Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми группы среднего дошкольного возраста «Воздушные шарики для Пятачка»

Автор: Ряухина Александра Дмитриевна

Тема: «Воздушные шарики для Пятачка»

Автор разработки: Байрамгулова Г.Ф., воспитатель

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие

Цель непосредственной образовательной деятельности:Развитие исследовательских навыков у детей при ознакомлении с материалом – резина,  в процессе совместной деятельности с родителями.

Задачи:

Образовательные:

ОО «Познавательное развитие»

1. Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни с помощью перцептивных действий

2. Познакомить детей с материалом – резина,  осязаемыми свойствами  и качествами данного материала на примере воздушного шарика

3.  Научить дошкольников устанавливать связи между материалом и способом его употребления.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

1.Обеспечить детям и  родителям  получение опыта партнерского доверительного взаимодействия  друг с другом в совместной исследовательской деятельности.    

ОО «Речевое развитие»

1.Продолжать учить воспитанников описывать  изучаемый объект – шарик,  по заданному алгоритму, используя  мнемотаблицу

2. Продолжать совершенствовать диалогическую речь дошкольников

2. Обучать детей монологической речи

3. Пополнять  и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о материале -резина

4. Учить  детей использовать  в речи наиболее употребительные прилагательные и глаголы

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

1. Продолжать формировать у дошкольников умение украшать воздушный шар различными элементами художественного творчества,   в процессе совместной деятельности с родителями

2.Совершенствовать у детей навыки ритмичных движений с атрибутами – шарами,  в соответствии с характером музыки..

Развивающие:

ОО «Познавательное развитие»

1. Развивать любознательность и познавательную мотивацию у детей.

2. Совершенствовать исследовательские способности воспитанников

3. Развивать память, воображение, логическое мышление

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

1. Помогать детям формулировать и высказывать свою точку зрения

2. Способствовать  формированиюположительных эмоций, чувства взаимопомощи у детей дошкольного возраста

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

1Развивать у детей конструктивное и образное мышление, творческие    способности  и активность.

Воспитательные:

ОО «Познавательное развитие»

1. Воспитывать в детях доброту, отзывчивость, потребность приходить на помощь тем, кто в ней нуждается, воспитывать интерес к познанию окружающего мира

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

1. Укреплять внутрисемейные связи, воспитывать уважение  к близким людям,

2. Воспитывать умение дошкольников вступать в контакт с окружающими разного возраста, выражать свои мысли, чувства, впечатления.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-

исследовательская, экспериментирование, самообслуживание и действия с предметами, изобразительная (рисование),  двигательная

Раздаточный материал: набор оборудования на 8 столов: лейки с водой, резиновые перчатки, воздушные шарики, тканевые  салфетки, небольшие тазики;  шарики, заполненные гелем  для разукрашивания и шарики для танца по количеству детей, изобразительные средства: маркеры, халаты для родителей, передники для детей

ТСО: ноутбук, проектор, экран, аудиозапись из мультфильма «Винни-Пух и день забот», танца-песни(аудиозапись) «Шарики воздушные», презентация «Воздушные шары».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное

развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,

физическое развитие.

Организованная образовательная деятельность в режимных моментах

(предварительная работа):

— Рассматривание и исследование объектов, изготовленных из различных материалов (дерево, металл, пластмасса, резина, бумага).

— Дидактические  игры  «Что лишнее?», «Чудесный мешочек», «Из чего сделано?», «Какой предмет», «Что сначала, что потом?».

— Совместные   игры-эксперименты детей с родителями в домашних условиях с различными материалами и веществами с целью изучения  их свойств и качеств.

— Слушание песни Ю. Мориц С. Никитина «Резиновый ёжик»,

А. Петряшевой«Шарики воздушные»

— Разучивание движений танца «Шарики»

— Чтение произведений художественной литературы:А.Барто «Резиновая Зина», Б.Лема «Мячик сделан из резины…», Г. Ладонщиков «Катин мяч», А.Шибаев «Шар»

— оформление мини-лаборатории «Изучайка»

Взаимодействие с родителями:

— консультации для родителей:

— Совместноеэкспериментирование  детей и родителей  по исследованию свойств и качеств различных материалов.

—  Пригласитьродителей принять  участие в организации и  проведении совместного с детьми открытого занятия.

—  Оформить фотовыставку «Опыты в домашних условиях»

Индивидуальная работа:включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия:  Яша Ш., Максим Л., Ксюша С.; поощрять попытки детей высказывать своѐ мнение:     Виталина Р., София П. , Федя П., Ксюша С., Богдан З.;  учить воспитанников подбирать прилагательные к существительному шарик (гладкий, мягкий, воздушный, эластичный),

Методы и приемы:

— наглядный: демонстрация мнемотаблицы, рассматривание шарика, показ способов действий с объектами.

