«Развитие самостоятельности и сенсорных способностей детей раннего возраста на основе использования технологии саморазвития М.Монтессори»

Автор: Валиахметова Светлана Юрьевна и Душко Людмила Михайловна

Тема: «Развитие самостоятельности и сенсорных способностей детей раннего возраста на основе использования технологии саморазвития М.Монтессори»

Технология: мастер- класс

Подготовила и провела: Валиахметова С.Ю. воспитатель высшей квалификационной категории.

Цель: Способствовать повышению  профессиональной компетентности педагогов ДОУ, работающих с детьми раннего возраста, путем демонстрации методов и приемов, дидактических игр и упражнений, направленных на развитие органов чувств, познавательной активности, самостоятельности, мелкой моторики.

Задачи:

1.      В  ходе презентации опыта работы показать актуальность использования элементов  педагогической системы М.Монтессори в условиях реализации ФГТ.

2.      Раскрыть суть метода, основные идеи и принципы метода М.Монтессори.

3.     Познакомить участников с предметно-развивающей средой, созданной в группе раннего возраста.

4.     С помощью «шляпной технологии» познакомить педагогов с дидактическими играми и упражнениями по системе М.Монтессори, методами и приемами развивающими органы чувств мелкую моторику, самостоятельность, органы чувств; показать их актуальность в среде ДОУ.

      5. Активизировать творческую, мыслительную активность  участников микрогрупп, умение работать в команде: вырабатывать общее мнение, принимать совместное решение, демонстрировать результат.

6.     Способствовать созданию  благоприятного психологического настроя, атмосферы доверия и сотрудничества.

Материалы  оборудование:  компьютер, проектор, экран  (для краткой презентации опыта), выставка  дидактических игр по системе М.Монтессори,  конфеты (выстраивание психологического пространства), шляпы (для реализации «шляпной технологии»), карточки для выбора предполагаемого ответа, атрибуты к дидактическим играм на развитие органов чувств, магнитная доска.

Предварительная работа: изучение методической литературы по проблеме, подготовка компьютерной презентации педагогического опыта,  подготовка карточек для микрогруппы, изготовление шляп, оформление буклетов, видеосъемка фрагментов самостоятельной деятельности детей, составление модели проекта мастер-класса, оформление выставки дидактических игр, систематизация и размещение на сайте электронного портфолио, составление анкет для рефлексивной деятельности участников.

Методы и приемы:

 

Методы словесной передачи информации и слухового восприятия:

— беседа

-дискуссия

-рассказ – комментирование  по ходу слайдов

Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия:

                  -компьютерная и видео-презентация фрагментов самостоятельной деятельности детей

                  -практическая демонстрация методов и приемов работы;

                 — выставка дидактических игр,

                 — видеофильм.

 Методы приема и передачи информации с помощью практической деятельности:

                 -практическая демонстрация методов и приемов работы

                 — практические упражнения на развитие органов чувств

                 — имитационная деловая игра (проблемно-ситуационная игра для «теоретиков»: выбрать нужную карточку; ролевая деловая игра для «практиков»:           самостоятельная разработка методов и приемов к дидактической игре и обыгрывание «воспитатель-дети»)

                — анализ.

Методы стимулирования мотивации:

Эмоциональные:

—  создание атмосферы сотрудничества, успеха, поддержка участников в микрогруппах

            Познавательные:

                -самостоятельное обсуждение в микрогруппах и решение  проблемной   ситуации

           Социальные:

                  — создание условий для  взаимопомощи.

           Методы контроля и самоконтроля:

—  анкетирование.

Формы работы : микрогруппы

 

Деятельность мастера

Деятельность участников мастер-класса

Примечания

1. Вводно- организационный этап.

Задачи:

-создать благоприятный психологический настрой, атмосферу доверия и сотрудничества;

-познакомить с темой, целями и задачами мастер-класса.

Методы и приемы: словесные, наглядные (презентация)

-Добрый день, уважаемые коллеги!

— Мы рады приветствовать вас в нашем образовательном учреждении и надеемся,  что наше сотрудничество сегодня будет взаимоприятным, полезным и плодотворным.

А сейчас – внимание на экран.

Тема моего мастер – класса:

«Развитие самостоятельности и сенсорных способностей детей раннего возраста на основе использования технологии саморазвития М.Монтессори»

Слушают и смотрят презентацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят презентацию.

