Автор: Рябухина Александра Дмитриевна
Тема: «Воздушные шарики для Пятачка»
Автор разработки: Байрамгулова Г.Ф., воспитатель
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие
Цель непосредственной образовательной деятельности:Развитие исследовательских навыков у детей при ознакомлении с материалом – резина, в процессе совместной деятельности с родителями.
Задачи:
Образовательные:
ОО «Познавательное развитие»
1. Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью перцептивных действий
2. Познакомить детей с материалом – резина, осязаемыми свойствами и качествами данного материала на примере воздушного шарика
3. Научить дошкольников устанавливать связи между материалом и способом его употребления.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1.Обеспечить детям и родителям получение опыта партнерского доверительного взаимодействия друг с другом в совместной исследовательской деятельности.
ОО «Речевое развитие»
1.Продолжать учить воспитанников описывать изучаемый объект – шарик, по заданному алгоритму, используя мнемотаблицу
2. Продолжать совершенствовать диалогическую речь дошкольников
2. Обучать детей монологической речи
3. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о материале -резина
4. Учить детей использовать в речи наиболее употребительные прилагательные и глаголы
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
1. Продолжать формировать у дошкольников умение украшать воздушный шар различными элементами художественного творчества, в процессе совместной деятельности с родителями
2.Совершенствовать у детей навыки ритмичных движений с атрибутами – шарами, в соответствии с характером музыки..
Развивающие:
ОО «Познавательное развитие»
1. Развивать любознательность и познавательную мотивацию у детей.
2. Совершенствовать исследовательские способности воспитанников
3. Развивать память, воображение, логическое мышление
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Помогать детям формулировать и высказывать свою точку зрения
2. Способствовать формированиюположительных эмоций, чувства взаимопомощи у детей дошкольного возраста
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
1. Развивать у детей конструктивное и образное мышление, творческие способности и активность.
Воспитательные:
ОО «Познавательное развитие»
1. Воспитывать в детях доброту, отзывчивость, потребность приходить на помощь тем, кто в ней нуждается, воспитывать интерес к познанию окружающего мира
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Укреплять внутрисемейные связи, воспитывать уважение к близким людям,
2. Воспитывать умение дошкольников вступать в контакт с окружающими разного возраста, выражать свои мысли, чувства, впечатления.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская, экспериментирование, самообслуживание и действия с предметами, изобразительная (рисование), двигательная
Раздаточный материал: набор оборудования на 8 столов: лейки с водой, резиновые перчатки, воздушные шарики, тканевые салфетки, небольшие тазики; шарики, заполненные гелем для разукрашивания и шарики для танца по количеству детей, изобразительные средства: маркеры, халаты для родителей, передники для детей
ТСО: ноутбук, проектор, экран, аудиозапись из мультфильма «Винни-Пух и день забот», танца-песни(аудиозапись) «Шарики воздушные», презентация «Воздушные шары».
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное
развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
физическое развитие.
Организованная образовательная деятельность в режимных моментах
(предварительная работа):
— Рассматривание и исследование объектов, изготовленных из различных материалов (дерево, металл, пластмасса, резина, бумага).
— Дидактические игры «Что лишнее?», «Чудесный мешочек», «Из чего сделано?», «Какой предмет», «Что сначала, что потом?».
— Совместные игры-эксперименты детей с родителями в домашних условиях с различными материалами и веществами с целью изучения их свойств и качеств.
— Слушание песни Ю. Мориц С. Никитина «Резиновый ёжик»,
А. Петряшевой«Шарики воздушные»
— Разучивание движений танца «Шарики»
— Чтение произведений художественной литературы:А.Барто «Резиновая Зина», Б.Лема «Мячик сделан из резины…», Г. Ладонщиков «Катин мяч», А.Шибаев «Шар»
— оформление мини-лаборатории «Изучайка»
Взаимодействие с родителями:
— консультации для родителей:
— Совместноеэкспериментирование детей и родителей по исследованию свойств и качеств различных материалов.
— Пригласитьродителей принять участие в организации и проведении совместного с детьми открытого занятия.
— Оформить фотовыставку «Опыты в домашних условиях»
Индивидуальная работа:включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия: Яша Ш., Максим Л., Ксюша С.; поощрять попытки детей высказывать своѐ мнение: Виталина Р., София П. , Федя П., Ксюша С., Богдан З.; учить воспитанников подбирать прилагательные к существительному шарик (гладкий, мягкий, воздушный, эластичный),
Методы и приемы:
— наглядный: демонстрация мнемотаблицы, рассматривание шарика, показ способов действий с объектами.
