Автор: Главатских Ольга Александровна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“КЕЗСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ”
Методическая работа
«РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У НАЧИНАЮЩИХ МУЗЫКАНТОВ – АККОРДЕОНИСТОВ»
Преподаватель:
Главатских Ольга Александровна
(1 квалификационная категория)
п.Кез
2018 год
АННОТАЦИЯ
Методическая работа посвящена проблеме развития координации движений и внутренних двигательных (мышечных чувств) начинающего музыканта — аккордеониста. В ней раскрываются некоторые формы и методы формирования необходимых исполнительских навыков у будущих музыкантов с помощью пальчиковых игр. Данная работа может оказать помощь в педагогической деятельности при развитии тонких дифференцированных движений, координации движений и тонких тактильных ощущений.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение
II. Основная часть
1. Детские игры – одно из направлений гармонического развития ребенка.
2. Формирование необходимых навыков у начинающего музыканта с помощью пальчиковых игр.
III. Заключение
IV. Список используемой литературы
«Рука – это инструмент всех инструментов».
Аристотель
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание, обучение, музыкальное развитие ребенка базируется на разумных, проверенных временем методах. В разные периоды они изменяются, дополняются, корректируются. Неизменной остается только конечная цель обучения — воспитание грамотных любителей музыки и формирование их художественного вкуса.
Современные дети отличаются от тех, которых мы учили раньше не только своими музыкальными способностями, но и характером, поведением, отношением к работе, а также большей загруженностью в общеобразовательной школе и всевозможными дополнительными занятиями.
Умение слушать и слышать музыку, а затем исполнять музыкальные произведения – не прирожденное качество. Оно должно быть воспитано, развито в ученике. Большая роль принадлежит педагогу, ведь именно с его помощью может постепенно сформироваться музыкальный вкус, то есть способность отличать, ценить и любить искусство.
Данные задачи преподаватель решает различными методическими приемами, в том числе и с помощью игр.
Цель методической работы: показать роль пальчиковых игр в формировании первоначальных навыков у начинающих музыкантов -аккордеонистов.
Задачи: 1. Развитие мелкой моторики учащихся.
2. Развитие творческого мышления, интонационной и эмоциональной выразительности.
3. Формирование музыкального вкуса, развитие умений слушать и слышать музыку.
4. Воспитание любви к музыке.
Детские игры — одно из направлений гармоничного развития ребенка.
Значение детских игр, с психолого-педагогической точки зрения, разобрано профессором Е.А. Покровским в его книге «Выяснение значения детских игр с физиологической точки зрения». Он весь обширный мир детских игр разделил на три большие группы.
Первая и самая большая группа состоит в очевидном соотношении с развитием отвлеченного мышления и служит для ребенка наглядным пособием в процессе обучения этому мышлению.
Вторая группа игр служит «для развития и укрепления чувства самосознания».
Третья группа игр служит ребенку «для упражнений в процессе воспроизведения впечатлений или репродукции впечатлений».
Задачи, преследуемые ребенком в его играх, имеют важное воспитательное значение для его мысли. Игры ребенка – это школа мышления, а творчество и фантазия , проявляемые в играх , ни что иное , как различные фазы в эволюции мыслительной деятельности.
Кроме обучения к мышлению ребенок с помощью игры приобретает многие важные конкретные знания: изучает движение предметов, величины расстояний , силы и координации собственных движений ( беганье, прыганье, передвижение различных предметов и т.п. ), изучает физические свойства различных предметов .
Следовательно, игра в формировании гармонично развитого человека, особенно в детстве, имеет большое значение. Игры помогают более доступными методами решать сложные задачи воспитания и обучения. Передовые педагоги давно используют в своей работе различные игровые элементы на занятиях и уроках, потому что игра относится к основным видам деятельности ребенка. В своей 25-летней педагогической практике, в последние годы, я начала использовать и применять на занятиях с начинающими музыкантами пальчиковые игры. В этот период игры являются частью всех режимных моментов, включающих обучение, в которых усвоение какого-либо материала происходит незаметно для детей в практической деятельности. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливает живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»,- писал В.А. Сухомлинский.
Игра определяет дальнейшее развитие ребенка.
Детство – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.
