8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Методическая разработка социально-коммуникативного развития через проект «Азбука здоровья»к

Автор: Глухова Елена Евгеньевна

Инновационный образовательный проект для дошкольников

«Азбука здоровья».

 

 

Вид проекта: Социально-личностный, творческо-информационный, оздоровительный.

 

Продолжительность проекта:  долгосрочный.

 

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели групп, специалисты, родители воспитанников.

 

Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

 

Эпиграф проекта: «От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

                                                                                                         (В.А.Сухомлинский.)

 

Гипотеза проекта: реализация проекта «Я познаю себя» позволит  помочь подрастающему поколению реализовать своё право на здоровье, а педагогу воспитать здоровую нацию.

 

Обоснование авторской идеи:

Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он рационально сочетает теоретические знания и технологии, их практическое применение. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Используя проект как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, организую воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Сейчас перед мной стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Так как метод проектов включает в себя совокупность проблемных методов: исследовательский, поисковый, творческий, — я применяю в своей работе все эти методы.

 

Актуальность темы:

Воспитание здорового ребенка- приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. Проблема воспитания счастливой личности напрямую связана со здоровьем своей личности. Здоровье населения России находится в опасности. В последние годы негативные процессы стали угрожать существованию нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Таким образом, можно заключить, что в области охраны здоровья подрастающего поколения наше общество несет наибольшие потери. И хотя во многих нормативных документах законодательно закреплено, что физическое и психическое здоровье человека- непреходящая ценность, в настоящий момент, когда резко ухудшается здоровье населения, среда обитания, когда процессы депопуляции и вырождения выходят из-под контроля, все декларированные права и свободы сводятся к праву большинства населения быть больным влачить жалкое существование.

Дошкольный возраст – наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, в это время формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. От того, как проведет дошкольник этот отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть состояние общества в нашей стране.

Я  выбрала данную тему потому, что считаю, что гармоничное развитие любого государства невозможно без крепких всесторонне развитых людей, составляющих его общество. А такие важные данные человека, как сила, воля, выдержка, жизнерадостность, физическая активность прививаются именно в детском возрасте: как бы ни был красив цветок, а если его не поливать в зародыше, расцвести ему не будет суждено никогда. Прививать интерес к занятиям физкультурой и спортом нужно с дошкольного возраста. Включение олимпийского образования в процесс обучения способствует формированию у детей интереса к физическому совершенствованию.

Физическое воспитание предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире, так как отличительная черта физического воспитания детей дошкольного возраста – это органическая связь с умственным развитием.

В преддверии Олимпиады 2014 года в свете новых Федеральных государственных образовательных  требований Олимпийское движение вызывает интерес взрослых и детей, является социальным заказом родителей.

 

Цель:

Помочь подрастающему поколению реализовать своё право на здоровье, воспитать здоровую нацию.

Задачи:

1.     Формировать у детей представление об Олимпийских играх, как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей.

2.     Формировать у детей элементарные представления о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.

3.     Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт Олимпиад.

4.     Использовать эффективные методы  включения родителей в продуктивную жизнь ребенка в детском саду.

5.     Развивать личностную заинтересованность, ориентированную на овладение знаниями и навыками сохранения собственного здоровья.

6.     Воспитывать волевые качества, целеустремленность, организованность, трудолюбие, инициативность, развивать стремление к победе и уверенность в своих силах.

7.     Учить не только получать радость от своих результатов, но и переживать за товарищей.

Проблема проекта:

Недостаточная информированность детей об Олимпийских играх.

Не сформированы знания об элементарных  представлениях о человеческом организме.

Ресурсы.
Организация предметной среды в группе, способствует успешной реализации данной темы, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности,  возрасту детей и их индивидуальным особенностям и потребностям. Имеются разнообразные технические средства обучения (компьютер, телевизор, аудио и видеомагнитофон), подобраны диагностические методики для определения уровня знаний, умений и навыков у детей. В детском саду  собраны дидактические игры, упражнения, наглядный материал, художественная литература для чтения детям, видеоматериалы,    пособия для индивидуальной работы.

