Автор: Тарасенко Наталья Николаевна
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
« Живая и неживая природа»
Воспитатель: Тарасенко Н.Н.
ИРКУТСК 2018 г.
«Природа. Живая и неживая природа»
Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов живой природы – от объектов неживой природы.
Игра « Живая и неживая природа»
ОПЫТ «Ветер»
Цель: Составить у детей представление о ветре, закрепить знания о воздухе Развивающая среда: объекты природы и «неприроды», рисунки с изображением объектов природы и «неприроды».
Содержание
Воспитатель читает стихотворение Л.Дайнеко:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нём солнце и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной Земли
Зовётся этот дом.
Ребята, вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?
Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.
Почему вы относите тот или иной объект к природе? А что нельзя назвать природой? ( То, что сделано руками человека.)
А машина есть в природе? ( Нет, потому, что она сделана руками человека,а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек – это уже природа. Человек их только приручил, сделал их домашними, они и без него существовали в природе.)
Природа – это то, что существует без помощи человека, а « неприрода» — это всё то, что сделано руками человека.
Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой – неживую природу.
Дети расставляют и объясняют: живая природа – это то, что движется, растёт, развивается, умирает и размножается.
Воспитатель приглашает детей на волшебную поляну: — к нам в гости пришёл старичок – лесовичок. Он перепутал все картинки и никак не может понять, какие относятся к природе, а какие – нет.
Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на ней изображено. Если природа, то поясняют, какая ( живая или неживая). Если не природа, то почему они так думают ( потому, что сделано руками человека).
Игра « Живая и неживая природа».
Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.
Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на « природу».
Вертолёт похож на стрекозу.
Подводная лодка – на кита…
( Дети продолжают этот ряд)…Ветер – вентилятор.
(Воспитатель включает вентилятор, подносит к нему кусочек ткани, который полощется на ветру)
Воспитатель: Для чего нам нужен вентилятор? ( В жару освежает нас…) Видите, в группе тоже можно сделать ветер. А как узнать, есть ли на улице ветер? (По облакам, верхушкам деревьев.)
Воспитатель: Ребята, а вы сами хотите быть ветром? ( Каждому ребёнку предлагается миска с водой, подкрашенной акварельной краской, — это море – Красное море, Жёлтое, Чёрное.) Дети – ветры – дуют на воду. Что получается? На море – волны. Чем сильнее дуть, тем волны больше.
Теперь опустите кораблики на море, подуйте на паруса – кораблики плывут. А что происходит с парусными корабликами, когда нет ветра? А если ветер очень сильный?
А что такое ветер? Да ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам. Может ли человек жить без воздуха?.. Правильно, воздух необходим для дыхания. Что нужно сделать, чтобы в комнате был чистый и свежий воздух? Правильно, проветрить помещение.
Воспитатель предлагает детям лист бумаги с нарисованным стволом дерева. С левой или с правой (у разных детей – по-разному) стороны листа бумаги нарисована стрелка. Она указывает, откуда дует ветер. Задание ребёнку: дорисовать ветки дерева так, чтобы они отклонялись по направлению ветра.
В заключение подводятся итоги.