Автор: Матвеенкова Ирина Викторовна
Работа со слабоуспевающими учащимися в начальной школе.
Подготовила учитель начальных классов Матвеенкова И.В.
03.11.2017
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам – это работа со слабоуспевающими учащимися.
(Слайд 1.)
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы.
Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Педагогические технологии, которые необходимо использовать при работе: (Слайд 2.)
· индивидуализация образовательного процесса;
· обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
· диалоговая форма обучения;
· игровые формы;
· памятки, карточки, творческие задания.
Формы индивидуальной работы со слабоуспевающими учениками.
(Слайд 3.)
• 1. Составление картотеки:
– индивидуальных заданий по темам (карточки, таблицы)
— занимательного материала (ребусы, кроссворды, головоломки, иллюстрации)
• 2. Специальные индивидуальные задания на уроке.
• 3. Дифференцированные задания отстающим при проверочной и самостоятельной работах.
• 4. Предупреждающие опросы.
• 5. Выполнение учащимися заданий по индивидуальным карточкам дома.
• 6. Проведение консультаций.
• 7. Оказание помощи учащимся перед уроком.
Виды работ. (Слайд 4.)
• Карточки для индивидуальной работы.
• Задания с выбором ответа.
• Деформированные задания.
• Карточки — тренажеры.
• Творческие задания.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
(Слайд 5.)
· Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
· Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
· Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
· Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
Эта работа предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: (Слайд 6.)
-специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
-карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
-карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;
-карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
-карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Примеры.
Дополнение к заданию (рисунок, схема, инструкция и т.п.).
(Слайд 7.)
1.
Задача. В старшую группу детского сада купили 5 машинок, а мячей на 7 больше. Сколько всего игрушек купили для старшей группы? — 5 шт. — ? на 7 шт. > чем ? !
2. Карточки – задания. (Слайд 8.)
1. Допиши краткую запись и решение задачи. Сделай пояснение к каждому действию. Машины — 5 шт. Мячи — ? на … больше 1) 5+7=12 2) 12+7= …
2. Поэтапное выполнение.
1) Найди, сколько мячей купили.
2) Ответь на вопрос задачи.
Используя схему, закончи решение задачи и запиши ответ: (Слайд 9.)
(5+___)+___ =
Специальные обучающие таблицы, плакаты и схемы. (Слайд 10, 11, 12.)
Задания с выбором ответа. (Слайд 13.)
Тест. 1. В каком слове допущена ошибка?
1) прорупь 3) сугроб
2) рукав 4) мороз
2. Какое слово нельзя разделить для переноса?
1) улей 3) листок
2) корка 4) лист
3. Карточки-тренажеры. (Слайд 14.)
Дата … № …
П…стух, м…роз, чи…, др…зды, площ…дь, гара… , сн…жинка, с…пог, но…, кр…чал, т…традь, ло…, м…стечко, стор…ж, уло…, стр…ительная, бер…г, Гле…, к…менистая, в…р…бей. Ученик Учитель
Имя существительное (Слайд 15.)
1. Выбери правильный ответ.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает …
а) действия предметов;
б) признаки предметов;
в) предметы.
Имена существительные изменяются по …
а) числам; б) родам; в) падежам.
2. Отгадай загадку. Укажи род существительных в этой загадке.
Гость гостил
Золотой мост мостил
– Без ножа, без топора,
Без железного молотка. ________________
А) женский; б) мужской; в) средний.
3. Измени по падежам имя существительное карандаш в ед. и во множ. числе. Выдели окончания у существительных. ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________
4. Определи падеж имён существительных.
Летят со свистом _____, приблизился к норе ____, поселился в дупле _____, слепил из снега _______, получил письмо _____, пришёл за книгой ________.
1.Закончи предложения.
Имена существительные изменяются по ________________________________________.
Чтобы правильное написать безударное падежное окончание существительного надо: 1.________________________________ 2.________________________________ 3.________________________________
Слова – помощники:
1 скл. — ________________________________;
2 скл. — ________________________________;
3 скл. — ________________________________ .
2. Допиши окончания имён существительных. Обозначь орфограмму.
Ждал на дорог _ , жил на окраин _ , сбился с дорог _ , деревья в ине _ , приехал к бабушк _ , вышел из избушк _ , встретил на вокзал _ , прислал по почт _ , вырос на пустош _ .
3.Допиши окончание существительного. Определи падеж всех существительных. Разбери выделенное слово как часть речи.
Здравствуй, в белом сарафан _
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи. (П. Вяземский)
Индивидуальная работа по карточкам «Составление деформированных предложений» (Слайд 16.)
Задание: Составить предложение, добавив в него имя прилагательное.
1.– звёзды, сверкать, небо. В вечернем небе сверкали яркие звёзды.
Задание: (У существительных определить род, число, падеж, подчеркнуть прилагательное)
2. – облако, плыло, над землей, низко.
Тёмное облако плыло низко над землёй. (Опорные слова: красное, сильное, темное)
Задание: (Грамматический разбор предложения )
3. – метель, началась, вдруг. Вдруг началась сильная метель. (Опорные слова: холодная, сильная, утренняя)
Задание: (У существительного определить падеж, выделить окончание, подчеркнуть прилагательное)
4. посыпалась, с неба,– крупа. С неба посыпалась колючая крупа. (Опорные слова: голубая, снежная, колючая)
Задание: (Прилагательное разобрать по составу, подчеркнуть)
4. Задания «Выполни по образцу». (Слайд 17.)
