Автор: Анкудинова Екатерина Валерьевна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
MicrosoftInternetExplorer4
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:»Times New Roman»;
mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:»Times New Roman»;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей. Сегодня я хочу поделиться опытом работы по данной теме. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, я внедряю и использую в работе по обучению детей развитию речи приёмы мнемотехники.
Реализуя данную тему, поставила перед собой задачи:
-помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;
-обогащать словарный запас детей;
-учить последовательности, логичности;
-развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
-снять речевой негативизм, воспитывать у детей потребность в речевом общении;
-развивать мелкую моторику у детей.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. При обучении детей развитию речи я использую приёмы мнемотехники, такие как: мнемодорожка, мнемотаблицы. На первых этапах обучения пользуюсь мнемодорожкой. Мнемодорожка представляет собой схему, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении. Мнемодорожка может быть как в цветном, картинном варианте с использованием красок, так и в графическом варианте с набросками лёгких контурных линий и штрихов.
Мнемотаблица – это таблица, с определённой информацией. По данным таблицам учатся составлять рассказы, загадки, сказки. Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно — схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняю: даю предметно – схематическую модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого даю схематическую мнемотаблицу.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагаю готовую схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Таким образом, можно сделать выводы, что используя приёмы мнемотехники, мы учим детей:
1. добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
2. формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
3. оказываем положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Отсюда следует что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
-обогащения словарного запаса,
-составления рассказов,
— пересказывания художественной литературы,
-отгадывания и загадывания загадок,
— заучивания стихов.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символы предметов и объектов к выбранному рассказу. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
— строение рассказа,
— последовательность рассказа.
При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Провожу разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно обсуждаем с детьми, оформляем в форме беседы, вслушиваемся в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица? ». При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседую по тексту, рассматриваю иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. В старших, подготовительных группах – дети сами под руководством воспитателя учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц нам удалось достичь результатов:
— у детей появилось желание пересказывать сказки
— расширился круг знаний об окружающем мире;
— активизировался словарный запас;
— дети преодолели робость, застенчивость,
Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и его готовности его к школе.