В мой класс приходят дети- малыши, среди которых есть такие, которые не знают, с какого пальчика начинается нумерация, не знают названия пальчиков. А пальчиковые игры – это великолепный, универсальный, развивающий материал. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Кант писал: «Рука – это своего рода внешний мозг».
Тонкая работа пальцами способствует развитию детей, поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга, становлению речи и мелкой моторики. Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Я вижу актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании ребенка в том, что они играют важную роль в общем развитии ребенка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме. Помогают детям отдохнуть, расслабиться. На занятиях мы разучиваем забавные стишки, прибаутки, пальчиковые игры, которые развивают детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании потешек разными голосами (кислым, замерзшим, низким, хриплым, писклявым и т.д) у ребенка развиваются звуковысотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. А проведя взаимосвязь между речью и пением, хочется напомнить сова великого русского певца Ф. Шаляпина: «Хорошо сказанное – наполовину спето».
Расширяется представление об окружающем мире (каждая потешка несет в себе полезную информацию). Напряженный мыслительный процесс происходит тогда, когда ребенок пытается ассоциировать движения рук с определенной потешкой. Пальчиковые игры учат детей читать стихи выразительно и эмоционально. Дети развивают творческое мышление, интонационную и эмоциональную выразительность. Развивается интерес к театральной деятельности, чувство ритма. воображение, формируется понятие о звуковысотности, об интонационной выразительности. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.
Пальчиковые игры подходят для детей от года и старше. Дети в возрасте от года до трех лет хорошо воспринимают игры, выполняемые с пальчиками одной руки. В январе 2014 года я стала бабушкой. С 6 месяцев я со своим внуком начала разучивать и играть в пальчиковые игры: «Сорока – ворона», «Ладушки», «Пальчики», «Семья» и т.д. Когда он начинает капризничать, я быстро отвлекаю его этими играми, он остается очень довольный – улыбается. От трех до четырех лет они уже могут воспринимать игры, где задействованы обе руки. К четырем годам нормально развитый ребенок сознательно выполняет упражнения нужной рукой, оставляя другую руку свободной, тем самым дифференцированно управляет собственным мышечным напряжением и расслаблением. Это всё проверено на моих музыкальных занятиях с детьми.
С 2004 по 2006 год я проводила занятия в детском саду. На музыкальных занятиях с детьми во всех возрастных группах я тоже использовала пальчиковые игры с текстом под музыкальное сопровождение. Такие упражнения развивают музыкальные способности ребенка: слух, вокальные данные, музыкальную память, позволяют познакомить детей с элементарной теорией музыки и создают ребенку благоприятную атмосферу для занятий.
Давно замечено, что дети, которые занимаются музыкой, обычно обгоняют в интеллектуальном развитии своих сверстников. И это происходит не только за счет того, что юные музыканты получают дополнительную информацию, но и потому что игра на инструменте обычно «загружает» действиями параллельно правую и левую руки, что стимулирует влияние пальчиковых движений на правое и левое мозговые полушария. Значит ребенок, ежедневно играющий на инструменте, занимается тем, что обеспечивает себе больший развивающийся потенциал, чем его ровесник — не музыкант.
Формирование необходимых навыков у начинающего музыканта с помощью пальчиковых игр.
В музыкальной школе дети начинают обучение с 5-7 лет. В это время, как правило, они имеют слабое представление о музыкальных инструментах. Кроме того, начало обучения в музыкальной школе часто совпадает с началом обучения в общеобразовательной школе. Для ребенка это колоссальные эмоциональные и физические нагрузки. Главная задача для меня, как педагога — с первых занятий расположить его к себе, чтобы на уроках была доверительная обстановка. Для учеников первые уроки очень трудны и важны: происходит становление исполнительского аппарата. Всем, чем они занимаются — ново и непривычно. Поэтому я, как преподаватель, применяю такие методы обучения, которые, с одной стороны, были бы наиболее эффективны, чтобы ребенок мог получить максимальную информацию и в то же время не получал большие нагрузки (не переутомлялся). Игровая форма проведения занятия наиболее полно отвечает этим требованиям. Ребенок незаметно с мира детских игр перемещается в мир музыки, овладевая основами игры на музыкальном инструменте. Особенно игровая форма обучения необходима в начальный период.
Большое значение для музыкантов имеет координация движения, развитие внутренних двигательных ощущений «мышечного чувства» особенно кончиков пальцев. А она у всех детей различна в силу природных способностей. Решить эти вопросы помогают «пальчиковые игры».
