Автор: tanya.naletova.65@mail/ru
Познавательно исследовательская деятельность.
Природный мир в средней группе.
Воспитатель Налётова Т.А.
Тема «Золотая осень».
Цель: формировать представления детей об изменениях в природе.
Задачи: учить различать и характеризовать приметы ранней осени;
узнавать их в стихотворениях, учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений;
развивать творческое воображение, выразительность речи.
Материалы к занятию: музыка «Осень на пороге», «Вот летали птички».
Сухие осенние листья; ватман А2; краски гуашь – желтая и красная, кисточки, салфетки.
Видео материал: картинка «Осень», «Осенние деревья» (береза, рябина, яблоня, тополь).
Ход занятия.
Дети сидят полукругом, воспитатель читает стихотворение:
Птицы улетают,
Собралися в стаи.
Листья облетают,
Ветер их уносит.
Все это бывает, если с нами… (дети договаривают) осень.
— Куда улетают птицы? Почему? (в теплые края, потому что становится холодно, им нечего есть).
Игра «Вот летали птички».
На слова: «А собачка прибежала и всех птичек распугала» дети убегают на свои места и садятся на стульчики.
Рассказывание по картинке «Осень»
Предложить детям составить схему рассказа. Воспитатель рисует на доске, предложенную детьми схему.
— Какое время года на картинке? (осень)
— Какое небо? (хмурое, серое)
— Какие тучи? (темные, дождевые)
— Какой дождик идет? (мелкий, колючий, холодный)
— Как одеты дети? Почему? (на улице холодно. Дети одеты тепло.)
— Что делают птицы? (улетают в теплые края).
Дети по схеме рассказывают по картине. (2-3 рассказа)
Игра «Скажи наоборот»
Холодно — … (тепло),
Пасмурно — … (солнечно),
День — …(ночь).
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
слова |
движения |
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
|
Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках. Ритмично сжимать и разжимать кулачки. Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.
«шагать» по столу средними и указательными пальчиками обеих рук. |
Выставить картинки с изображением осенних деревьев: берёза, рябина, тополь, дуб, яблоня.
— Какие деревья вы видите, назовите их.
— Что стало с листьями? (пожелтели, облетают)
— Когда падают листья, как это называется? (листопад).
Посмотрите на столе лежат листья, каким они цветом? (ответы детей).
Чтобы нарисовать желтые листья – какую надо взять краску? (желтую)
Чтобы нарисовать красные листья? (красную) Есть у нас такая краска? (да).
А чтобы нарисовать оранжевые листья, какая нам нужна краска? Она у нас есть? Где же мы ее возьмем? (ответы детей)
А давайте мы с вами маленько поколдуем и превратим желтую и красную краску в оранжевую.
Воспитатель показывает, как смешать краски. Затем дети, обмазав сухие листья краской, печатают их на большом листе бумаги.
— Что у нас получилось? Ковер из осенних листьев.
Отгадайте загадку:
— Висят на ветке золотые монетки. (осенние листья).
Итог занятия.
— О каком времени года мы с вами сегодня говорили?
— Что вам больше всего понравилось делать на занятии?
— Давайте скажем осени «спасибо», за то что она дарит нам столько ярких красок.