 

 

 

 

 

1 слайд

 

 

 

 

Цель: диссеминация педагогического опыта по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста  путем демонстрации методов и приемов, дидактических игр и упражнений, направленных на развитие органов чувств, познавательной активности, самостоятельности, мелкой моторики.

Задачи мастер-класса вы видите  на слайде и найдете в ваших  буклетах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этап восприятия,  расширения имеющихся представлений и усвоения нового материала

Задачи:

-показать актуальность педагогической системы М.Монтессори в условиях реализации ФГТ.

—  раскрыть суть метода, основные идеи и принципы метода М.Монтессори

— познакомить с предметно-развивающей средой  в группе раннего возраста

Методы и приемы: презентация дидактических игр с опорой на  выставочный материал,                      комментированный рассказ.

Актуальность: В ФГТ  сказано, что «…Образовательный процесс должен соответствовать принципу развивающего образования, научной обоснованности и практической применимости, позволять решать цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра…»

Таким образом, можно предположить, что специально подготовленная предметно-развивающая среда для развития сенсорных способностей детей раннего возраста и использование дидактических игр  и элементов системы М. Монтессори,  будут  способствовать реализации ФГТ и формированию  таких интегративных качеств детей как:

— «Любознательный, активный»;

— «Эмоционально отзывчивый»;

— «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»;

— «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи(проблемы), адекватные возрасту;

-«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»;

-«Овладевший, необходимыми умениями и навыками».

-А сейчас давайте коротко вспомним, кто такая М. Монтессори?

Мария Монтессори (31.08.1870-06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог. Свою педагогическую систему М.  Монтессори называла «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде».

Основные принципы педагогической системы М.Монтессори:

(Прошу обратить ваше внимание, принципы представлены в полном объеме, а их реализация представлена в соответствие с возрастными особенностями детей раннего  возраста.

Как же  в нашей группе реализуются основные принципы системы М. Монтессори?

1.Свобода выбора.

-предметно-развивающая среда устроена  таким образом, что ребенок самостоятельно выбирает себе занятие

-дети начинают прислушиваться к себе, лучше понимать себя.

2.Наличие специального комплекта дидактического материала по системе.

-Материалы находятся в свободном доступе, распределены по зонам.  В группе раннего возраста 7 зон:

(обратите внимание, что при подборе цвета мебели, я тоже руководствовалась принципам системы М.Монтессори.  Подобраны чистые цвета  мебели: желтый, синий, красный).

Зона упражнений с сыпучими материалами.

Ребенок в возрасте 1,5 – 3 лет проживает фазу интереса к мелким предметам. На основе этого строится работа, связанная с манипуляцией мелкими предметами, их классификацией, сортировкой, пересыпанием и т.д. Все это благотворно влияет на развитие мышления и речи ребенка.

Зона упражнений с водой.

Упражнения с водой для ребенка до трех лет не имеют принципиально отдельного функционального значения. Они выполняют функцию среды для развития мелкой моторики, но, кроме этого, производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбужденность, успокаивают ребенка. Ещё упражнения с водой являются общеподготовительным этапом для последующего освоения упражнений в практической жизни. В них присутствует явный контроль ошибки – пролитая вода, и простой способ её устранения – протирание подноса, стола или пола.

Зона установления причинно-следственных связей.

Модульное оборудование дает возможность наблюдать за процессом взаимодействия предметов окружающей действительности, устанавливать причинно-следственные связи. В процессе целенаправленной деятельности, когда ребенок использует свои знания и умения, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки, развивается мышление ребенка. В процессе усложнения действий происходит развитие движений кисти руки. Здесь же ребенок впервые знакомится с такими способами работы, как подбор пары и построение ряда.

Зона сенсорного развития. Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделен на несколько групп:

— развития зрительного восприятия: восприятие размера — блоки цилиндров, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги; восприятие цвета — цветные таблички; восприятие формы — геометрический комод.

— развития стереогностического чувства: геометрические тела.

— развития тактильного восприятия: шероховатые таблички, ящик с тканями.

— развития слухового восприятия: шумовые цилиндры.

— развития барического чувства: весовые цилиндры, весовые таблички.

— восприятия тепловых ощущений: тепловые таблички, тепловые бутылочки.

— развития обоняния: бутылочки или коробочки с запахами.

— развития вкусовых восприятий: бутылочки с жидкостями, имеющими разные вкусы.

Зона продуктивной изо-деятельности.

