анкетирование родителей по  работе над проектом.

 

Для детей:

  •  продолжать формировать реалистическое представление дошкольников о труде взрослых;
  •  развивать понимание значимости профессии в жизни человека;
  •  расширять знания детей о профессиях родных людей, значимости их труда для семьи  и общества;
  •  познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий;
  •  способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых;
  •  формировать у детей потребность задумываться о выборе будущей профессии;
  •  дать представления о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию;
  •  развивать коммуникативные навыки;
  •  расширить и активизировать словарь по теме;
  •  активизировать внимание и память;
  •  развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
  •  поощрять творческие проявления в ролевых играх о профессиях;
  •  обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности;
  •  воспитывать гордость за родителей и уважение к ним.

Для родителей:

  •  беседы о профессиях родителей в домашней обстановке;

·         подготовка рассказа о любой из профессий;

·         участие в совместных с детьми творческих работах по теме проекта (рисунки, фотографии, клипы, плакаты и т.д.).

Продукты проекта:

·        выставка совместных работ детей и родителей по проекту «Профессии»;

  • викторина «Все профессии важны»

·        презентация проекта;

·        публикация материала.

 

Механизмы  реализации  цели и задач проекта:

Для реализации  проекта  были определены  этапы:

1 этап — подготовительный.

На данном этапе была определена цель, намечены основные направленияреализации проекта, подобрана  методическая и художественная литература, разработано содержание воспитательно-образовательного процесса по формированию  формированию представлений о профессиях взрослых на  основе  использования игровых ситуаций, чтения художественной литературы, наблюдений и внедрения личного опыта дошкольников и взрослых.

2 этап — основной, практический.

На данном этапе выполняется план по реализации проекта (проводятся консультации, повышающие  уровень педагогической культуры  родителей, для детей организуются НОД, беседы, наблюдения, игровые ситуации, инсценировки, досуги и т.д.)

3 этап — заключительный.

На данном этапе обобщаются и структурируются материалы по результатам работы, определяется  эффективность  реализации  и  перспективы дальнейшего развития проекта, проводится презентация проекта.

 

Содержание проекта:

Формы и методы реализации проекта.

Методы реализации проекта:
Проблемно-поисковый — ставит проблемы, предлагает инструменты для их решения.
Игровой — учит выявлять противоречивые свойства явлений.

Практический — создание моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объекта, преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними.

Работа строится  на основе индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам.

 

Формы реализации проекта:

·        Художественно-речевая деятельность детей (НОД, беседы, наблюдения, ситуации, д/и, с/р игры и т.д.).

·        Изобразительная деятельность, ручной труд, конструирование.

·        Театрализация, драматизация художественных произведений.

·        Чтение художественной литературы.

·        Рассматривание картин, иллюстраций.

 

Реализация проекта осуществляется

путём интеграции образовательных областей:

·        Познавательное развитие

·        Социально-коммуникативное развитие

·        Речевое развитие

·        Художественно-эстетическое развитие

·        Физическое развитие

 

Ожидаемые результаты от внедрения проекта.

Для детей:

·        сформированность знаний о некоторых профессиях, их назначении, особенностях;

·        пополнение лексики воспитанников;

  • расширение знаний о своей семье.

Для родителей:

·        успешное взаимодействие со своими детьми;

  • повышение психолого-педагогических компетенций.

Для педагогов:

·        создание предметно-развивающей среды по теме проекта;

·        совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

  • повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

 

Новизна разработки проекта:

·        Комплексный подход для эффективного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в дошкольников с трудом людей.

·         Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в  приобщении  дошкольников к труду взрослых.

·         Обогащение предметно — развивающей среды по теме «Профессии взрослых».

·         Обобщение и распространение опыта работы.

·        Родители становятся активными участниками воспитательно-образовательного процесса по формированию представлений у старших дошкольников о профессиях взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

I этап: Организационно-подготовительный.

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Сроки

1.

Изучение проблемной ситуации, выбор темы проекта.

Определение темы проекта, цели и постановка задач.

сентябрь

2.

Изучение методической литературы по теме проекта.

Знание предлагаемых методик.

сентябрь

3.

Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме.

Знание перечисленных документов. Готовность к применению.

сентябрь

4.