— словесный: беседа, объяснение, указание, вопрос-ответ, напоминание, поощрение;
— практический: погружение в игровую ситуацию, эксперименты, элементы поисковой деятельности, танец, практические действия по уточнению свойств и качеств резиновых объектов (творческое задание по украшению шарика).
— игровой: погружение в игровую ситуацию,игровая мотивация, сюрпризный момент.
Словарная работа: исследователи, сдувается, раздувается, стекает, резиновый, гладкий, водонепроницаемый, эластичный, лаборатория, воздушный, резина, растягиваться, опасность,
Ожидаемые результаты:
- Дети проявляют любознательность и наблюдательность.
- Проявляют познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования
- Сформированы первоначальные представления о свойствах резины.
- Умеют использовать разные способы обследования, включая, экспериментальные (исследовательские) действия, состоящие из нескольких игровых элементов.
- Соблюдают правила безопасного поведения во время эксперимента с воздушным шариком.
- Умеют поддержать беседу, высказывать свою точку зрения
- Активны (проявляют творчество )при украшении воздушного шарика
- Проявляют положительные эстетические чувства и эмоции в танце.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
I . Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, дети, уважаемые родители! Сегодня у нас гости.
Поприветствуйте их ! (Дети здороваются с педагогами)
Встаньте в круг (звучит спокойная музыка)
Утром солнце в небеса поднимается. (тянут руки вверх)
Утром люди в домах просыпаются. (кружатся на месте)
И, встречаясь утром у детского сада, (берутся за руки)
Вы и я – все мы видеть друг друга рады. (идут в центр круга)
И Ксюша здесь, и Саша здесь, и Яша здесь. (называет каждого ребенка по имени, родителей по И.О)
И я, Гульшат Фидаиловна, здесь.
Давайте поднимем руки и скажем: «Все здесь!» (все выполняют задание)
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, вы слышали шум. И мне кажется, что кто-то плачет? (звук лопнувшего шарика и голос Пятачка — аудио запись)
В зал входит плачущий Пятачок, держит в руках лопнувший шарик.
Воспитатель: Что случилось Пятачок? Почему ты плачешь?
Пятачок: Я очень спешил на день рождения к своему другу Ослику со своим подарком воздушным шариком. Я так хотел принести его поскорее, бежал,… упал… В общем, он лопнул… (Всхлипывает)
Воспитатель: Не переживай Пятачок мы с ребятами поможем тебе.
Ребята поможем Пятачку? (Да)
У нас есть воздушный шарик, мы подарим его тебе.
Воспитатель отдает шарик. Пятачок торопится уйти.
Воспитатель: Не торопись Пятачок. Чтобы избежать новых неприятностей на пути, ты должен знать какой это удивительный предмет шарик и как бережно надо с ним обращаться
Пятачок: Ничего не понимаю? Обычный воздушный шарик. Что в нем удивительного?
Воспитатель: Мы все поможем тебе в этом разобраться.
Предлагаю вам сегодня отправиться в лабораторию «Изучайка» и превратиться в настоящих исследователей. Хотите?!.. И там мы расскажем Пятачку все о воздушном шарике.
А вы ребята знаете кто такие исследователи?
(Ответы детей)
Перед тем как сесть за стол, нужно одеть родителям халаты, а детям фартуки. (Родители помогают детям)
На столах оборудование для экспериментов (шарики, лейки с водой, резиновые перчатки, тканевые салфетки, небольшие тазы)
Воспитатель: У вас на столах есть надутые шарики. Возьмите их в руки. Ребята теперь расскажем Пятачку о воздушном шарике? Поможет вам в этом знакомая таблица (мнемотаблица на доске). Яша, расскажи пожалуйста родителям (они ведь не знают), что означают картинки на таблице. А теперь Максим расскажет о предмете, который он держит в руках? ( Название предмета, цвет, форма, материал, какой он на ощупь, что с ним можно делать) В случае затруднения ребенка, обращаюсь за помощью к родителям.
Воспитатель: Вы правильно сказали, что шарик резиновый, а давайте выясним свойства резины. Возьмите в руки не надутый шарик, посмотрите, какая резина на ощупь. Попробуйте погладить шарик, помять его в руке.
Ответы детей (Мягкая, гладкая)
Воспитатель: Давайте попробуем шарик растянуть. Получилось?
Дети: Да, шарик тянется.
Воспитатель:А теперь попробуйте надуть шарики(дети пробуют надуть)
Пятачок сначала надувает шарик большим.
Воспитатель: Пятачок, а ты можешь сделать его маленьким?
Что для этого нужно сделать?
Дети: Спустить из шарика воздух.
Воспитатель: Шарик сдувается, становится маленьким.
