Автор: Торговкина Кристина Евгеньевна
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе
Торговкина Кристина Евгеньевна,
МБДОУ — детский сад
комбинированного вида №102,
Екатеринбург, Кировский район
В настоящее время перед Системой Российского образования встает задача воспитать человека творческого, разносторонне развитого и готового осваивать новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности. Новые требования к образовательному процессу изложены в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Стандарт предъявляет к личности ребёнка определенные требования: умение самостоятельно разбираться в изменяющейся ситуации, уметь анализировать, сравнивать, прогнозировать нежелательные события и моделировать целесообразный, адекватный ситуации стиль поведения. Согласно этому документу примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать:
1).познавательное развитие детей дошкольного возраста;
2).развитие любознательности;
3).формирование познавательных действий;
4).развитие воображения и творческой активности;
5).формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
С целью определения уровня развития познавательной активности воспитанников в начале работы были использованы различные формы, методы и приёмы работы: совместные со взрослым наблюдения, выявления сенсорных признаков природы, игры-экспериментирования с водой, песком, глиной и т.п., использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр, организация игровых ситуаций, чтение детской природоведческой художественной литературы, а также наблюдения за детьми в различных видах самостоятельной деятельности. Результаты обследования показали, что в начале учебного года у детей высокий уровень познавательной активности не выявлен, 65 % имеют средний уровень. У 35 % воспитанников наблюдалась низкая познавательная активность. Использую на практике технологию интеграции и создаю ситуации затруднения. Анализируя представленные результаты, было принято решение активизировать познавательное развитие детей, изучая особенности живой и неживой природы. Ребёнок исследует природный мир и экспериментирует как в центре экологии, так и на прогулке. При длительных наблюдениях природы в разные сезоны, дети учатся замечать изменения, которые проявляются в неживой природе. Например, осенью воздух становится холоднее, часто идут дожди, солнце светит и греет мало. Зимой холодно, вода и земля замерзают, дует холодный ветер, образуются сугробы. Соответственно, весной и летом воздух становится тёплым, солнце светит ярко, бывают гром и молния. Выявленные особенности изменений природы отмечают в дневниках наблюдений.
Дети понимают, что живое двигается, ест, дышит, видит и слышит. Например, растение живое потому, что оно растёт, цветёт и тянется к свету. Дошкольники узнают об объектах и явлениях природы, об их основных свойствах и качествах: если у растения вялые листья и сухая земля в горшке, значит, не хватает влаги, а если листья изменили окраску – не хватает света. Обогатились представления о растениях, животных, человеке. Человек тоже дышит, двигается, питается, растёт, проявляет эмоции и чувства, разговаривает, общается с другими. И, самое главное, что человек ухаживает за животными и растениями. Он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья. Человек создает заповедники, оберегает растения и животных, занесенных в «Красную книгу».
Это побудило у воспитанников инициативу, самостоятельность, сообразительность, готовность искать правильные решения, развитию интереса к познавательной деятельности. Повторение одного и того же материала посредствами интегративного подхода ведёт к его эффективному усвоению. Применяю в работе технологию свободного воспитания, предоставляющую воспитанникам свободу выбора.
Такая работа способствовала формированию любознательности, познавательного интереса и познавательной активности.
В результате применения вышеперечисленных методов познания особенностей живой и неживой природы, получила следующие результаты:
-65% детей различают, узнают, называют конкретные объекты живой и неживой природы;
-75% включаются в деятельность взрослых по уходу за растениями и животными;
-85% любопытны и используют известные поисковые действия, помогающие понять некоторые особенности объектов и явлений природы.
Таким образом, использование инновационных технологий в интегрированном образовательном процессе способствует накоплению ребёнком ярких впечатлений о природе. Дети в различных образовательных ситуациях вовлечены в элементарную исследовательскую деятельность.