Следует обратить внимание, что мы не учим детей рисовать в привычном смысле этого слова, то есть мы не должны учить ребенка технологии передачи нашего взрослого образа путем проведения «правильных линий». Наоборот, важнейшей задачей становится совместное художественное проживание образа, который сформировался у ребенка, выбор подходящих материалов, техник, способов передачи образа, работа с линией, цветом, композицией.

Зона развития крупной моторики.

Возможность находиться в движении обеспечивает нормальное мозговое кровообращение, высокую познавательную активность. Результатом освоения этой зоны может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, координации движений, укрепление мышц.(Модули так же выдержанны в нужной цветовой гамме)

Зона развития речи.

В этот период ребенок нуждается в такой среде, которая позволяла бы расширять словарный запас, давала много новых ощущений, впечатлений и возможность усвоения понятий.

3.Контроль ошибок

-ребенок самостоятельно видит свои  ошибки и старается исправить их.

4. Наличие определенных правил работы в Монтессори — среде.

-убери за собой;

-работа на ковре;

-работа в тишине, не мешая друг другу

5. Дети – активные участники процесса обучения

— часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга лучше, чем взрослые.

6. Не делай за ребенка то,  что он может сделать сам.

 -взрослый должен научиться вести ребенка к «учению», чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания.

7. Отсутствие оценок взрослого

— научить ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность.

8. Отсутствие соревновательного момента.

— не сравнивать ребенка с другими

Главный принцип методики М.Монтессори:

 «Помоги мне сделать это самому!»

Методика М.Монтессори не противоречит ФГТ и способствует развитию:

— сенсорных способностей

—  мелкой  и крупной моторики

— органов чувств  и др.

Хочу отметить, что идеи  М.Монтессори,  поддержали и продолжили советские  ученые: Е.И. Тихеева, Г.А Урунтаева,  Ю.А.Афонькина.  Ряд ее идей положено в основу сенсорного воспитания,  разработанного А.В.Запорожцем и его учеником Л.А.Вегером. Результат:

-по результатам комплексной оценки результатов освоения программы «От рождения до школы» можно отметить, что у детей   

-повысился познавательный интерес: дети уверенно и самостоятельно ориентируются в среде

—  проявляют любознательность

— узнают и называют  цвет, форму и величину предметов, их свойства и качества

— активизировался процесс взаимодействия с родителями: проведено родительское собрание по ознакомлению с методикой М.Монтессори

— совместно с родителями оформлялись   дидактические игры; дома родители  больше стали уделять  внимание сенсорному развитию детей с помощью  дидактических игр по системе М.Монтессори.

 

3. Практический этап.

 

Задачи:

-выстроить  психологическое пространство перед предстоящей практической деятельностью

— познакомить педагогов с дидактическими играми и упражнениями по системе М.Монтессори, методами и приемами,  развивающими органы чувств,  мелкую моторику, самостоятельность и др.

— активизировать желание работать в команде, обсуждать и принимать совместное решение и демонстрировать результат работы микрогруппы

-создать ситуацию успеха и сотрудничества.

Методы и приемы: «шляпная технология», диалог, демонстрация методов и  приемов работы, практические упражнения,  анализ, имитационная деловая игра, пояснение, обобщение,  обсуждение,  создание ситуации успеха и   взаимопомощи, решение проблемной ситуации, прогнозирование будущей деятельности.

 

— Сегодня я попробую  продемонстрировать вам, как я использую дидактические игры М. Монтессори в работе с детьми раннего  возраста.

Выстраивание психологического пространства

— Уважаемые, коллеги! Давайте мы начнем нашу практическую часть с приятного момента. Я приготовила вам сюрприз.

·         — Разверните, пожалуйста, мой сюрприз.

·         -Попробуйте его.

·         -Что вы сейчас съели?

·         — Почему вы думаете, что это конфета?

·         — Что вам помогло определить, что это конфета?

·          

·         — Итак, нам помогли это определить наши помощники —  5 органов чувств (НАШИ АНАЛИЗАТОРЫ) : обоняние, осязание, слух, вкус, запах.

·         -Вам,  взрослым, имея большой жизненный опыт, легко было определить с помощью различных анализаторов, что это конфета.   Представьте, что вам 2 года, и вы только начинаете познавать окружающий мир, при помощи органов чувств (анализаторов). Вы только учитесь  определять форму, цвет, величину, вкус, запах, знакомитесь различными материалами и их свойствами. Вы еще не умеете видеть все  эти признаки предметов одновременно. Особенность детей раннего возраста заключается в том, что дети останавливают свой взгляд только на каком-то одном признаке предмета. Поэтому на первом этапе  педагогу надо  ненавязчиво показать способы  действий с предметами, помочь увидеть свойства и признаки  предметов с различных сторон.

