Автор: Котовская Ольга Николаевна
«Успешный человек все успевает
или как развивать самостоятельность
дошкольников»
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из актуальных задач является задача развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Как решить эту задачу?
Первое направление: создать вариативную развивающую предметно-пространственную среду (игровые центры, художественные центры, библиотечные центры, исследовательские лаборатории, мастерские, студии).
А именно:
— периодически менять и обновлять предметное содержание центров и мастерских;
— обогащать развивающую среду предметами и пособиями, которые стимулируют познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей;
— обеспечить свободный выбор детьми материала, как по его качеству, так и по количеству.
Второе направление: организовать педагогическое взаимодействие с детьми.
В процессе взаимодействия:
— поощрять познавательный интерес дошкольников к освоению окружающего мира;
— побуждать воспитанников к применению усвоенных знаний и умений в практической самостоятельной деятельности;
— ставить ребенка в позицию исследователя, предлагать проблемные ситуации;
— формировать умение дошкольников планировать собственные действия;
— использовать специальные педагогические приемы: обучение в сотрудничестве, взаимное обучение, внесение нетрадиционного привлекательного для детей оборудования;
— поддерживать у воспитанников чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий.
В какой деятельности воспитанников проявляется самостоятельность?
В социально-коммуникативном развитии:
— игры в развивающих центрах;
— сюжетно-ролевые игры, индивидуальные игры, совместные игры;
— все виды деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
— все виды деятельности, предполагающие выполнение гигиенических процедур, самообслуживание;
— трудовая деятельность.
В познавательном развитии:
— самостоятельные творческие игры, развивающие игры, сюжетно-ролевые игры;
— настольно-печатные игры, дидактические игры;
— рассматривание тематических альбомов и книг;
— наблюдения, экспериментирование;
— труд в природе.
В речевом развитии:
— все виды деятельности, предполагающие общение со сверстниками;
— самостоятельное рассказывание;
— самостоятельные игры по мотивам художественных произведений;
— рассматривание книг, альбомов, картин и картинок;
— совместные со сверстниками творческие, развивающие, театрализованные, речевые игры.
В художественно-эстетическом развитии:
— игры в художественно-эстетических центрах;
— самостоятельное рисование, лепка, конструирование, аппликация, моделирование;
— рассматривание репродукций картин, иллюстраций, альбомов;
— слушание, пение и музыкальные импровизации в движении, игре на музыкальных инструментах;
самостоятельные игры-драматизации.
В физическом развитии:
— самостоятельные подвижные игры, спортивные игры;
— соревнования, эстафеты.
Не нужно толкать ребенка дошкольного возраста к проявлению самостоятельности. Всему свое время. Возможно, малыш еще просто не готов. Обучайте его в игровой форме. Игра – это великое изобретение человечества. В игре ребенка можно обучить многим важным и нужным вещам – выучить алфавит, научить читать. Всего не перечислить. Игровой процесс настолько затягивает, что развитие самостоятельности ребенка происходит неосознанно и легко.