здоровьесберегающие технологии

Автор: Кормилина Ирина Николаевна

Здоровые дети — это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Здоровый ученик  с удовольствием включается во все виды деятельности. Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками, учителями. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств. Состояние здоровья ученика может стать причиной отставания ребенка в учебе[1].

В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды  в оздоровительную [2].

Для формирования, сохранения и укрепления здоровья детей  в начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи: сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни [3].

Так как большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке, я стараюсь, чтобы каждый урок был «здоровьесберегающим» и включал в себя следующие элементы:

1.  Утренняя зарядка.

2. Комфортное начало и конец урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой. Это достигается с помощью таких приемов:

— использование положительных установок на успех  («Я смогу», «У меня все получится» и др.);

— умение настроить себя и других на положительную волну («Улыбнись другу», «Улыбнись самому себе»);

— стихотворное начало урока.

3. Построение урока в рациональном режиме, т.е. с четким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей.

4. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности  детей.

В состав упражнений для физкультминуток включаю следующие направления:

—  формирование осанки;

—  укрепление зрения;

—  пальчиковая гимнастика;

—  отдых позвоночника;

—  потягивание;

—  массаж груди, лица, рук, ног;

—  электронные  физкультминутки.   

5. Объяснение нового материала на уроке веду с опорой на субъективный опыт обучающегося, как это предлагается в технологии личностно — ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности. Активизируя  деятельность обучающихся,  я  использую нестандартные формы проведения учебных занятий:

— урок-практикум;

— урок-исследование;

— урок — творческая мастерская;

— урок-конкурс;

— урок — творческая игра;

— урок-путешествие;

— урок-викторина.

6. Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся, помогает разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии — приоритет воспитания над обучением, которая позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья обучающегося. Здесь я использую следующие приемы организации деятельности: работа в группах, работа в парах сменного состава,  деятельность с элементами соревнования, взаимооценка.

7. Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры проводятся на всех этапах урока и направлены на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, наблюдательности, сообразительности,

8. Дифференцированное обучение реализую через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых обучающихся и создать благоприятные условия для развития сильных детей.

Для медлительных детей снижаю темп опроса, стараюсь не торопить ученика, даю время на обдумывание, подготовку, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.

9. Вставки о здоровье. В уроки включаю задания, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

На уроках математики использую задачи, которые несут элемент здоровьесберегающей технологии.  Например:

 В сутки через легкие человека проходит около 10000 л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают лёгкие за 1 месяц, 1 неделю, 1 год?

2. На уроках  русского языка провожу словарную работу:

С.хар, м.л.ко, к.ньки, .рбуз, к.пуста, .гурец, п.мидор, м.рковь.

Задание: Найди лишней продукт, который вреден для здоровья в больших количествах (сахар). Почему?

3. Списывание текста о здоровье.

«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».

4. На литературном чтении дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении [4].

Внеклассная работа.

Одно из направлений моей воспитательной программы называется «Разговор о правильном питании». Поэтому на классных часах проводится целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни.

Мероприятия, направленные на формирование ПДД:

·                   беседы: «Что значит быть ответственным?», «Я иду в школу»;

·                   игры: «Красный, желтый, зеленый», «Что такое хорошо и что такое плохо».

Мероприятия по правилам пожарной безопасности

Театрализованное представление по правилам пожарной безопасности: «Огонь — наш друг и враг!», «Опасные игры»

Личная гигиена, режим дня.

·                   Ролевая игра: «Твой режим дня».

·                   Беседа-практикум: «Если хочешь быть здоров».

Вредные привычки.

·                   Беседа: «Вредные привычки».

·                   Классный час: «Курить – здоровью вредить».

Спортивные мероприятия.

·                   Классный час: «Рыцарский турнир».

·                   Спортивные соревнования.