Имеется подборка методической литературы, которая систематически пополняется новинками. Но даже при наличии хорошей материально – технической базы, необходимо подготовленное методическое сопровождение.
Эффективная разработка и внедрение проекта возможна при консультативной помощи администрации.

Работа, которой я занимаюсь, вызывает у меня большой интерес. Я очень верю, что дети, идущие  в детский сад, попадают в теплый дом, где царит семейная обстановка, где их ждут и любят, где они чувствуют себя защищенными. Возможности улучшения своей деятельности я вижу в планомерной работе в том же направлении, что ведет к накоплению базы данных, и повышение квалификации

Партнеры.

Для полноценного осуществления проекта в образовательном процессе детского сада необходимо сотрудничество педагога с родителями. Они выступают основными партнерами. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Большое значение в выборе той или иной формы работы имеют степень компетентности родителей и их заинтересованность в предложенной тематике.

 Формы работы  с родителями:

— беседы,

— родительские собрания,
— консультации,

— открытые мероприятия,

— дни открытых дверей,
— анкетирование,
— практикумы,

-презентация;

-электронная почта;

— организационно-просветительные мероприятия.

А также в реализации проекта необходимо и сотрудничество с воспитателями и специалистами детского сада:

Педагог-психолог: предлагает рекомендации по установлению межличностных отношений в коллективе, подбирает игры и упражнения направленные на формирование представлений о себе, самооценки, социально-ролевые игры, игры с правилами, проблемные ситуации.

Музыкальный руководитель: разучивает песни и танцы, привлекает родителей к подготовке праздников и развлечений.

Учитель-логопед: использование речевой лестницы в работе с детьми, артикуляционные, пальчиковые и другие игры и игровые упражнения.

Инструктор физической культуры: подбирает и проводит игры и упражнения направленные на формирование  представлений о себе у детей, организовывает и проводит праздники и развлечения,  дает рекомендации по организации активного отдыха детей в разное время года.

С первых дней создания проекта приняли участие: 2воспитателя, руководитель физической культуры, старший воспитатель, 25детей, 5 родителей.  Через 4 месяца к нам присоединились 7 родителей и заинтересовались темой проекта логопед и музыкальный руководитель. Еще через полгода к нам присоединился педагог- психолог и 6 родителей, которые до этого наблюдали со стороны. Остальные родители остались пассивными наблюдателями.

Такое тесное сотрудничество позволяет качественно и системно подходить к решению поставленных задач с учетом физических и психических особенностей  и возможностей каждого ребенка

Основное содержание проекта:

В процессе работы используются  самые разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание картинок, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, пословицы, поговорки, загадки)

Ознакомление детей со  проходит через различные формы взаимодействия педагога и детей:

·         специально организованные занятия,

·         совместная деятельность вне занятий,

·         самостоятельная деятельность детей.

Для реализации проекта использовала следующие принципы и  методы:

Научность— предлагаемое содержание соответствует современному представлению об анатомо-физиологическом строении организма человека.

Реалистичность и доступность— предлагаемый объем представлений адаптирован к восприятию его детьми старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний; не должно быть излишней упрощенности или усложненности.

Ценностное отношение к жизни и здоровью— весь материал должен доводить до сознания детей, что жизнь и здоровье- это огромные ценности и относится к ним надо с умом, уважением и трепетом, что от состояния здоровья зависит вся жизнь человека, что здоровый образ жизни- необходимое условие человеческого существования.

Деловитость и занимательность— предлагаемый материал должен нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза; нести в себе деловую информацию, вызывать потребность в практической деятельности.

Личностно ориентированная направленность— основное внимание уделяется личностному развитию воспитанника, воспитанию направленности на сохранение долгой, здоровой, полноценной жизни, а не на болезнь и пессимизм.