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепнейшем универсальном дидактическом и развивающем материале воспитании ребенка.
Практика показывает, что их можно успешно использовать в различных занятиях с детьми разного возраста.
Для человека, интересующегося духовным наследием своей национальной культуры, пальчиковые игры интересны тем, что помогают из сегодняшнего дня дать оценку педагогическому опыту русского народа.Современные пальчиковые игры генетически восходят к жанру русской потешки, которая представляет собой особую забаву взрослых с малыми детьми, в которых используются различные движения пальцев,рук, ног ребенка и взрослого.
С помощью потешек наши предки воспитывали у детей потребность к игре, готовили их к самостоятельной игре в детском коллективе, и одновременно в мягкой и ненавязчивой форме давали ребенку урок нравственности и воспитания, вводили его в красочный и поэтический мир родного языка.
Упражнения могут принести помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации движений, тонких тактильных ощущений – в педагогической работе с маленькими детьми. Неоценимую помощь они могут оказать на занятиях с детьми с заторможенным умственным развитием. Были такие дети и в моем классе среди учащихся – аккордеонистов. За 25 лет работы их было трое. Известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности.
Вот какие рекомендации из собственного педагогического опыта по пальчиковым играм я бы дала другим преподавателям:
· Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
· На начальном этапе разучивания игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончания фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением, пропевая текст вместе со взрослым, а затем и самостоятельно.
· Начиная с нескольких упражнений, постепенно добавляйте новые. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре, и возвращаться к ним по желанию ребенка.
В пальчиковые игры можно и нужно играть с ребенком уже с самого раннего возраста, постепенно усложняя речевой и двигательный материал игр, переходя от крупных движений кисти руки к более мелким и изолированным движениям пальцев, обращая внимание на четкость и интонационную выразительность речи, ее ритмичность, согласованность с движением и музыкальным сопровождением.
Все дело в том, что часть детей, посещающих детские сады нашего поселка Кез, конечно же, приходят к нам в Детскую Школу Искусств на музыкальное отделение. И по каждому ребенку с первых же уроков можно делать выводы: на сколько развиты у ребенка тактильные ощущения, мелкая моторика, координация движений, и т.д.
Вот какие пальчиковые игры я использовала, работая в детском саду, с детьми от 2 до 5 лет на занятиях. Сейчас эти же игры я использую, занимаясь с внуком и со своими начинающими музыкантами – аккордеонистами.
Пальчиковые игры.
Сорока — белобока.
Сорока — белобока кашку варила,
деток кормила. (взрослый делает указательным пальцем круговые движения по ладошке ребёнка )
Этому дала, (загибаем мизинчик ребёнка )
этому дала, (загибаем безымянный пальчик )
этому дала, (загибаем средний пальчик )
этому дала, (загибаем указательный пальчик )
а этому не дала: (слегка потрясти ребёнка за большой пальчик )
ты дров не носил, печку не топил, нет тебе ничего! (щекочет ребёнка )
Пальчики.
Этот пальчик хочет спать. (загибаем мизинчик малыша )
Этот пальчик лёг в кровать. (загибаем безымянный пальчик )
Этот пальчик чуть вздремнул. (загибаем средний пальчик )
Этот сразу же уснул. (загибаем указательный пальчик )
Этот крепко- крепко спит
и тихонечко сопит. (загибаем большой пальчик )
Солнце красное взойдёт,
утро ясное придёт,
Будут птички щебетать,
будут пальчики вставать! (поднимаем ручку малыша и расправляем все пальчики ).
Впоследствии ребёнок будет распрямлять пальчики сам. Повторите игру с другой рукой.
Пальчики в лесу.
Раз, два, три, четыре, пять,
вышли пальчики гулять (берём ладошку ребёнка и на каждый счёт поочерёдно загибаем пальчики. Получился кулачок).
Этот пальчик в лес пошёл (разгибаем мизинчик),
этот пальчик гриб нашёл (разгибаем безымянный пальчик),
этот резал (разгибаем средний пальчик),
этот ел (разгибаем указательный пальчик),
ну, а этот лишь глядел (разгибаем большой пальчик и щекочем ладошку малыша)!
Медведи.