— словесный: беседа, объяснение, указание, вопрос-ответ, напоминание, поощрение;

— практический: погружение в игровую ситуацию, эксперименты, элементы поисковой деятельности, танец, практические действия по уточнению свойств и качеств резиновых объектов (творческое задание по украшению шарика).

— игровой: погружение в игровую ситуацию,игровая мотивация, сюрпризный момент.

Словарная работа: исследователи, сдувается, раздувается, стекает, резиновый, гладкий, водонепроницаемый, эластичный, лаборатория, воздушный, резина, растягиваться, опасность,

Ожидаемые результаты:

  • Дети проявляют любознательность и наблюдательность.
  • Проявляют познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования
  •  Сформированы первоначальные представления о свойствах резины.
  • Умеют использовать разные способы обследования, включая, экспериментальные (исследовательские) действия, состоящие из нескольких игровых элементов.
  • Соблюдают правила безопасного поведения во время эксперимента с воздушным шариком.
  • Умеют поддержать беседу, высказывать свою точку зрения
  • Активны (проявляют творчество )при украшении воздушного  шарика
  • Проявляют положительные эстетические чувства и эмоции в танце.

Ход непосредственно образовательной деятельности:
I . Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дети, уважаемые родители! Сегодня у нас  гости.

Поприветствуйте их ! (Дети здороваются с педагогами)

Встаньте в круг (звучит спокойная музыка)

 

      Утром солнце в небеса поднимается. (тянут руки вверх)

      Утром люди в домах просыпаются.    (кружатся на месте)

      И, встречаясь утром у детского сада,  (берутся за руки)

      Вы и я – все мы видеть друг друга рады. (идут в центр круга)

 

И Ксюша здесь, и Саша здесь, и Яша здесь. (называет каждого ребенка по имени, родителей по И.О)

И я, Гульшат Фидаиловна, здесь.

Давайте поднимем руки и скажем: «Все здесь!» (все выполняют задание)

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, вы слышали шум. И мне кажется, что кто-то плачет? (звук лопнувшего шарика и голос Пятачка  — аудио запись)

В зал входит плачущий Пятачок, держит в руках лопнувший шарик.

Воспитатель: Что случилось Пятачок? Почему ты плачешь?

Пятачок: Я очень спешил на день рождения к своему другу Ослику со своим подарком воздушным шариком. Я так хотел принести его поскорее, бежал,… упал… В общем, он лопнул… (Всхлипывает)

Воспитатель: Не переживай Пятачок мы с ребятами поможем тебе.

Ребята поможем Пятачку? (Да)

У нас есть воздушный шарик, мы подарим его тебе.

Воспитатель отдает шарик. Пятачок торопится уйти.

Воспитатель: Не торопись Пятачок. Чтобы избежать новых неприятностей на пути,  ты должен знать какой это удивительный предмет шарик и как бережно надо с ним обращаться

Пятачок: Ничего не понимаю? Обычный воздушный шарик. Что в нем удивительного?

Воспитатель: Мы все поможем  тебе в этом  разобраться.

Предлагаю вам сегодня отправиться в лабораторию «Изучайка» и превратиться в настоящих исследователей. Хотите?!.. И там мы расскажем Пятачку все о воздушном шарике.

А вы ребята знаете кто такие исследователи?

(Ответы детей)

Перед тем как сесть за стол, нужно одеть  родителям халаты, а детям фартуки. (Родители помогают детям)

На столах оборудование для экспериментов (шарики, лейки с водой, резиновые перчатки, тканевые салфетки, небольшие тазы)

Воспитатель: У вас на столах есть надутые шарики. Возьмите их в руки. Ребята теперь расскажем Пятачку о воздушном шарике? Поможет вам в этом знакомая  таблица (мнемотаблица на доске). Яша, расскажи пожалуйста родителям (они ведь не знают), что означают картинки на таблице. А теперь Максим расскажет о  предмете, который он держит в руках? ( Название предмета, цвет, форма, материал, какой он на ощупь, что с ним можно делать) В случае затруднения ребенка, обращаюсь за помощью к родителям.

Воспитатель: Вы правильно сказали, что шарик резиновый, а давайте выясним свойства резины. Возьмите в руки не надутый шарик, посмотрите,  какая резина на ощупь. Попробуйте погладить шарик, помять его в руке.

 Ответы детей  (Мягкая, гладкая)

Воспитатель: Давайте попробуем шарик растянуть. Получилось?

Дети: Да, шарик тянется.

Воспитатель:А теперь попробуйте надуть шарики(дети пробуют надуть)

Пятачок сначала надувает шарик большим.

Воспитатель: Пятачок, а ты  можешь сделать его маленьким?

Что для этого нужно сделать?

Дети: Спустить из шарика воздух.