Работа по укреплению и сохранению здоровья  обучающихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно — ориентированном образовании. Поэтому провожу тематические родительские собрания на тему: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Если хочешь быть здоров», «Путь к здоровью, силе, бодрости», «Ребенок и компьютер» и другие[5].

Таким образом, применение в учебном процессе здоровьесберегающих технологий способствует:

·                   созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;

·                   повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;

·                   сохранению и укреплению физического здоровья детей;

·                   активному   приобщению  родителей  школьников  к  работе  по  укреплению  их  здоровья.

Я считаю, что школа не должна подменять собой поликлинику, а прежде всего, содействовать сохранению здоровья своими методами,  применять образовательные технологии с учетом возрастно-физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий. Школа должна сформировать потребность у учащихся и педагогов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.

Конечно,  здоровый  образ  жизни  пока  не  занимает  первое  место  в  главных  ценностях  человека  в  нашем  обществе. Но  если  мы  научим  детей  ценить, беречь  и  укреплять  своё  здоровье, будем  личным  примером  демонстрировать  здоровый  образ  жизни, то  можно  надеяться,  что  будущее  поколение  будет  более  здоровым  и  развитым не  только  духовно, но  и  физически.

 Приложение

Физкультминутки [6]

Животные.

Аист.

                                                                                     

Аист, аист длинноногий.

Покажи домой дорогу.

— Топай правою ногой.

Топай левою ногою,

Снова – правою ногою,

Снова – левою ногою.

После – правою ногою,

После – левою ногою.

И тогда придешь домой. (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене).

Бабочка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел. ( Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Будем прыгать, как лягушка.

Будем прыгать, как лягушка,

Чемпионка – попрыгушка.

За прыжком – другой прыжок,

Выше прыгаем, дружок! (Прыжки.)

Ежик.

Ежик топал по тропинке

И грибочек нес на спинке.

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьем – то ловко

Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)

Утром встал гусак на лапки.

Утром встал гусак на лапки, (Потянулись,руки вверх – вдох – выдох.)

Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью.)

Повернулся влево, вправо, (Повороты влево – влево.)

Приседанье сделал справно, (Приседания.)

Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево – вправо.)

Поскорее в воду – плюх! ( Присели.)

Цапля ходит по воде.

Цапля ходит по воде

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай

Ты, как цапля, не зевай! (Рывком поднять ногу, согнутую в колен, как можно выше, потом другую.)

Чтоб поймать еду в водице.

Надо цапле наклониться.

Ну – ка тоже наклонились,

До носочка дотянись. (Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)

Стрекоза

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Что это?)

Утром стрекоза проснулась, (Потерли кулачками глаза.)

Потянулась, улыбнулась. (Руки через стороны вверх, потянулись.)

Раз росой она умылась, (Потерли ладонями щеки.)

Два – изящно покружилась, (Покружились на месте.)

Три – нагнулась и присела, (Присели.)

На четыре – дружно полетела. (Помахали руками вверх – вниз.)

У реки остановилась, (Легкий бег на месте.)

Над водою закружилась. (Присели.)

Серая лошадка.

Цок, цок, цок! Я лошадка серый бок!

(Поочередное топанье одной ногой, затем другой.)

Я копытцем постучу (Ходьба на месте.)

Если хочешь – прокачу! (Легкий бег на месте.)

Посмотри, как я красива, хороши и хвост игрива.

(Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо.)

Цок, цок, цок, цок, я лошадка – серый  бок! ( Кружимся на месте.)

Вот под елочкой зеленой.

Вот под елочкой зеленой (Встали.) Скачут весело вороны:

Кар, кар, кар! (Громко.) (Хлопки в ладоши.)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево – вправо.)

Спать ребятам не давали (Наклоны туловища влево – вправо.)

Кар, кар, кар! ( Громко.) ( Хлопки над головой в ладоши)

Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями)

И все вместе засыпают (Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают)

Кар, кар. Кар! ( Тихо) (хлопки над головой в ладоши)

Растения. Во дворе растет подсолнух.

