Автор: КРУГЛОВА КСЕНИЯ АЛЕКСЕЕВНА, ЛЕВИНА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА
Определенные меры воздействия одних стран на экономику других стран существуют уже сотни лет. Государства всегда пытались влиять на своих соседей, используя прямые и непрямые методы воздействия[1]. Первый известный пример использования экономических санкций был зафиксирован в Древней Греции.
В последнее время мы стали наблюдать упадок в экономической системе нашей страны, снижение внешнеэкономических показателей, в особенности такого важнейшего показателя как ВВП. Валовой внутренний продукт (ВВП) – это обобщающий экономический показатель статистики, который выражает общую стоимость итогового продукта, сделанного в течение года внутри страны в рыночных ценах с использованием факторов производства, принадлежащим как данной стране, так и другим странам. [2]
Объем ВВП России почти на девяносто семь процентов определяется ценой на нефть на мировом рынке энергоносителей. Влияние же на ВВП таких факторов как сальдо торгового баланса, среднедушевые денежные доходы населения и расходы Федерального бюджета – это не что иное, как косвенное влияние цен на нефть. Также существует небольшое влияние на ВВП России уровня безработицы в стране. Слабое влияние безработицы на экономику связано все с той же зависимостью от цен на нефть: при росте безработицы и постоянных ценах на нефть, экономика более склонна оставаться стабильной, чем замедляться или падать.[3] Какие же причины отрицательной динамики экспорта на протяжение нескольких лет? В начале марта 2014 года, после того как Россия, наперекор прозвучавшим предупреждениям, признала итоги общекрымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла её предложение о вхождении в состав России. США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки. Последующее расширение санкций (апрель-май 2014 г.) было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в поставке оружия пророссийским повстанцам. Следующий виток санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 года, причиной которой, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией. 6 августа 2014 года Москва ввела продовольственное эмбарго, запретив импорт отдельных видов продуктов из США, ЕС и еще ряда стран, которые наложили санкции на Россию. Затем срок действия ограничительных мер был продлён .[4] 23 июня 2015 года ЕС официально продлил антироссийские санкции до 31 января 2016 года. В проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2016–2018 гг.», разработанном Центральным банком РФ, введённые против России санкции названы в числе главных факторов, которые будут препятствовать росту российской экономики в период 2016-2018 гг.
Таким образом, введенные против России санкции, оказали существенное негативное влияние на ее экономику. Однако существует мнение, что это поможет развить национальную экономику благодаря созданию программы импортозамещения. Ученые неоднократно отмечают необходимость развития экономики России на принципиально новой инновационной основе [5]Лишь следование инновационному сценарию развития реального сектора экономики позволит избежать зависимости экономики от внешних рынков.