Развивающее обучение— развивать личность творца собственной жизни.

Исследовательское познание— постановка ребенка в активную позицию исследователя.

Игровой метод –  (игры с правилами — сюжетно-ролевые, словесные, дидактические, режиссерские, подвижные, музыкальные, театрализованные) предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании со словесным методом: пояснениями, указаниями, вопросами, чтением художественной литературы, общением, беседой и т.д.. Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами, распределяет роли, организует деятельность детей.

Метод моделирования – (придумывание моделей, использование символов-схем, анализ и моделирование ситуаций) познание абстрактных понятий, представлений о скрытых, непосредственно не воспринимаемых свойствах, явлениях жизни.

Метод упражнения – это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и  умственных заданий.

Наглядный метод – (использование наглядных пособий, технических средств, визуализация) это форма усвоения знаний, умений и навыков с использованием наглядности.

Практический метод – (поисково-экспериментальная, проблемная деятельность, поиск решений, наблюдения; продуктивная деятельность: аппликация, конструирование, лепка, тематическое рисование) содействовать сохранению  и укреплению здоровья детей. По содержанию они чрезвычайно разнообразны.

Метод проектов – направлен на достижение поставленных целей и задач на занятиях. Выбор методов зависит от темы деятельности и возрастных особенностей детей.

 

Продукт проектной деятельности: анатомический фартук,  дидактические игры: «Строение человека», «Как человек растет?»,  «Твое тело состоит из частей», «Кто с физкультурой дружит, тот никогда не тужит», «Игры по питанию (на планшетах)»,  наглядный материал точечного массажа носа,  пальчиковая  гимнастика, рисунки и поделки детей, модели занятий, фотоальбом.

 

План         реализации         проекта.

Реализация проекта рассчитана на три этапа:


Первый этап
 (подготовительный)

-Изучить проблему развития представлений о формировании представлений о человеческом организме, об Олимпийских играх и спорте;

 -Определение  целей и задач исследования;

 -Разработка перспективного плана образовательной деятельности, обеспечивающего последовательность и системность работы по теме.

 -Обогащение методического сопровождения образовательной работы по теме: разработка конспектов, обогащение дидактического материала.


Второй этап (этап внедрения) 

-реализация основных направлений проекта, обеспечивающих качество воспитательно-образовательного процесса.             
-Анализ результатов образовательной деятельности, характеризующий уровень  сформированности у детей представлений о человеческом организме, о спорте и Олимпийских играх.
— Подборка и разработка консультаций для родителей.

 

 Третий этап (обобщающий)

 

Организация деятельности детей в рамках проекта.

 

 Выбор темы

 

 

«Олимпиада и где она возникла?»

«Что нужно знать, чтобы стать знаменитым спортсменом?»

«Что происходит с нашим организмом (сердце, легкие, мышцы) после занятий физической культурой?»

«Каковы мои физические возможности?»

«Откуда я появился?»

«Как человек растет?»

«Для чего нужны внутренние органы?»

Сбор и систематизация информации

Рассматривание картинок и фотографий с изображением разных видов спорта и оформление их в альбом.

Использование дидактических игр, посвященных разным видам спорта: «Назови вид спорта», «Спортивное оборудование», «Подбери пару»,  «Если я сделаю так?», «Что напутал художник».

Составление сборника рассказов детей о любимом спортсмене.

Оформление спортивного уголка в группе Беседы: «Возникновение Олимпийских игр», «Олимпийская символика и традиции», «Знаменитые олимпийцы современности», «Моя внутренняя кухня и её функция», «Зачем проветривать помещение?» , «Что я знаю о себе?»

Сенсомоторные тренажеры: «Футбол», «Остров сокровищ», «Лошадки».

«Пейте дети молоко, будете здоровы».

Игры на свежем воздухе.

Присутствие сказочных персонажей в режимных моментах: Зелибоба, доктор Айболит, Карлсон, Рыцари и др.

