Автор: Глумова Наталья Ивановна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;
mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
ГБОУ Республики Марий Эл «Школа № 2 г. Йошкар — Олы»
АОП
по письму и развитию речи
(индивидуальная образовательная программа)
на 2018 – 2019 учебный год
(составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой.
1 – 4 классы).
Составитель:
Учитель Глумова Н.И.
Йошкар – Ола
2018г.
РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 2 класса ГБОУ РМЭ «Школа №2 г. Йошкар-Олы». Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)по русскому языку.
Программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю и ориентирована на учебник Э. В. Якубовской «Русский язык». Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2013г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В начальном обучении предмет «Русский язык»занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» (письмо и развитие речи) носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения. Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Срок реализации программы – 1год.
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
Формировать основные орфографические и пунктуационные
Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением её элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Содержание программы
На основании Примерной программы специальной коррекционной образовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой 2010 года издания, учащиеся усваивают:
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные, их различение.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двухсложных словах. Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами иий, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после согласных.
Слова звонкие и глухие, артикуляционно сходные, свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твёрдые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительнымиь и ъ.
Слово
Изучение слов, обозначающих предметы:
называние предметов и различение их по вопросам кто? что?;
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов, различение основных частей хорошо знакомых предметов;
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства.
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям.
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
Изучение слов, обозначающих действия:
называние действий предметов по вопросам что делает? что делают?;
группировка действий по признаку их однородности;
различение предметов по их действиям;
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом. Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения:
составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
заканчивание начатого предложения;
составление предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку;
выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Связная письменная речь
(упражнения даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку)
Расположение 2-3 коротких предложений в последовательном порядке.
Составление подписей к серии из 2-3 сюжетных картинок.
Правильное использование личных местоимений вместо имени существительного.
Письмо и чистописание
(упражнения проводятся ежедневно (по 5-8 мин); содержание занятий связывается с материалом урока)
№ п/п |
Тема урока |
Колич. час. |
Дата |
|
I четверть …27ч. |
||||
|
Повторение (8ч) |
|
|
|
1 |
Предложение |
1 |
|
|
2 |
Предложение и его схема. |
1 |
|
|
3 |
Распространение предложений. |
1 |
|
|
4 |
Слово. |
1 |
|
|
5 |
Составление предложений с данным словом |
1 |
|
|
6 |
Звук и буква. Их различение |
1 |
|
|
7 |
Слова различающиеся одним звуком. Контрольное списывание по теме «Предложение» |
1 |
|
|
8 |
Слова различающиеся одним звуком, количеством звуков. |
1 |
|
|
|
Звуки и буквы (9ч) |
|
|
|
9 |
Гласные звуки и буквы. |
1 |
|
|
10 |
Согласные звуки и буквы. |
1 |
|
|
11 |
Слова, которые различаются одним звуком. |
1 |
|
|
12 |
Слова, которые различаются количеством звуков. |
1 |
|
|
13 |
Слова, которые различаются последовательностью звуков. |
1 |
|
|
14 |
Ударение в словах. |
1 |
|
|
15 |
Выделение ударного гласного в слове. |
1 |
|
|
16 |
Контрольное списывание по теме «Звуки и буквы» |
1
|
|
|
17 |
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Звуки и буквы» |
1 |
|
|
|
Слог (7ч) |
|
|
|
18 |
Деление слов на слоги. |
1 |
|
|
19 |
Гласные в образовании слогов. |
1 |
|
|
20 |
Перенос слов по слогам. Словарный диктант. |
1 |
|
|
21 |
Деление слов со звуками И-Й на слоги. |
1 |
|
|
22 |
Слова со звуками Л-Р. |
1 |
|
|
23 |
Контрольное списывание по теме «Слог». |
1 |
|
|
24 |
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Слог» |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Парные звонкие и глухие согласные (8ч)
|
|
|
|
25 |
Парные звонкие и глухие согласные: Б-П |
1 |
|
|
26 |
Различение В-Ф. |
1 |
|
|
27 |
Парные звонкие и глухие согласные: Г-К. |
1 |
|
|
|
II четверть…21ч. |
|
|
|
28 |
Различение Д-Т. |
1 |
|
|
29 |
Различение Ж-Ш |
1 |
|
|
30 |
Различение З-С |
1 |
|
|
31 |
Контрольное списывание «Рыбки» по теме «Парные звонкие и глухие согласные» |