·         — Сейчас мы на практике познакомимся, как в игровой форме, используя дидактические игры и упражнения,  можно использовать элементы педагогической системы  М.Монтессори.

·         Я хочу обратить ваше внимание, что в педагогической системе М.Монтессори очень много различных дидактических игр (они представлены на выставке). Сегодня мы будем говорить только о некоторых из них.

·         — Уважаемые, коллеги! Вы,  наверное,  обратили внимание на то, что у вас на столах лежат  шляпы. Мы будем использовать «шляпную технологию»

·         Организую деление на микрогруппы с помощью цветных символов. Приглашаю участников сыграть роли «практиков», «теоретиков».

·         — Каждая шляпа сегодня у нас будет отвечать за один из анализаторов.

·         Синяя шляпа-слух;

·         Красная шляпа – вкус;

·         Зеленая шляпа – осязание;

·         Желтая – зрение;

·         Оранжевая – обоняние.

·         (На магнитной доске 5 шляп, на столе у участников по три шляпы).

·         -Они нам помогут сегодня правильно слышать звуки.

·         -Оденьте их.

·         Дидактическая игра «Найди такой же»

·          Воспитатель обращается к «практикам».

·         -Возьмите по одному цилиндру.

— Поднесите его к уху.

— Потрясите.

— Вы услышали звук?

-Запомните его.

— Найдите среди оставшихся цилиндров, цилиндр с таким же звуком.

— Проверим?

— Переверните цилиндры, если цвет на дне цилиндра совпал – вы справились.

— Молодцы.

-А теперь возьмите цилиндры в обе руки. Игра «Тише -громче»,

— потрясите тихо.

— потрясите громко.

-Послушайте, я спою вам песенку.

(Пение со звуковым сопровождением «В лесу родилась елочка, в лесу она росла»).

-Молодцы,  хороший оркестр у нас получился.

— А сейчас задание для  «теоретиков» :

«Нужно выбрать карточку с правильным ответом: « Что развивает данное упражнение?»

— Выберите карточку и прикрепите ее к соответствующей шляпе, на магнитной доске.

-Какого цвета следующая  шляпа?

— За какой процесс  восприятия она отвечает?

-Наденьте шляпы.

Дидактическая игра «Назови вкус воды»

— Возьмите пипетку.

— Зажмите ее.

— Опустите в баночку с водой.

— Отожмите.

-Возьмите ложку.

-Вылейте в нее жидкость из пипетки.

-Попробуйте содержимое.

-Положите ложку и пипетку.

— Вытрите рот салфеткой.

— Какая вода по вкусу?

-Перед вами лежат карточки:  выберите, что бывает сладким?

-Соленым?

-Кислым?

-Задание «теоретикам»: «Что развивает данное упражнение?»

— Прикрепите к соответствующей шляпе.

— Молодцы.

— Переходим к следующей шляпе.

-Какого она цвета?

— За какой анализатор отвечает  шляпа данного цвета?

-Надевайте шляпы, начинаем исследование.

Дидактическая игра «Обследуем крупу»

— Перед вами две чашки.

— Кто мне скажет, что в них?

-Как называется крупа в правой чашке?

— Опустите руку в чашку с манной крупой.

(детям воспитатель сам опускает руку в нужную чашку)

— Потрите между пальцами крупу.

-Какие крупинки по величине?

-Посмотрите на вторую чашку.

— Что это?

-Что из нее варят?

— Наберите гречневую крупу и потрите между пальцами.

-Какие крупинки по величине?

-Закрепление. Повторяют: «Манные крупинки – маленькие, гречневые большие».

-Молодцы.

— Задание нашим «теоретикам»: Что развивает данное упражнение?

 

— Какого цвета шляпа за вашим столом?

— За какой процесс восприятия она отвечает?

Дидактическая игра «Подбери пару»

— Какое сейчас время года?

-Чтобы руки у нас не замерзли зимой, что мы одеваем?

-Посмотрите, какие разноцветные варежки  у нас. Определение цветов

— Сколько варежек?( Повтор вместе и по одному

— Возьмите варежку любого цвета.

-Какого цвета вы взяли варежку?

-Наденьте на палочку

— Найдите к ней пару и наденьте рядом на палочку.

— Молодцы.

— Что развивает данное упражнение?