Сидели два медведя
На тоненьком суку, (руки на поясе раскачиваться в стороны )
Один читал газету, (руки в сторону )
Другой молол муку, (постучать кулачком одной руки по другой )
Раз ку- ку, два ку- ку,
Оба шлёпнулись в муку! (стучим ладошками по коленкам )
Нос в муке! (пальчик на нос )
Хвост в муке! (показать пальчиком на спину )
Уши в кислом молоке! (взяться пальчиками за ушки )
Семья.
Берём ладошку ребёнка
Этот пальчик дедушка. (загибаем большой пальчик )
Этот пальчик бабушка. (загибаем указательный пальчик )
Этот пальчик папочка. (загибаем средний пальчик )
Этот пальчик мамочка. (загибаем безымянный пальчик )
Ну а этот пальчик Я. (загибаем мизинчик )
Вот вся моя семья! (ребёнок распрямляет все пальчики )
Пальцы- братья.
Этот пальчик хочет спать, (загибаем мизинец )
Этот пальчик- прыг в кровать! (загибаем безымянный палец )
Этот пальчик прикорнул, (загибаем средний палец )
Этот пальчик уж заснул. (загибаем указательный палец )
Тише, пальчик, не шуми, (загибаем большой палец )
Братиков не разбуди…
Встали пальчики, ура! (ребёнок энергично выпрямляет все пальчики одновременно )
В детский сад идти пора.
Игры для детей 2-3 лет
(можно пропевать на любой мотив)
Ути-ути
Ути-ути полетели (машем руками),
На головушку сели (кладем ладони на голову).
Поклевали, поклевали («клюем» головку пальчиками)
И домой улетели. (руки с головы «слетают»).
Тук-тук.
Тук-тук-тук! (три удара кулачками друг о друга)
Да-да-да! (три хлопка в ладоши)
Можно к вам? (три удара кулачками друг о друга)
Рад всегда! (три хлопка в ладоши).
Указочка
Ротик мой умеет кушать. (показываем пальчиком на губы).
Нос – дышать, а ушки слушать (показываем на нос и ушки).
Могут глазоньки моргать (поморгать).
Ручки – все хватать, хватать (хватательные движения пальчиками).
Игры для детей 3-4 лет
У девчушки Зиночки
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: (дети делают ладошки «корзинкой»)
Вот пузатый кабачок (загибают пальчики, начиная с большого)
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко.
Помидор и огурец
Наша Зина – молодец! (показывают большой палец)
Паучок
Паучок ходил по ветке, (руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью)
А за ним ходили детки (а затем по плечу другой руки).
Дождик с неба вдруг полил (кисти свободно опущены, выполняем встряхивающие движения «дождик»).
Паучков на землю смыл. (хлопок ладонями по столу/коленям).
Стало солнце пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползет опять, (действия аналогичные первоначальным)
А за ним ползут все детки, («паучки» ползают на голове)
Чтобы погулять на ветке.
У М.Горького есть интересное высказывание: «Процесс социально – культурного роста людей развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга».
Далее я представляю следующую группу пальчиковых игр, которые я своеобразно поделила на 3 раздела, поэтому упражнения в каждом разделе расположены в порядке возрастания сложности.
Развивать тонкие дифференцированные движения нужно, конечно же, постепенно.
1 раздел посвящён пальчиковым играм с использование в некоторых из них крупных движений.
Во 2 разделе даны игры с использованием целостных крупных движений рук, ног, спины с чувством всего тела.
3 раздел— тактильные упражнения на осязание разных по характеру поверхностей предметов.
Деление на разделы достаточно условно. Оно не означает, что сначала выполняются упражнения из 1 раздела, а потом из 2 и 3. Это даже важно, чтобы использовались упражнения из разных разделов, естественно соответствующих уровню развития ребёнка.
Необязательно выполнять строго все упражнения. Выбирается то упражнение, которое соответствует данному периоду развития ребёнка. Некоторые упражнения сходны по характеру задач. Можно выбрать те из них, которые педагог находит интересными и целесообразными. Если у детей игра вызовет интерес, то её можно повторять на нескольких уроках.