1 |
|
|
32 |
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Парные звонкие и глухие согласные» |
1 |
|
|
|
Шипящие и свистящие согласные (3ч) |
|
|
|
33 |
Шипящие согласные. |
1 |
|
|
34 |
Свистящие согласные |
1 |
|
|
35 |
Различай шипящие и свистящие согласные |
1 |
|
|
|
Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога (7ч) |
|
|
|
36 |
Буква Е в начале слова или слога. |
1 |
|
|
37 |
Буква Ё в начале слова или слога. |
1 |
|
|
38 |
Буква Ю в начале слова или слога. |
1 |
|
|
39 |
Буква Я в начале слова или слога. |
1 |
|
|
40 |
Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. |
1 |
|
|
41 |
«Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога». Самостоятельное списывание. |
1 |
|
|
42 |
Закрепление по теме «Гласные буквы У, Ё, Ю, Я в начале слова или слога» |
1 |
|
|
|
Твёрдые и мягкие согласные (7ч) |
|
|
|
43 |
Гласные Ы-И после твёрдых и мягких согласных. |
1 |
|
|
44 |
Гласные О-Ё после твёрдых и мягких согласных. |
1 |
|
|
45 |
Гласные У-Ю после твёрдых и мягких согласных. |
1 |
|
|
46 |
Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных. |
1 |
|
|
47 |
Контрольное списывание «Олень» по теме «Твердые и мягкие согласные» |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
III четверть…30ч. |
|
|
|
48 |
Гласная Е после мягких согласных. |
1 |
|
|
49 |
Различение твёрдых и мягких согласных. |
2 |
|
|
|
Мягкий знак (ь) на конце слова (5ч) |
|
|
|
50 |
Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. |
1 |
|
|
51 |
Письмо слов с мягкими согласными на конце |
1 |
|
|
52 |
Различай твёрдые и мягкие согласные на конце слова. |
1 |
|
|
53 |
Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце. |
1 |
|
|
54 |
Различай слова с твёрдыми и мягкими согласными на конце. Словарный диктант. |
1 |
|
|
|
СЛОВО. Названия предметов (19ч) |
|
|
|
55 |
Предмет и его название. |
1 |
|
|
56 |
Названия предметов, отвечающие на вопрос что? |
1 |
|
|
57 |
Названия частей предмета. |
1 |
|
|
58 |
Различение сходных предметов и их названий. |
1 |
|
|
59 |
Контрольное списывание по теме «Названия предметов» |
1 |
|
|
60 |
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Названия предметов» |
1 |
|
|
61 |
Обобщающее слово для группы однородных предметов |
1 |
|
|
62 |
Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? |
1 |
|
|
63 |
Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? |
1 |
|
|
64 |
Обобщающее слово для группы однородных предметов. |
1 |
|
|
65 |
Различие слов, обозначающих один или несколько одинаковых предметов. |
1 |
|
|
66 |
Слова отвечающие на вопросы что? кто? Словарный диктант. |
1 |
|
|
67 |
Большая буква в именах людей. |
1 |
|
|
68 |
Большая буква в именах и фамилиях |
1 |
|
|
69 |
Большая буква в кличках животных. |
1 |
|
|
70 |
Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных |
1 |
|
|
71 |
Диктант по теме «Имена собственные»
|
1 |
|
|
72
|
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Имена собственные» |
1 |
|
|
73 |
Обобщение по теме «Написание имен собствен-ных» |
1 |
|
|
|
Названия действий (8ч) |
|
|
|
74 |
Названия действий, отвечающих на вопрос что делает? |
1 |
|
|
75 |
Названия действий, отвечающие на вопрос что делают? |
1 |
|
|
76 |
Подбор названий действий к названиям предметов. |
1 |
|
|
|
IV четверть…24ч. |
|
|
|
77 |
Кто как передвигается ? |
1 |
|
|
78 |
Слова отвечающие на вопросы что делает? Что делают? |
1 |
|
|
79 |
Слова отвечающие на вопросы что делает? Что делают? |
1 |
|
|
80 |
Различение названий предметов и названий действий по вопросам. |
1 |
|
|
81 |
Контрольное списывание «У дедушки» по теме «Слова обозначающие действия предметов» |
1 |
|
|
82 |
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Названия действий» |
1 |
|
|
|
Предлоги (5ч) |
|
|
|
83 |
Предлог как отдельное слово. |
1 |
|
|
84 |
Употребление предлогов в предложении |
1 |
|
|
85 |
Закрепление по теме «Предлоги». Словарный диктант. |
1 |
|
|
86 |
Выделение непроверяемой гласной в словах. |
1 |
|
|
87 |
Написание родственниках.гласных в словах- |
1 |
|
|
|
Предложение (10ч)
|
|
|
|
88 |
Выделение предложения из текста |
1 |
|
|
89 |
Выделение предложения из текста |
1 |
|
|
90 |
Правила записи предложения. |
1 |
|
|
91 |
Контрольное работапо теме «Повторение пройденного за год» |
1 |
|
|
92 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
|
93 |
Предложение и его схема. |
1 |
|
|
94 |
Различение набора слов и предложения. |
1 |
|
|
95 |
Порядок слов в предложении. |
1 |
|
|
96 |
Завершение начатого предложения. Самостоятельная работа. |
1 |
|
|
97 |
Звонкие и глухие согласные. |
1 |
|
|
98 |
Твёрдые и мягкие согласные. |
1 |
|
|
99 |
Ь знак на конце слов. |
1 |
|
|
100 |
Названия предметов. |
1 |
|
|
|
|
|
|
Список литературы
1. Э. В. Якубовская «Русский язык». 2 класса :учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. / Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова. М., «Просвещение», 2013г.
2.Дмитриева О.И., Казакова О.В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.; Вако, 2008.
3.Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2009
4.Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., 2008.