Автор: Губайдуллова Зульфия Равильевна
Конспект занятия по аппликации в старшей группе с использованием нетрадиционных техник на тему: «Пейзаж «Весна»».
Цели:
1. Продолжать освоение нетрадиционной техники аппликации.
2. Развивать творческое воображение, внимательность, усидчивость, мелкую моторику.
3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Задачи:
· Обучающие:
· продолжение обучения детей работе с бумагой, выполнения аппликации различными способами (посыпка, мятой бумагой, обрывной бумагой);
· обучение работе с клеем.
· Развивающие:
· развитие мелкой моторики пальцев рук, пространственного воображения, глазомера, абстрактного мышления, развитие способности следовать устным инструкциям;
· обучение разгадыванию загадок;
· обучение восприятию стихотворного текста на слух;
· развитие творческого интереса к работе, логического мышления;
· развитие фантазии.
· Воспитательные:
· воспитание терпения, усидчивости, трудолюбия;
· воспитание аккуратности, вкуса, других эстетических чувств.
· Коррекционные:
· развитие сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствование координации движений, гибкости, точности в выполнении действий;
· развитие слухового внимания.
Форма занятия: учебно-игровая, самостоятельная и творческая.
Продолжительность: 30 минут
Участники: старшая группа.
Возраст обучающихся: от 5 до 6 лет.
Оборудование: наборное полотно с технологическими картами, клей, кисточки для клея, клеенки, тряпочки или салфетки для клея, подготовленный фон для поделки, бумажная посыпка зеленого цвета в баночках, детали аппликации на тарелочках.
Предварительная работа:
· подготовка фонового рисунка (наклеивание на голубой картон зеленой бумаги — «полянка», наклеивание вырезанного ствола дерева, вырезывание круга из желтой бумаги – «солнце»);
· приготовление посыпки: цветная двухсторонняя бумага режется сначала на полоски, чем уже, тем лучше, затем полоски нарезаются поперек как можно мельче.
Словарная работа:
· Согласование существительных с прилагательными по родам.
· Активный словарь: листочки, трава, весна, прийти, греть, теплая.
· Пассивный словарь: учить детей выражать свои мысли законченными предложениями.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, опрос.
Игровые: сюрпризный момент, физкультминутка.
Наглядные: использование картин, шаблонов деталей.
Структура занятия:
Почтальон принес письмо.
Зачитывание письма от Весны.
3-4 мин
2
Объяснение алгоритма выполнения работы
Загадки. Рассуждения. Объяснение алгоритма выполнения работы. Правила работы
7-8 мин
3
Физкультминутка
Разминка
2 мин
4
Закрепление последовательности выполнения работы
Закрепление алгоритма, последовательности работы.
3 мин
5
Практическая часть
Выполнение работы (поделки) под музыку
10
6
Анализ работы
Показ всех работ.
2 мин
7
Подведение итогов занятия
Телеграмма от весны.
2 мин
Ход занятия:
1. Организационный момент.
На столах дежурными разложены необходимые инструменты и материалы. Воспитатель собирает детей на ковер в кружок. Входит почтальон.
Почтальон: Здравствуйте! Это детский сад? Я принес письмо детям вашей группы.
Воспитатель: Здравствуйте! Да, детский сад. Спасибо Вам, почтальон, за письмо!
Дети: Спасибо!
Воспитатель берет письмо у почтальона. Почтальон уходит. Воспитатель вскрывает письмо.
Воспитатель: Ребята, нам прислал письмо тот, про кого загадка.
«Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?»
Дети: Весна.
Воспитатель: Правильно, это Весна прислала письмо. Слушайте, что она пишет:
«Дорогие ребята! Я обращаюсь к вам за помощью. Я пришла на землю, прогнав зиму. Это было очень трудно, зима не хотела уходить, мне пришлось с ней бороться. У меня осталось мало сил, и я не успеваю разбудить всю природу, вырастить цветы и листья на всех деревьях. Если я не успею, многие деревья останутся без листьев и будут стоять голые все лето. Многие полянки будут без цветов, и бабочкам негде будет присесть. Помогите мне.
Я знаю, если вы постараетесь, у вас получится. Надеюсь на вас. ВЕСНА»
Воспитатель: Ребята, ну что? Поможем Весне?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте сядем с вами за столы.
2. Объяснение выполнения работы.
Воспитатель: Вот у нас есть заготовки, на этих картинах весна еще не пришла.
Что вы видите на картинах, которые у вас на столах?
Ответы детей.
Воспитатель: Но мы можем все изменить. Я сейчас загадаю вам загадки, и вы скажете, что должно появиться на наших картинах, чтобы на них пришла весна.