Воспитатель:А снова большим? Пятачок надувает.
Воспитатель:Шарик раздувается, становится большим.
Воспитатель: Почему он может быть и большим и маленьким? (растягивается) Спросить детей, при затруднении спросить у родителей
Воспитатель: Правильно, шарик сделан из мягкой резины, а у него есть такое свойство, что он при надувании растягивается. Значит шарик, какой? (Эластичный)
Воспитатель: Ты понял, Пятачок, какой он воздушный шарик?
Пятачок: Эластичный
Неожиданно лопается шарик.
Пятачок: Ой, ой, ой! Что случилось?
Воспитатель: Ребята! Объясним Пятачку, что произошло.
Дети: Лопнул шарик.
Воспитатель: Почему шарик лопнул? Как ты думаешь Виталина? (ответы детей)
Воспитатель: Резина шарика очень тонкая, а значит непрочная, может лопнуть. С ним нужно обращаться очень деликатно. Что значит деликатно Саша? (осторожно, аккуратно).
Богдан, каких предметов нужно остерегаться, когда играешь с шариком, чтобы он не лопнул?
Дети отвечают.(родители могут дополнить ответы детей)
Воспитатель:Видишь, Пятачок, шарик могут подстерегать опасности, из-за которых он может лопнуть. (острые предметы, иголки растений, когти животных, горячие предметы и др.)
Пятачок: Спасибо! Теперь я буду очень осторожным.
Воспитатель: Пятачок, а ты знаешь, почему шарик называют воздушным?
Пятачок:Нет, не знаю
Воспитатель:Может у ребят спросим? Они наверно знают? (ответы детей)
Ксюша, почему шарик называют воздушным?
Воспитатель: Правильно, так как у него внутри воздух. И его можно надуть хоть маленького, хоть большого размера, потому, что он резиновый.
Воспитатель: В нашей лаборатории объявляется перерыв. Предлагаю всем взять воздушные шары и потанцевать.
Танец с воздушными шарами
Воспитатель: Продолжим наши эксперименты в лаборатории.
Пятачок: Вот только еще один вопрос меня интересует, а вдруг дождик пойдет и мой шарик испортится?
Воспитатель: А для того чтобы узнать это, мы проведем следующий эксперимент. Сделаем для шарика дождик, польем его водой из лейки и посмотрим, что произойдет?
Дети моют шарик, льют на шарик воду из лейки над тазом, выясняют, что резина стала сверху мокрой. Вытирают шарик, и он опять становится сухим.
Воспитатель: Обратите внимание. Что происходит? Ответы детей (вода стекает.) Пятачок, что происходит?
Каким стал шарик, Вика?
Пятачок: Ой, смотрите, внутрь шарика попала вода!
Смотрят внутрь шарика, выясняют, попала ли туда вода. (Оказывается, нет).
— Правильно, почему не попала Яша? (он гладкий, круглый).
— Шарик гладкий, водонепроницаемый, как и все предметы из резины. Что значит «водонепроницаемый»? (ответы детей и родителей)
— Какую обувь мы обуваем, чтобы не промочить ноги? (показ картинки)
— Проведем еще один эксперимент. Прошу детей надеть резиновые перчатки на одну руку, опустить обе руки в воду.
Эксперимент. Дети вместе с родителями проводят эксперимент с резиновыми перчатками: надевают на одну руку перчатку и опускают руки в воду, затем снимают перчатки, сравнивают руки одна осталась сухой, другая мокрая.
— Ну как, намокли у вас руки? Почему? (потому что сделаны из резины, а резина не пропускает воду) Резиновые перчатки водонепроницаемые.
Пятачок:Теперь я знаю о своем воздушном шарике все. Какие вы умные, внимательные!
Воспитатель: Ты уверен, Пятачок, что знаешь все о воздушном шарике? Ребята, Пятачок, а знаете ли вы, что на шариках можно рисовать?! Украсим наши шарики? Чтобы они стали веселыми и нарядными. Хотите попробовать!!!
(Рисование маркерами.)
Пятачок: Спасибо, вы мне очень помогли сегодня. Но, к сожалению, мне пора, я тороплюсь на день рождения к Ослику. До свидания! На дне рождения будут гости, и я обязательно подарю им ваши шарики. Они очень обрадуются.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Спасибо (называю по именам детей и родителей) сегодня мы все вместе помогли Пятачку и познакомились с интересным материалом – резиной: ее свойствами, качествами, значении в жизни человека (резиновые вещи не промокают). Вы сегодня были активными, внимательными, любознательными, всезнающими. У нас ещё остались шарики, предлагаю вам подарить их малышам, они будут очень рады.