Автор: Буракова Галина Николаевна
Счастье учительское -судьба учительская…
Когда померкнут дневные краски и во тьме забрезжит свет настольной лампы, а ночь прижмётся к самому стеклу – тогда уйдёт всё мелкое и несущественное, и останешься один на один с вечными, неразрешимыми, мучительными вопросами…
Кто я? Человек, живущий за счёт и во имя детских голосов, человек, играющий множество ролей, словом, волею судьбы – учитель.
Какова же цель учителя, входящего в класс? Что шепнёт мне мой внутренний голос?
Дать ученику определённый набор знаний? Но их сумма всегда ограничена…
Научить Истине?
Но я не носитель истины, не мессия…
Да полно, значат ли что-то мои терзания и размышления, играет ли какую-то роль образование для наших прагматичных детей?
Что нужно современному молодому человеку, чтобы не потеряться в этом огромном, сложном, вечно меняющемся мире, чтобы найти себя?
Тонкость, интеллигентность? Да, конечно, уверена.
Но, как заметил Н. Шелгунов, «воспитать человека – значит дать ему средства для сформирования ума».
Знание? Да, наверное. Но какие?
Современность требует мгновенного результата. Образовательные программы предполагают достижение конкретных целей, усвоение «от и до» , постижение непреложных законов и догм. Но где эти догмы в жизни? Сокрушены напором нового дня. А мы всё расширяем рамки школьной программы, пытаясь вырастить «энциклопедистов». Я не против рамок и не презираю достижение результатов. Но обидно, что сам процесс – обучения, творчества, исследования – уходит в тень.
Считаю главным – научить человека мыслить самостоятельно, самому сопоставлять факты и искать информацию. Тогда человек не перестанет учиться всю жизнь. Вот тогда , может быть, и будет реализовано назначение образования. Появятся новые вопросы. И мы будем жить дальше. Жить вопреки всему. Листать книги и хлопать дверями, зажигать свечи и сжигать мосты, вдыхать горький тополиный дым и читать стихи…
Счастье учительское, судьба учительская…
Скажу ли я ей « спасибо»? Наверное, да. Спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить лучшие чувства в детях, спасибо за те мгновения, когда после долгих неудач ребёнок восклицал: « Получилось!» — и обретал веру в себя. Победа ребёнка – моя победа, его радость – моя радость. Именно в такие минуты я говорю себе : « Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби её всем сердцем, прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание твоё — нести любовь и радость».
Радость…
Она даётся не каждому. Она идёт не из пустой души, а от духовной глубины и требует самоотдачи. Только тогда можно надеяться на то , что духовное семя превратится в духовный росток, ибо тот, кто отдаёт свою душу детям, её обретет, а тот , кто боится потерять, её потеряет.
Ещё пустынен класс, но как во сне,
Иду меж парт, начало осязая,
И вдруг слова на ум приходят мне:
— Вот здесь мой дом, я чувствую, я знаю!