Во дворе растет подсолнух, утром тянется он к солнцу.

(Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним растет второй, похожий,  к  солнцу тянется он тоже.

(Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперед, а потом наоборот.

(Вращение прямых рук вперед и назад.)

Отдохнули мы чудесно,  и пора нам сесть на место.

Рябинка.

На холме стоит рябинка, держит прямо, ровно спинку. (Потягивания – руки вверх.)

Ей не просто жить на свете – ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)

 Но рябинка только гнется, не печалится – смеется. (Наклоны в стороны.)

Вольный ветер грозно дует на рябинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Предметы. А часы идут, идут.

 Тик – так, тик – так, в доме кто умеет так?

Это маятник в часах, отбивает каждый такт. (Наклоны влево – вправо.)

А  в часах сидит кукушка, у нее своя избушка. ( Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время, снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг – друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернемся мы с тобой против стрелки часовой. (  Вращение туловища влево.)

А часы идут, идут (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат, словно убежать хотят! ( Бег на месте.)

Если их не заведут, то они совсем встают. ( Дети останавливаются.)

Сказочная  разминка.

Гномик.

Гномик по лесу гулял, (Ходьба на месте.)

Колпачок свой потерял. (Наклоны вперед – ищем пропажу.)

Колпачок был непростым со звоночком золотым.

(Хлопки в ладоши.)

Гному кто точней подскажет (Прыжки на месте.)

Где искать ему пропажу?  (Ходьба на месте.)

Буратино.

Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся.

Руки в стороны развел, ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

Упражнения для пальчиков и рук.

Вверх ладошки.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

(Хлопки в ладоши вверху, по коленкам, по плечам, по бокам, за спиной.)

По коленкам – шлеп, шлеп! По плечам теперь похлопай! По бокам себя пошлепай!

Можешь хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем! И крест – накрест руки сложим.

Где же наши ручки.

Где же наши руки, где же наши руки? (Спрятали руки за спину.)

Где же наши руки, нету наших рук. (Повороты туловища вправо – влево.)

Вот, вот наши руки, вот наши руки (Показываем.)

Пляшут, пляшут наши руки, пляшут наши руки.

Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.

Гимнастика для глаз.

« Медведь по лесу бродит»

Медведь по лесу бродит. От дуба к дубу ходит.

( Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)

Находит в дуплах мед и в рот себе кладет. (Изобразить.)

Облизывает лапу сластена, косолапый, а пчелы налетают. (Отмахивается.)

Медведя прогоняют. А пчелы жалят мишку:

(Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)

Не ешь наш мед, воришка! (прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)

Бредет лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Ходьба  «вперевалочку.»)

Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.)

И пчелок вспоминает.

Упражнения для глаз.

1.                     Зажмурьте глаза, а потом откройте их. ( Повторите 5 раз.)

2.                     Делайте круговые движения глазами: налево – вверх —  направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. (Повторите 10 раз.)

3.        Вытяните вперед руку, следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его  к носу, а потом  медленно отодвиньте обратно. ( Повторите 5 раз.)

4. Посмотреть в окно вдаль 1 минуту.

Упражнение для профилактики нарушения осанки.

1. « Гора».

Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело – как гора. Одна половина горы говорит: « Сила во мне», и тянется вверх. Другая говорит: « Нет, сила во мне» и тоже тянется вверх. « Нет», — решили они, мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих». Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь.


Литература:

1.    М.В. Антропова Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, — 1971.

2.    Ю.К. Бабанский Оптимизация учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1982.

3.    Гигиенические проблемы охраны здоровья населения. Материалы научно-практической конференции. Самара, 2000.

4.    Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1998.

5.    В.И. Ковалько Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: «Вако», 2004.

6.    Здоровье наших детей.// Начальная школа, № 8,9 — 2004.

7.    Д.Б. Эльконин Психология игры. — М., 1978.

 

 

×
×