Памятка(алгоритм) (Слайд 18.)
Состав слова.
Алгоритм решения уравнений (Слайд 19-21.)
Прочитай уравнение.
Назови действие, компоненты.
Вспомни, как найти неизвестный компонент.
Запиши и вычисли. Проверь.
Эта работа позволяет повысить интерес учащихся к уроку, проверить знания у учащихся, индивидуально подойти к каждому ученику в классе.
Работа по карточке способствует воспитанию привычки контролировать собственную деятельность.
5. Запоминалки. (Слайд 22 -24.)
Падежи
«Запоминалка» названий и последовательности русских падежей по первым буквам слов этой фразы:
Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку
Слабоуспевающим ученикам сложно запомнить правила. На уроках использую шпаргалки-запоминалки.
В этой фразе собраны все глухие согласные русского языка: СТЁПКА, ХОЧЕШЬ ЩЕЦ? — ФИ!
или запомнить пары: Ка-Пэ, эС-Тэ, эФ-Хэ, Цэ-Че, Ша-Ща — глухие согласные
Правописание после «Ц» .
Запоминалка слов-исключений, в которых в корне слова после «Ц» пишется «Ы»
ЦЫган на ЦЫпочках подошёл к ЦЫплёнку и ЦЫкнул «Цыц.
6. Подготовка к написанию сочинения. (Слайд 25.)
Учитель:
— Сегодня мы будем подбирать красивые, образные слова, которые употребляются в прямом и переносном смысле. Правильно употреблять их в речи. Составлять и записывать предложения, объединенные темой “Зима-волшебница”, придавать красоту и волшебство этой поры времени. А также выражать свое настроение, чувства посредством слова.
1. Подбор слов, которые обозначают признаки предметов, т.е. прилагательные. (работа на листках-распечатках) (Слайд 26.)
Зима (какая?)
Снег (какой?)
Мороз (какой?)
Деревья (какие?)
Снежинки (какие?)
Сказки (какие?)
Лес (какой?)
Поле (какое?)
Снеговичок (какой?)
Слова, которые обозначают признаки предметов, т.е. прилагательные.
Зима (какая?) волшебная, красивая.
Снег (какой?) белый пушистый, легкий.
Мороз (какой?) сильный, трескучий суровый
Деревья (какие?) озябшие, заснеженные, залепленные
Снежинки (какие?) легкие, пушистые, белые, как пух
Сказка (какая?) волшебная, интересная, захватывающая
Лес (какой?) заколдованный, тихий, сонный, молчаливый.
Поле(какое?) бесконечное, ровное.
Снеговичок (какой?) веселый, смешной.
7. Развитие речи. (Слайд 27, 28.)
Задание: Дополненить предложения подходящими по смыслу именами прилагательными с опорой на наглядность.
Стоит… денёк. Ваня и Алёша построили … крепость. Егор слепил снеговика. Снеговик получился …. Ребята несутся на санках с горки. Катя катается по … льду на коньках. Всем весело!
8. Творческая работа. (Слайд 29, 30.)
Методический прием — интерпретация сказки.
Вот примеры некоторых заданий.
Опиши характер главного героя до встречи с… и после.
«Что было дальше?» — закончить сюжет произведения.
Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.)
Прогнозирование сюжета.
Предлагается слушание с паузой. На определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации. Пауза в чтении. Обращение к классу:
— Придумайте историю, как еж перехитрил зайца. (Выслушать двух-трех человек). — Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей.
Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер.
Например, сравнение начала сказок. Дети с первого класса проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т.д.
При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки.
Это такие упражнения:
дополни слоги до слов (му-, про-);
закончи фразу;
придумай рифму к слову (лучик — … );
соедини рифмующиеся слова;
поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным);
игра «Слоговой аукцион»
— выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала);
— придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину;
игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко);
— восстанови рассыпанное стихотворение;
игра «Кто больше подберет рифм»
Синички – водички – птички
игра «Добавлялки»
Где обедал воробей? В зоопарке у…
Дифференцированные домашние задания. (Слайд 31.)
Работа с родителями. (Слайд 32.)
1. Организация индивидуальной беседы родителей и учителя.
2. Родительское собрание подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом. Рекомендация методической литературы по отдельным предметам.
4. Создание коррекционных тетрадей.
5. Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.
6. Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.
7. Создание Папки — Копилки, где накапливаются задания для развития логического мышления (задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)
Результаты работы:
— повышается уровень мотивации учения;
— каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей;
— появляется желание у слабоуспевающих учащихся продвигаться в образовании;
— слабоуспевающие учащиеся получают возможность испытать учебный успех.
В результате проводимой работы в классе нет неуспевающих и неаттестованных учащихся. Ведется тематический учет знаний слабоуспевающих детей. Снизилось количество неудовлетворительных отметок по предметам. В классе нет учащихся, которые систематически пропускают уроки без уважительной причины.