Разработка проекта, перспективного плана мероприятий по теме.

Перспективно-тематический план.

сентябрь

5.

Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.

Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе».

в течение года

6.

Подбор материала по теме.

Подборка иллюстраций, картин,  разработка и изготовление дидактических игр, картотек  по данной теме.

в течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II этап: Практический. (Внедрение инновационного проекта в образовательно-воспитательный процесс ДОУ).

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Сроки

реализации

1.

Блок 1.

Профессии работников детского сада.

Дети имеют представления о людях, работающих в ДОУ, их трудовых действиях, необходимых для работы инструментах, качествах характера.

1-2 неделя сентября

2.

Блок 2.

Профессии моей семьи.

Дети знают где работают их родители, как называются их профессии, в чем заключаются трудовые действия.

3-4 неделя сентября

3.

Блок 3.

Человек для человека.

Дети знакомятся с профессиями, связанными с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой.

1-2 неделя 

октября

4.

Блок 4.

Человек и техника.

Дети знакомятся с профессиями, связанными с конструкциями, сборкой, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники.

3-4 неделя

октября

5.

Блок 5.

Профессии на селе.

Дети имеют представления о специфике профессий людей, работающих в сельской местности.

1-2 неделя

ноября

6.

Блок 6.

Профессии моего города.

Дети знакомятся с тем, где и кем можно работать в родном городе.

3-4 неделя

ноября

7.

Блок 7.

«Женские», «мужские» профессии. 

Дети имеют представления о специфике профессий со стороны  гендерной принадлежности.

1-2 неделя

декабря

8.

Блок 8.

Природа и труд людей.

Дети знакомятся с профессиями, связанными с изучением живой и неживой природы, уходом за растениями и животными, профилактикой и лечением заболеваний растений и животных.

3-4 неделя

декабря

9.

Блок 9.

Творческие профессии.

Дети знакомятся с профессиями творческого направления.

январь

10.

Блок 10.

Героические профессии.

Дети имеют представления о роли людей, оберегающих порядок и покой граждан, об истории возникновения этих профессий.

февраль

11.

Блок 11.

Редкие профессии.

Опыт детей обогащается знанием о необычных профессиях людей.

1-2 неделя

марта

12.

Блок 12.

Вновь появившиеся профессии.

Дети знакомятся с профессиями людей появившимися в последнее время.

3-4 неделя

марта

13.

Блок 13.

Старинные профессии.

Дети знакомятся с профессиями, которых уже не существуют.

1-2 неделя

апреля

14.

Блок 14.

Профессии будущего.

Дети учатся делать предположения, фантазировать о профессиях, которые могут появиться в будущем.

3-4 неделя

апреля

15.

Блок 15.

Кем бы я хотел стать?

У ребенка сформирован интерес к профессиям взрослых, он самостоятельно делает выбор в сторону той или иной профессии, знает ее специфику.

май

 

 

III этап: Заключительный. (Отслеживание результатов качества развития познавательных интересов; обобщение опыта работы по реализации проекта). Сроки реализации.

 

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1.

Отслеживание результатов реализации проекта

Эффективность разработанной и внедренной системы по проблеме

 

Альбом «Профессий много есть на свете»

Изготовление альбома с фотографиями людей разных профессий.

2.

Изготовление пособий по теме

 Картотеки Д/И, СР/И, подборка ХЛ, УНТ

3.

Изготовление костюмов и атрибутов к СР/И

Пополнить атрибуты к СР/И

4.

Выставка «Куклы в профессиональной одежде»

Изготовление одежды для кукол

4.

Изготовление книги «Трудовая летопись моей семьи»

Книга «Трудовая летопись моей семьи»

5.

Викторина «Все профессии важны»

Совместное участие детей и родителей в викторине, закрепление полученных знаний.

7.

Создание презентации по итогам реализации проекта.

Презентация проекта.

 

10. Результаты реализации инновационного проекта:

— тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята;

— данный проект способствовал улучшению психологического климата в группе, способствовал поддержанию сотрудничества детей и взрослых;

— возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные предметы-заместители,  осуществляют ролевой диалог, выполняют специфические трудовые действия;

— расширился кругозор детей по теме «Профессии»;

— удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, родители принимали активное участие в реализации проекта.

 

 

 

 

 

 

 

×
×