8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Методические наработки уроков биологии в 5 классе согласно ФГОС

Автор: Бабичева Татьяна Юрьевна

       Сегодня жизнь выдвигает новые требования к образованию, заставляет с иных позиций оценивать его эффективность. Нарастает неудовлетворенность общества образовательными результатами, полученными в процессе школьного образования, их неадекватностью современным требованиям и ожиданиям. В связи с этим назрела необходимость создания Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

      В чем отличие нового стандарта от предыдущих?  

Одно из отличий ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. Другим принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

      В связи с этим хочу поделиться опытом работы по ФГОС на уроках биологии в 5 классе. Целью моей педагогической работы является изучение способов формирования познавательного интереса, а также создание у учащихся внутренней положительной мотивации.

                                  Используемые педагогические технологии:

1.    Игровые

2.    Исследовательские

3.    Информационно-коммуникативные

4.    Здоровьесберегающие

 

       Разберем основные принципы построения уроков биологии в 5 классе: 

1.    Начинаем изучение темы с построения проблемного вопроса и формулировки темы:

v Вокруг нас великое множество бактерий, но почему мы их не видим?

v Почему древние люди очень мало знали о природе?

v Мы с вами знаем, что дом состоит из кирпичей? А как вы думаете, из чего состоят живые организмы? Что является их кирпичиками?

2.    Определились с темой урока, начинаем использовать педагогические технологии для активизации мыслительной деятельности учащихся.

   Игровые

    Игра «Распредели правильно»: ак как у ребят уже достаточно опыта общения с природой предлагается список с картинками организмов, которых надо распределить по двум группам: беспозвоночные и позвоночные. С помощью учителя ребята успешно справляются с этим заданием. Для закрепления дается изображения животных без подписей. Задача учащихся правильно распределить организмы по группам.

    Игра «Сложи слово»: задается вопрос, например: как называются мужские и женские половые клетки? Даны варианты слов, а скорее сочетание букв,  из них надо составить правильные слова:

v Мегаты – гаметы

v Срептозомаиды – сперматозоиды

v Ткияйклеце – яйцеклетки

Данная игра может применяться как для изучения темы, так и для закрепления.

          Игра «Текст»: учащимся дается текст с пропусками слов, используя учебник вписать нужные слова в пропуски.

v Между организмом и окружающей средой происходит___________. Он невозможен без двух важных, но противоположных процессов__________ и ________. При ____ организм получает из внешней среды____, которые усваиваются в процессе_________. ______  -это удаление непереваренных остатков пищи и вредных веществ.

         Игра «Загадки», несмотря на ее банальность, всегда вызывает у учащихся положительные эмоции. Поэтому для формирования внутренней положительной мотивации загадки необходимы.

        Игра «Найди пару»: класс разбивается на две команды. Каждый игрок в одной команде получает по карточке с изображением растения (животного) или с названием науки. Игроки другой команды получают карточки с названием растения (животного) или с определением, что изучает наука. По сигналу игроки ищут пару в другой команде.

      Такая игра не только способствует усвоению учащимися материала через активную деятельность, но и помогает снять усталость и напряжение.

     Исследовательские

Данные технологии я использую как в качестве домашнего задания, так и для самостоятельной работы на уроке. Исследовательские работы учащихся:

v Наблюдение за домашним питомцем в течение одного дня

v Наблюдение за погодой в течение недели

v Измерение листьев березы (или другого дерева)

v Проверить растворимость сахара и крахмала в воде.

v Работа с микроскопом: даны микропрепараты, найти в них клетки и зарисовать. Отметить оболочку цитоплазму и ядро. Определить какие клетки живые, а какие мертвые.

    Информационно-коммуникативные

ИКТ по ФГОС необходимое звено, так как вся обработка информации, усвоение УУД происходит при участии современных технических средств (компьютер, мультимедийная доска, проектор, планшет, документ-камера и тд.). Обязательным условием является применение на уроках биологии видеофильмов, музыки, анимации, мультимедийной презентации.

Опыт работы показал, что использование данных технологий на уроках:

ü Активизирует познавательную деятельность учащихся;

ü Повышает мотивацию к биологии;

ü Экономит время на объяснение материала;

ü Позволяет дополнить и углубить содержание темы

     Здоровьесберегающие технологии в физическом отношении подразумевают снятие напряжения, усталости с организма; в эмоциональном отношении заряжение положительной энергией через физическую активность. Данный факт всегда вызывает улыбку у ребят. Приведу примеры здоровьесберегающих технологий, которые я применяю:

v Гимнастика для глаз.

v Упражнения для снятия общего или локального утомления (физминутки)

Например:

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели — вновь за дело.

v Упражнения для кистей рук.

v Здоровьесбережением является также частая смена деятельности на уроке.

v Снятие эмоционального напряжения другой познавательной информацией.

v Проветривание кабинета после каждого урока.

v Рассматривание стереограмм и стереокартинок.  Следует заметить, что от созерцания стереограмм и стереокартинок –существует очевидная польза – расслабляя глазные мышцы и смещая фокус, мы даем отдых глазам.

3.    В конце урока я провожу рефлексию. Важно чтобы каждый учащийся научился анализировать, сравнивать свою деятельность и деятельность других. В начале года рефлексия была простой. Учащимся предлагалось выбрать один из смайликов, который соответствовал определенному выражению. Например:

v Я доволен своей работой на уроке

v На уроке я работал неплохо

v На уроке мне было трудно

     К концу учебного года вопросы для рефлексии требовали развернутого ответа.

v Я сегодня на уроке узнал…..

v Мне понравилось….

v Я научился…..

  Подводя итог вышесказанному, хочется отметить: какой бы ни была структура  урока, главное — это частая смена деятельности на уроке, а также построение заданий с учетом активизации мыслительной деятельности учащихся.

×
×