*Не спеша огонь тут ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце,
Ну конечно, это — …
Дети: Солнце.
Воспитатель: Уж не солнце ль виновато,
Что висит на небе вата?
Дети: Облака.
Воспитатель: *Зелененькие клювики весною появились,
В зеленые ладошки к лету превратились.
Подует ветерок немножко,
И захлопают зеленые ладошки.
Дети: Листья.
Воспитатель: На просторе зеленеем,
Под теплым дождиком растем,
Солнце светит – мы цветем.
Дети: Цветы.
Воспитатель: Как мы сможем весне помочь? Что мы можем сделать, как вы думаете?
Дети: Приклеить яркое солнышко и облака, сделать зеленые листочки на дереве, и траву, и цветы.
Воспитатель: Как мы изобразим яркий солнечный день?
Дети: Мы наклеим солнце и белые облака.
Воспитатель: Какой формы и цвета мы приготовили солнце?
Дети: Желтый круг.
Воспитатель: Из чего будем делать облака?
Дети: Из белой салфетки приемом обрывания изготавливаем овальную форму.
Воспитатель: Из чего можно легко сделать листья на дереве, траву на поляне?
Дети: Из зеленой посыпки.
Воспитатель: Как надо работать с посыпкой?
Дети: Осторожно, стараться не дуть на нее.
Воспитатель: Сколько клея надо брать, чтобы приклеилась вся посыпка?
Дети: Много клея, надо нанести по всем веткам беспорядочно.
Воспитатель: Как мы можем сделать цветы?
Дети: Из смятой цветной салфетки.
Вместе с обсуждением воспитатель показывает, как делаются все элементы поделки: наклеивает солнце, из салфетки прямоугольника приемом обрывания изготавливает овал и наклеивает облако, приклеивает листья на дереве и траву из зеленой посыпки и из цветной смятой салфетки делает пятна цветов на полянке.
3. Физкультминутка.
Воспитатель: Ну что ж, прежде чем нам начать работу, давайте немного пройдемся в весенний лес.
Встаньте каждый за своим стульчиком.
Вместе со мной повторяем слова и движения:
«Мы пришли в весенний лес (дети шагают на месте)
Много здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
Справа березки стройные стоят, (правую руку отводят в сторону)
Слева елочки на нас глядят. (левую руку отводят в сторону)
На деревьях зеленеют листочки, (поднимают руки вверх, покачивая)
А в траве расцветают цветочки!» (поднимают руки, сложенные
ладонями, до уровня лица).
Молодцы, садитесь за столы.
4. Закрепление последовательности выполнения работы.
Воспитатель: Итак, давайте вспомним, в каком порядке мы будем делать наши картины.
(Во время перечисления воспитатель выставляет на наборном полотне технологические карты – последовательность выполнения работы).
Сначала наклеиваем солнышко (ставится карта – солнце).
Затем белую салфетку приклеиваем на небо – это облако (карта – облако).
После этого мажем клеем ветви дерева и посыпаем зеленой посыпкой на дереве вырастают листочки (карта – листья на дереве).
Прижимаем посыпку салфеткой, затем стряхиваем в подносы.
Мажем зеленую полянку клеем и посыпаем посыпкой (карта — трава), прижимаем салфеткой и стряхиваем лишнюю в подносы.
Из смятой цветной салфетки изготавливаем цветы и приклеиваем на полянку (карта — цветы).
5. Практическая часть
Выполнение поделки. Дети выполняют работу под музыку (музыка весеннего леса).
6. Анализ работ.
Все работы выставляются на наборном полотне. (Приложение 1).
Воспитатель: Какие у нас получились работы? (Ответы детей).
Что вам нравится в ваших работах? (Ответы детей)
Какие работы вам нравятся больше всего? Почему? (Ответы детей)
7. Подведение итогов занятия.
Стук в дверь, входит почтальон.
Почтальон: Вам телеграмма.
Воспитатель: Спасибо.
Воспитательзачитывает телеграмму: «Спасибо вам, ребята,
вы мне очень помогли. Вы все молодцы! Ваша Весна».
Воспитатель: Вы все постарались, и у вас получились замечательные работы. Наше занятие закончилось, дежурные уберут со столов.
Список используемой литературы:
1. Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги» Ярославль, «Академия развития», 1999.
2. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества» Москва, «Мнемозина», 1995.
3. Лыкова Л.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» Москва, «Карапуз-дидактика», 2007.
4. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
5. Румянцева Е.Р. «Аппликация. Простые поделки» Москва, «АЙРИС-пресс», 2008.