Иппотерапия — как метод психокоррекции.

Автор: Лобанова Антонина Николаевна

О пользе иппотерапии (дословный перевод с др.греческого – «лечение лошадью») говорят много и давно. Еще античный врач Гиппократ утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее и успешнее, если ездят верхом. Но изучать влияние верховой езды на организм человека стали только в XX столетии. За последние сорок лет лечебная верховая езда во многих странах мира получила стремительное развитие и оформилась как метод реабилитации при широком спектре заболеваний. А при ряде нарушений, в первую очередь детском церебральном параличе (ДЦП), иппотерапия является уникальным по эффективности средством, аналогов которому зачастую нет.

Здесь нужно внести ясность, что же такое «иппотерапия» и чем она отличается от верховой езды. И так, в настоящий момент лечебную верховую езду разделяют на:

— иппотерапию, которая используется для реабилитации людей с заболеваниями средней и тяжелой степени, и в процессе занятий всадник не имеет возможности самостоятельно управлять лошадью;

— реабилитационную верховую езду, человек имеет возможность самостоятельно управлять лошадью и выполнять элементы выездки;

— инвалидный конный спорт;

— рекреационную верховую езду, как туристическое направление.

Говорить о пользе ЛВЕ можно много, но целью данной статьи является освещение психологической стороны влияния лошади на человека.

В своей работе я часто сталкиваюсь с детьми, у которых наблюдаются:

  • высокая тревожность;
  • проблемы в эмоционально-волевой сфере;
  • хроническая усталость;
  • низкая мотивация;
  • низкий жизненный тонус и неспособность преодолевать трудности.

В поисках эффективного метода решения данных проблем, на ряду с традиционными корекционно-развивающими программами, в 2017-2018 учебном году я стала применять ЛВЕ, как метод психологической коррекции.

Для установления эффективности занятий была применена батарея методик, диагностирующая уровень мотивации, уровень тревожности, уровень эмоционального тонуса и степень переживаемого одиночества:

— Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой;

— Самооценка психических состояний (Айзенк), шкала тревожности;

— Опросник «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности»;

— Опросник «Одиночество» С.Г.Корчагиной.

В диагностике принимали участие 50 человек в возрасте с 10 до 14 лет.

В результате диагностики были получены следующие данные: по шкале тревожность 46% (23 человека) испытуемых обладают низким и средним уровнем тревожности, что является нормой, 54% (27 человек) респондентов на момент диагностического исследования обладали высокой ситуативной тревожностью и неадекватной самооценкой.

По опроснику «Одиночество» было выявлено, что 54% (27 человек) в данный момент не переживают чувство одиночества, 22% (11 человек) в данный момент переживают неглубокое чувство одиночества, так же у них замечена частая смена настроения в течении дня, от веселья, до грусти и глубокого чувства одиночества. Глубокое переживание актуального чувства одиночества наблюдается у 24% (12 человек) респондентов, что требует серьезной коррекционной работы.

По шкале «Эмоциональный тонус» диагностика показала, что 68% (34 человека) респондентов обладают высоким эмоциональным тонусом, для них характерна активная позиция во всех сферах школьной жизни. Средний и низкий уровень эмоционального тонуса характерен для 32% испытуемых. Для данной категории характерна вялость, апатичность во всех сферах жизни, несмотря на то, что здоровы.

Четвертая шкала показала уровень учебной мотивации. По результатам диагностики стало ясно, что 26 человек (52%) обладают крайне низкой познавательной мотивацией, что влечет за собой низкую успеваемость и низкую самооценку, 48% респондентов обладают средней степенью выраженности учебной мотивации.

Таким образом, была набрана группа из 50 человек, в которую вошли дети с различными проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы, низким уровнем мотивации, высокой тревожностью и низкой самооценкой. Занятия проходят 2 раза в неделю, на базе КСС «Золотая грива». На манеже дети занимаются под руководством опытного тренера. Прогулки и выезды в поля, а так же мастер-классы и тренинговые занятия, осуществляются под моим руководств. В занятиях принимают участие опытные наездники и берейтера.

Во время занятий ЛВЕ у человека задействовано одновременно и тело, и психоэмоциональная сфера. Уже при знакомстве лошадям удалось вызвать положительные эмоции у своих будущих партнеров по занятиям. Неформальное общение и смена обстановки способствовали снятию напряжения, замкнутости и развитию коммуникативных навыков.

Занятия иппотерапией включают в себя помимо езды на лошади, общение и уход за ней, что помогает избавиться от излишней тревожности, снять стресс и минимизировать его последствия. Так же ЛВЕ помогает развить такие личностные качества как чуткость, внимательность, навыки работы в паре, быстрота реакции, обретение уверенности в своих силах, преодоление различных форм страхов.

Уже после первых занятий были замечены положительные изменения в эмоциональном фоне, многие дети ранее стеснительные и замкнутые, начали общаться с взрослыми и сверстниками, повысился эмоциональный тонус. В период первичной диагностики средний показатель тревожности группы составлял 16,6%, после коррекционной работы он снизился в два раза и составил 8,2%. Также снизился и уровень субъективного чувства одиночеста и составил 20,3% (первичный показатель — 39,2). Эмоциональный тонус, напротив, вырос с 8,6% до 18%. Мотивация возросла незначительно, с 1,2% до 3%.

И так, мы можем видеть, что уровень тревожности и чувство одиночества снизились, а уровень эмоционального тонуса и мотивации, напротив, повысился.

Таким образом, в результате занятий лечебной верховой ездой нам удалось решить следующие задачи:

  • Коррекция эмоционально – волевой сферы, за период занятий удалось снизить ситуативную тревожность до нормального уровня, повысить эмоциональный тонус и мотивацию, так как на занятиях дети сразу видят результат своих усилий.
  • Развитие соматогностических функций (навыки управления собственным телом), коррекция и развитие двигательной (моторной) сферы. За счет занятий на свежем воздухе с умеренной физической нагрузкой удалось укрепить иммунитет, мышцы ног, спины и живота, развивается чувство баланса, ритма и такта. Улучшилась координация движений.
  • Расширение представлений об окружающем мире. Занятие новым видом деятельности расширило кругозор детей и вызвало интерес ко многим сферам знаний.
  • Развитие психических функций (восприятие, внимание, память, мышление, речь). Большой объем новой информации требует постоянного запоминания и осмысления, а динамичные тренировки под руководством тренера, расширяют объем внимания и восприятия, учат четко формулировать и высказывать свои мысли.
  • Развитие коммуникативных навыков. Попав в совершенно новый коллектив, объединенный одной целью, дети получили возможность избавиться от приклеенных к ним ярлыков и уйти от малоэффективных стереотипов поведения. В тесном кругу дети вынуждены общаться не только со сверстниками, но и взрослыми, вырабатывать новые, более эффективные стратегии поведения и новые формы общения.

Следуя из всего выше перечисленного, можно сделать вывод, что лечебная верховая езда и иппотерапия, как ее часть, является эффективным методом психолого-педагогической коррекции, но, тем не менее, требует дальнейшего изучения и математического обоснования.

×
×