Воспитатель: Шарик сдувается, становится маленьким.

Воспитатель:А снова большим?  Пятачок надувает.

Воспитатель:Шарик раздувается, становится большим.

Воспитатель: Почему он может быть и большим и маленьким? (растягивается) Спросить детей, при затруднении спросить у родителей

Воспитатель: Правильно, шарик сделан из мягкой резины, а у него есть такое  свойство, что он при надувании растягивается. Значит шарик, какой? (Эластичный)

Воспитатель: Ты понял,  Пятачок, какой он воздушный шарик?

Пятачок: Эластичный

Неожиданно  лопается шарик.

Пятачок: Ой, ой, ой! Что случилось?

Воспитатель: Ребята! Объясним Пятачку, что произошло.

Дети: Лопнул шарик.

Воспитатель: Почему шарик лопнул? Как ты думаешь Виталина? (ответы детей)

Воспитатель: Резина шарика очень тонкая, а значит непрочная, может лопнуть. С ним нужно обращаться очень деликатно. Что значит деликатно Саша? (осторожно, аккуратно).

Богдан, каких предметов нужно остерегаться, когда играешь с шариком, чтобы он не лопнул?

Дети отвечают.(родители могут дополнить ответы детей)

 

Воспитатель:Видишь, Пятачок, шарик могут подстерегать опасности, из-за которых он может лопнуть. (острые предметы, иголки растений, когти животных, горячие предметы и др.)

Пятачок: Спасибо! Теперь я буду очень осторожным.

Воспитатель: Пятачок, а  ты знаешь, почему  шарик называют воздушным?

Пятачок:Нет, не знаю

Воспитатель:Может у ребят спросим? Они наверно знают? (ответы детей)

Ксюша, почему шарик называют воздушным?

Воспитатель: Правильно, так как у него внутри воздух. И его можно надуть хоть маленького, хоть большого размера, потому, что он резиновый.

Воспитатель: В нашей лаборатории объявляется перерыв. Предлагаю всем взять воздушные шары и потанцевать.

Танец с воздушными шарами

Воспитатель: Продолжим наши эксперименты в лаборатории.

Пятачок:  Вот только еще один вопрос меня интересует, а вдруг дождик пойдет и мой шарик испортится?

Воспитатель: А для того чтобы узнать это, мы проведем следующий эксперимент. Сделаем  для шарика дождик, польем его водой из лейки и посмотрим, что произойдет?

Дети моют шарик, льют на шарик воду из лейки над тазом,  выясняют, что резина стала сверху мокрой. Вытирают шарик, и он опять становится сухим.

Воспитатель: Обратите внимание. Что происходитОтветы детей (вода стекает.) Пятачок, что происходит?

Каким стал шарик,  Вика?

Пятачок: Ой, смотрите, внутрь шарика попала вода!

Смотрят внутрь шарика, выясняют, попала ли туда вода. (Оказывается, нет).

—  Правильно, почему не попала Яша? (он гладкий, круглый).

— Шарик гладкий, водонепроницаемый, как и все предметы из резины.  Что значит «водонепроницаемый»? (ответы детей и родителей)

— Какую обувь мы обуваем, чтобы не  промочить ноги? (показ картинки)

— Проведем еще один эксперимент. Прошу детей надеть резиновые перчатки на одну руку, опустить обе руки в воду.

Эксперимент. Дети вместе с родителями проводят эксперимент с резиновыми перчатками: надевают на одну руку перчатку и опускают руки в воду, затем снимают перчатки, сравнивают руки одна осталась сухой, другая мокрая.

— Ну как, намокли у вас руки? Почему? (потому что сделаны из резины, а резина не пропускает воду) Резиновые перчатки водонепроницаемые.

Пятачок:Теперь я знаю о своем воздушном шарике все. Какие вы умные, внимательные!

Воспитатель: Ты уверен, Пятачок, что знаешь все о воздушном шарике? Ребята, Пятачок,  а знаете ли вы, что на шариках можно рисовать?! Украсим наши шарики? Чтобы они стали веселыми и нарядными. Хотите попробовать!!!

 (Рисование  маркерами.)

Пятачок:  Спасибо, вы мне очень помогли сегодня. Но, к сожалению, мне пора, я тороплюсь на день рождения к Ослику.  До свидания! На дне рождения будут гости, и я обязательно подарю им ваши шарики. Они очень обрадуются.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Спасибо (называю по именам детей и родителей) сегодня мы все вместе помогли Пятачку и познакомились с интересным материалом – резиной: ее свойствами,  качествами, значении в жизни человека (резиновые вещи не промокают).       Вы сегодня были активными, внимательными, любознательными,  всезнающими. У нас ещё остались шарики, предлагаю вам подарить их малышам, они будут очень рады.

×
×