Проект как форма организации внеурочной деятельности младших школьников

Автор: novikova201476@yandex.ru

Основным направлениям развития образования согласно стандартам второго поколения соответствует проектная деятельность, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать.  Но, несмотря на обширную известность, методика проектной деятельности слабо освещена в литературе для учителя.

Я веду курсы внеурочной деятельности в начальной школе: «Юный исследователь» и «Юный эколог». Наша школа малокомплектная, поэтому группы сформированы разновозрастные.

 Следует отметить, что параллельно с проектной деятельностью учащиеся учатся работать в группах: распределять роли, задания, выполнять поручения в группе, искать компромисс. Это порою бывает сложнее выполнения проекта.

На занятиях применяю методику проектной деятельности, предложенную в программе «Интел – обучение для будущего».

Частично продемонстрирую материалы моего учебно-методического пакета по проектной деятельности.

На мой взгляд, самое важное – это этап введения в проект и организация деятельности. Заинтересуются ли  ученики темой, каким образом они спланируют свою деятельность – от этого зависит дальнейший ход и результат исследования.

Знакомство с проектной деятельностью начинаем в 1и2 классах на  проекте о вулканах, реализуемом за 3 часа.  На 1-ом  занятии проекта демонстрирую видеофрагмент об извержении вулкана и учащиеся определяют тему проекта.

Приглашаю на небольшую экскурсию по вулканам спящим, грязевым, содовым, действующим.

И учащиеся составляют проблемный вопрос. Из всех вариантов (а все вопросы выписаны на доске) выбираем наиболее общий вопрос для проекта. К нему подбираем частные вопросы. Учимся формулировать темы исследований. Обсуждаем источники информации, выбираем формы представления (гиперссылка). Особо увлекает учащихся этого возраста моделирование процессов.

В процессе проекта учащиеся ведут тетради, заполняя рабочий лист, куда они вписывают выбранную тему для исследования, формы представления, источники информации. Сюда же учащиеся вкладывают проектную работу. Таким образом, начиная с 1 класса они формируют учебно-методический пакет учащегося по проектной деятельности.

Следующий проект дети выполняют в декабре.

На введении в проект демонстрирую карту (особо выделен Великий Устюг). Учащиеся, увидев Великий Устюг, называют Деда Мороза. Совершаем небольшую виртуальную экскурсию в волшебную сказочную страну, к терему Деда Мороза, где добрый волшебник думает, как лучше вести дела, как порадовать детей, которые верят в чудо. От таких любознательных детей каждый день приходят письма. У деда мороза существует почта и большой почтовый ящик. Помощники разбирают письма, а в терем к Деду морозу письма привозит олень Алеша в волшебном сундуке. Каждое письмо Дед Мороз читает, а лучшие отмечает подарками,  печатает в своих книгах-альманахах. Если письмо заинтересует Дедушку Мороза, то он обязательно ответит.

В преддверии Нового года дети определяют тему проекта «Письмо Деду Морозу». А так как письмо нужно написать хорошо, то возникает множество вопросов. Как правильно написать письмо? – проблемный вопрос, как обратиться, о чем рассказать в письме, как попрощаться? и другие — частные вопросы. Учимся писать письма, украшать бумагу для письма, подписывать конверты. Форма представления в проекте чаще  – письмо, которое дети отправляют по адресу. Могут быть рисунки, поделки.

Также в декабре можно организовать проект «Покормите птиц зимой».

Просмотрев слайды, изучив факты, определяют тему проекта. Работа с текстами карточек помогает сформулировать частные вопросы. Проект не заканчивается изготовлением кормушек, он переходит в индивидуальные исследования. Дети получают дневники наблюдений, где фиксируют сколько птиц прилетает, в какую погоду  прилетают птицы, какие это птицы, фотографируют птиц. Свои материалы оформляют для выступления на фестивале исследований в конце года.

В 3-ей четверти актуален проект по выгонке луковичных растений.

Начинается занятие с просмотра фрагмента известного мультфильма «12 месяцев» по сказке С.Я.Маршака. После демонстрации фотографий тюльпанов, нарциссов и крокусов, ландыша на фоне зимнего пейзажа возникает вопрос: цветут ли подснежники зимой? В этом проекте ученики учатся ставить цель и задачи исследования. Очень важно составить индивидуальный план работы ученика. Данный проект может быть началом исследований по выгонке луковичных и корневищных растений. Еще один плюс проекта – живые цветы – подарок к 8 Марта для мамы.

На защите проекта учащиеся делают заключения о возможности применения полученных выводов в собственной жизни, в жизни общества, выбирают инициативную группу для объединения работ в портфолио проекта.

Удовлетворенность работой по проекту – один из показателей оценки результативности.  Выявить, нравится ли обучающимся работать над проектом, можно на основе анкетирования, беседы, ассоциации, наличию и поддержанию интереса в ходе проекта, наблюдения.

 Другой результат оценки результативности – выявление у обучающихся личностных качеств, проявляющихся в проектной деятельности.

Третий показатель эффективности – качество усвоения знаний. 

Для оценки эффективности применения метода проектов использую лист самооценки обучающегося, наблюдение и методику незаконченных предложений. Лист самооценки обучающегося может быть в виде таблицы, анкеты, схемы

 

В заключение отмечу, что от проекта к проекту следует усложнять деятельность учащихся, важно, чтобы у учеников был рост самостоятельности выполнения. От самостоятельно выполненного задания, затем этапа, потом уже целого проекта. Важно проявление креативности, творчества, ответственности, приобретение коммуникативных навыков, умения работать в группе.

×
×