Очень важно, чтобы у ребёнка не было зажатости, страха за то, что упражнения сложны, недоступны. Важно, чтобы ребёнок не растерялся. Поэтому упражнения нужно подбирать так, чтобы была уверенность в том, что дети смогут повторить или сами придумать движения. Иногда можно сказать: «Эта игра очень трудная, её могут освоить лишь старшие дети»- хотя мы знаем, что дети могут вполне справиться с ней. С какой радостью загораются глаза ребёнка, когда ему вдруг удаётся успешно выполнить движения. Путём подобных приёмов мы организуем чувство успеха, которое поможет ребёнку освоить более сложные игры.
Рассмотрим ряд упражнений — игр из каждого раздела.
А. 1) Упражнение- игра «Братцы» В. Данько.
В этом упражнении обыгрывается особенность расположения пальцев на руке.
Четверо братьев, |
Поднимаем вверх правую руку от локтя, 2, 3, 4, 5 пальцы соединены, 1- ый отставлен в сторону |
Высоки да тонки, |
Левая рука поглаживает четыре пальца правой руки, обхватывая их снизу вверх. |
Держаться вместе, |
(Большой палец в стороне ) Левая рука обнимает эти же пальчики. |
А пятый в стороне, |
Пальцы левой руки поглаживают большой палец правой руки. |
Но чуть за работу приходится браться, |
Четыре пальца одновременно сжимаются в кулачок (большой палец в сторонке ). |
Четверо кличут |
Несколько произвольных поклонов или любых лёгких движений. |
Пятого братца. |
Кулачок полностью крепко, крепко сжимается. |
2) «Дружные пальчики» Русский фольклор.
Упражнение на знакомство с названием пальцев.
Этот пальчик маленький, |
-Произвольное поглаживание мизинца с обхватом. |
Мизинчик удаленький. |
-Ритмичные нажимания на пальчик с двух сторон 1 и 2 по всей длине пальцами левой руки. |
Безымянный кольцо носит, ни за что его не сбросит. |
-«Одевание кольца» -Прокручивающие движения у основания пальца. |
Ну а этот средний- длинный, |
-Поглаживание- вытягивание пальчика от основания до самого конца. |
Он как раз посередине. |
-Правую руку поднять вверх от локтя. Кончики средних пальцев обеих рук соединяются. Палец левой руки, не отсоединяясь, ритмично нажимает на палец правой. |
Этот указательный |
-Пальцы правой руки берут указательный палец правой руки за кончик. Правая рука повисает в вертикальном положении. |
Пальчик замечательный. |
-Повисшая правая выполняет свободные повороты влево- вправо ладонью (как флюгер ). |
Большой палец, хоть не длинный, Среди пальцев самый сильный. |
-Поглаживание с обхватом. -Пальцы левой руки проверяют силу этого пальца, зацепляясь с ним в замочек. |
Пальчики не ссорятся, |
-Ладошки присоединяются друг к другу. |
Вместе дело спорится. |
-Ладони дважды складываются в замок. 1- ый раз- одна рука сверху. 2- ой раз- другая. |
Б. 1) Упражнение- игра «Зима». Автор неизвестен.
Эти упражнения – игры («Зима», «Домик») на цепкое переступание двух закруглённых пальчиков по выбору. Например: могут переступать 2- 3, 1- 5, 2- 4 и т. д.
У зимы в лесу изба, |
Строим домик: крыша- 5, 4, 3 пальца; окошко- 2, 1 пальцы. |
На все стороны резьба |
Пальчиками легко и произвольно «рисовать» резьбу. |
Водяные окна скрыты |
Делаем «окошки» из пальчиков (руки прямые, вытянутые вперёд. 2, 3, 4, 5 пальцы поочерёдно прикасаются к первому, образуя колечки ), можно смотреть в «окошки». |
Ледяными ставнями, |
Закрыть глаза ладошками. |
Два столба хрустальных врыты, |
Руки от локтей подняты вверх и расставлены на ширине плеч. |
Сторожить поставлены. |
В этом же положении руки ритмично приближаются друг к другу. |
На столбе ледяном ворон ходит ходуном. |
Выбранные два пальца крепко и ритмично переступают по «столбу», начиная от локтя, заканчивая ладошкой. На последний слог «ворон» как бы неожиданно может накрыть верхушку «столба». |
Последние две строчки можно использовать в парной игре.
2) Упражнение «Домик» М. Пинская.
