«Успешный человек все успевает или как развивать самостоятельность дошкольников»

Автор: Котовская Ольга Николаевна

«Успешный человек все успевает

или как развивать самостоятельность

дошкольников»

 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из актуальных задач является задача развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Как решить эту задачу?

Первое направление: создать вариативную развивающую предметно-пространственную среду (игровые центры, художественные центры, библиотечные центры, исследовательские лаборатории, мастерские, студии).

А именно:

—  периодически менять и обновлять предметное содержание центров и мастерских;

— обогащать развивающую среду предметами и пособиями, которые стимулируют познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей;

— обеспечить свободный выбор детьми материала, как по его качеству, так и по количеству.

Второе направление: организовать педагогическое взаимодействие с детьми.

В процессе взаимодействия:

— поощрять познавательный интерес дошкольников к освоению окружающего мира;

— побуждать воспитанников к применению усвоенных знаний и умений в практической самостоятельной деятельности;

— ставить ребенка в позицию исследователя, предлагать проблемные ситуации;

— формировать умение дошкольников планировать собственные действия;

— использовать специальные педагогические приемы: обучение в сотрудничестве, взаимное обучение, внесение нетрадиционного привлекательного для детей оборудования;

— поддерживать у воспитанников чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий.

В какой деятельности воспитанников проявляется самостоятельность?

В социально-коммуникативном развитии:

— игры в развивающих центрах;

— сюжетно-ролевые игры, индивидуальные игры, совместные игры;

— все виды деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

— все виды деятельности, предполагающие выполнение гигиенических процедур, самообслуживание;

— трудовая деятельность.

В познавательном развитии:

— самостоятельные творческие игры, развивающие игры, сюжетно-ролевые игры;

—  настольно-печатные игры, дидактические игры;

—  рассматривание тематических альбомов и книг;

— наблюдения, экспериментирование;

— труд в природе.

В речевом развитии:

— все виды деятельности, предполагающие общение со сверстниками;

— самостоятельное рассказывание;

— самостоятельные игры по мотивам художественных произведений;

— рассматривание книг, альбомов, картин и картинок;

— совместные со сверстниками творческие, развивающие, театрализованные, речевые игры.

В художественно-эстетическом развитии:

— игры в художественно-эстетических центрах;

— самостоятельное рисование, лепка, конструирование, аппликация, моделирование;

— рассматривание репродукций картин, иллюстраций, альбомов;

— слушание, пение и музыкальные импровизации в движении, игре на музыкальных инструментах;

самостоятельные игры-драматизации.

В физическом развитии:

— самостоятельные подвижные игры, спортивные игры;

— соревнования, эстафеты.

 

     Не нужно толкать ребенка дошкольного возраста к проявлению самостоятельности. Всему свое время. Возможно, малыш еще просто не готов. Обучайте его в игровой форме. Игра – это великое изобретение человечества. В игре ребенка можно обучить многим важным и нужным вещам – выучить алфавит, научить читать. Всего не перечислить. Игровой процесс настолько затягивает, что развитие самостоятельности ребенка происходит неосознанно и легко.

 

×
×