— Нам помогут «теоретики». Прикрепите к соответствующей шляпе.

— Молодцы.

Практическое задание для «практиков»

— Вашей группе я предлагаю самостоятельно создать модель дидактической игры.

А) Дайте название дидактической игре.

Б)Распределите роли (один воспитатель, два ребенка)

В)представьте  методы и приемы игру.

— Вопрос теоретикам: «Желаете внести изменения, дополнения   в  игру?»

-Вопрос к теоретикам: «Какие процессы восприятия развивает эта игра?»

-Прикрепите карточку к соответствующей шляпе.

Заключительный этап.

Задачи: сделать общий вывод, подвести итоги, показать фрагменты видеофильма самостоятельной деятельности детей в группе раннего возраста

Методы и приемы:  словесные, рефлексия (анкеты), видеофильм

— А теперь давайте попробуем совместно с вами сделать вывод, какую роль  для детей раннего возраста имеют дидактические игры?

Подвожу общий итог.

 Благодаря развитию органов чувств, по  методике М. Монтессори мы помогаем ребенку самостоятельно познавать мир и делать открытия.

 Данную технологию можно использовать как в НОД, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей одним общим делом, помочь им научиться эффективно общаться, помогать друг другу, обучать  друг друга.

Предлагаю вам посмотреть маленький видео-сюжет.

Самоанализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Берут конфету.

Разворачивают.

Ответы участников

Версии участников

 

5 органов чувств (5 наших анализаторов)

 

Глаза, руки, …(органы чувств)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шляпа

 

Синего.

 

 

 

 

 

 

Надевают шляпу.

 

 

 

 

 

 

Берут по одному цилиндру.

Подносят к уху.

 

Трясут.

 

Да.

 

Ищут путем проб и ошибок, цилиндр с таким же звуком.

 

Поворачивают цилиндры, проверяют правильность выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

Поют  песню, со звуковым сопровождением

 

 

 

 

Обсуждение в микрогруппах, выбирают нужную карточку, высказывают свое мнение

Прикрепляют к доске.

 

Ответы

Надевают шляпу.

 

Берут пипетку.

Зажимают.

Опускают в баночку с водой.

Отжимают.

 

Берут ложку.

Опускают в нее жидкость из пипетки.

Пробуют содержимое.

Кладут ложку и пипетку.

Вытирают рот салфеткой.

Сладкая, кислая, соленая

 

Показывают карточки: конфета, торт, огурец, рыба, лимон, виноград.

 

 

Выбирают нужную карточку. Комментируют.

Прикрепляют карточку  к доске.

 

 

 

Зеленого.

Осязание.

 

 

Надевают шляпы.

 

Крупа.

Манная

 

 

 

Опускают руку.

 

Обследуют крупу.

Маленькие(мелкие)

 

Гречневая крпа

Кашу.

Опускают руку, набирают крупу

 

 

Большие (крупные)

Повторяют.

 

 

 

Выбирают нужную карточку, комментируют свой выбор, закрепляют на доске

Желтая

За зрение.

 

Зима.

 

Варежки.

 

Много

 

 

 

Выбирают пару  и одевают на основание .

 

 

 

 

 

Выбирают нужную карточку.

 

 

 

 

Обоняние

 

Разрабатывают и представляют игру.

 

 

 

Ответы

 

 

 

Высказываются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 слайд

 

8-15 слайд (развивающая среда в группе, зоны)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты ответов на карточках: *Развивает умения называть форму, величину и цвет предметов, развивает речь, элементарные математические представления, мелкую моторику пальцев рук

( Зрение);

* Совершенствует координацию глаз (Зрение);

*Развивает умение различать вкусовые качества, речь. Мелкую моторику пальцев рук(Вкус);

*Развивают умения самостоятельно различать звуки и знакомиться с окружающим миром , способствует развитию музыкального слуха(Слух);

*развивают мелкую моторику пальцев рук, активный словарный запас, совершенствуют координацию движений , развивают и уточняют тактильные ощущения, речь(Осязание);

*развивает умения различать запахи, знакомиться с окружающим миром, развивает речь.(Обоняние)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют параллельно анкету.

1.     сегодня я узнал…

2.     было интересно…

3.     было трудно…

4.     я выполнял задания…

5.     я понял, что…

6.     теперь я могу…

7.     я почувствовал, что…

8.     я приобрел…

9.     я научился…

10.           у меня получилось …

11.           я смог…

12.           я попробую…

меня удивило

 

×
×