Стоит в поле домик. |
-Построим дом: крыша 5, 4, 3 пальцы; окошко-2, 1. |
Это крыша, |
-Одновременное движение верхними пальчиками. |
Вот окошко, |
-Пошевелить 1- ми и 2- ми пальцами. |
А в окошко смотрит гном, |
-Мизинчик любой руки «показывается окошко». |
Положить любую руку на колено. Теперь работает только одна рука.
Выйдет гномик погулять. |
-Пальчики собираются в кулачок, на последний слог мизинчик поднимается. |
Станет братцев подзывать, |
-Мизинец делает лёгкие наклонные движения и снова уходит в кулачок. |
Раз, два, три, четыре, пять |
-По счёту все пальчики поочерёдно выходят из кулачка, начиная с мизинца. -Смотрит на 1 палец, он кланяется. |
А последний старший брат нянчит младшеньких ребят. |
-Мягко и нежно закругленный большой палец гладит подушечки всех пальцев поочерёдно сверху вниз. |
Строго он на них глядит |
-Первый палец нажимает поочерёдно на подушечки пальцев по одному разу (в ритме четвертей ) |
И за ними он следит |
-Твёрдо нажимает на подушечки, но по два раза на каждый пальчик. |
Братцев вместе соберёт |
-Все пальцы, кроме большого, прижимаются к ладони. |
И скорее спать кладёт. |
-Большой палец сверху закрывает их, образуя крепко сжатый кулачок. |
Никакой на свете зверь не откроет эту дверь. |
-Кулачок плотно сжат, преподаватель пробует разжать его. |
В. 1) Упражнения-игры с мелкими предметами.
Упражнения- игры на осязание с различными по характеру мелкими предметами и специально сделанными карточками я использую на занятиях с детьми младшего возраста. Они открывают ребёнку целый мир новых ощущений и образов, обогащают осязательный опыт, позволяют лучше «ощущать всё в себе и вокруг себя».
1. Изучение пальчиками внутреннего содержания мешочка (желательно, чтобы мешочек был очень красивый и походил бы на волшебный ).
2. Вынимание предметов по одному с предварительным описанием того, что чувствуешь под пальчиками, что это может быть какое — то мягкое или шершавое, острое или гладкое, упругое или твёрдое и т. д.
3. Поиски конкретного предмета по заданию учителя или ученика.
Возможный выбор предметов: бусинки маленькие и большие, гладкие и ребристые, шарики деревянные, металлические и резиновые, кусочки разных тряпочек, меха, если есть, то пушок, можно использовать мелкие фигурки, игрушки. Мешочек не должен быть большим (примерно 15х20). После того, как ребёнок познакомился с предметами из «волшебного мешочка», они с мамой дома тоже шьют нечто подобное, как у меня.
Итак, из выше изложенного мы видим, что использование преподавателем в своей практике игровых элементов позволяет ему наиболее эффективно решать вопросы обучения и воспитания обучающихся на занятиях. Для такой цели игры составляют один из лучших первоначальных методов.
Заключение
Методы познания практической жизни и совершенствования профессиональных навыков через игровые формы обучения издавна использовали наши предки. Их широко применяли в своей работе Пётр 1, К.Д. Ушинский, Н.А. Римский — Корсаков и другие лучшие умы России.
В последние десятилетия наша высшая школа стала чаще применять в своей деятельности игровые формы обучения (решение ситуационных задач при отработке практических вопросов). А преподавателю, чья деятельность связана с детьми 5- 10 лет тем более приемлемы эти методы. Ведь игра раскрепощает ребёнка, раскрывает его внутренний мир, помогает наиболее эффективно решать вопросы обучения и воспитания. Игра — есть своего рода работа, в результате которой впоследствии путём различных приёмов, выработанных в игре, шутя и забавляясь, с пользой и толком приложится в практической жизни – когда из маленького, начинающего музыканта – аккордеониста может впоследствии вырасти музыкант – виртуоз, великолепно владеющий своим инструментом.
В принципе, все, что я изложила в своей методической работе – приемлемо не только для преподавателей – аккордеонистов, но и можно взять на вооружение педагогам других специальных инструментов. Я буду очень рада, если мой педагогический опыт в работе с начинающими музыкантами по использованию пальчиковых игр на уроках специальности аккордеон может кому – то пригодится. Я представила в работе только маленькую часть игр, их много. Они разнообразны по содержанию, по сложности исполнения и по объему.
С наилучшими пожеланиями.