Физкультурная деятельность детей

Физкультурные занятия;

Прогулки;

Подвижные игры;

Утренняя и бодрящая   гимнастики;

Спортивные досуги, праздники;

День здоровья;

Спортивные упражнения;

Спортивные игры, эстафеты, соревнования;

Гимнастика после сна;

Водно- солевой метод закаливания.

Игровые массажи.

Творческая деятельность детей

Придумывание рассказов о спорте и спортсменах.

Создание рисунков о спорте.

Театрализованные игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Мир музыки

 Прослушивание и разучивание песен на спортивную тематику: «Спортивная семья», «Трус не играет в хоккей», «Старт даёт Москва»

Веселый язычок

Речевые игры и упражнения.

Кубы для составления описательных рассказов.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

 

Работа с родителями

Собрания

«Как провести выходной день с детьми».

«Зачем нужны Олимпийские игры».

«Я, род, народ, семья».

Беседы, консультации, анкеты

«Спорт в жизни людей»

«Роль семьи в физическом воспитании ребёнка».

 «Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой?» (комплекс гимнастики).

«Синдром раздраженного кишечника у детей»

«Ребенок растет».

«Десять советов родителям».

«Проблема детского ожирения». 

Практические задания

Систематизация стихов и загадок о спорте ; Фоторепортажи «Семейные спортивные традиции», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».

 Совместное творчество с детьми «Любимый вид спорта».

Участие в  развлечении «Я и моё тело».

 

Предварительная работа:

-рассматривание рисунков, иллюстраций ,фотографий, энциклопедий;

-знакомство с литературными произведениями;

-использование дидактических игр;

-разучивание точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики.

-просмотр мультфильмов: «Хоккеисты».

Система непосредственно образовательной деятельности содержит основные принципы работы с детьми:

-отказ от жесткого регламентированного обучения школьного типа;

-конструирование ребенком собственного знания (как бы ясно педагог ни преподносил новый материал, прямой пересадки знаний из головы педагога в голову ребенка не происходит);

-опора образования на спонтанные детские практики, учет детского опыта;

-обеспечение взаимосвязи обучения с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);

-созидание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей её;

-использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфические детские виды деятельности;

-широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

-обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера- сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него, (а не только у взрослого).

Ожидаемые результаты и социальный эффект:

 


-Сформировать у детей представление об олимпийских играх, различных видах спорта;

-Дети должны получить первичные представления о некоторых внутренних органах, их местонахождении знать их основную функцию;

-Различать понятия «часть тела» и «орган»;

-Активизировать словарь детей: факел, символика, народы разных наций.

 

 

Эффективность оздоровительной педагогической деятельности ДОУ определяется следующими показателями:

1.     Соответствие уровня физического развития возрастным критериям.

2.     Результативность физической подготовленности и подготовленности старших дошкольников к успешному выступлению на спортивных соревнованиях.

3.     Позитивная динамика прироста развития физических качеств.

4.     Способность к самоорганизации в двигательной деятельности.

5.     Наличие стойких привычек по уходу за своим телом в целях сохранения и укрепления своего здоровья.

6.     Снижение уровня заболеваемости.

7.     Положительная динамика посещаемости детьми ДОУ.

8.     Переход детей из одной группы здоровья в другую

 

Перспективы дальнейшего развития проекта:

В перспективе ставлю перед собой следующие задачи:

·         совершенствовать использование в деятельности воспитателя современные технологии;

·         познакомить детей с многообразием дидактических игр по формированию представлений о себе, о спорте;

·         вызвать желание детей применять  разнообразные игры в самостоятельной деятельности;

·         развивать самостоятельность, воображение.

·         продолжать работу по самообразованию;

·         начать публикацию материалов по данной теме на местном и районном уровне, участвовать в сетевом взаимодействии;

·         принимать участие в различных конкурсах и выставках разного уровня;

·         включить данный проект, как продолжение кружковой работы «Уроки безопасности» второго года обучения, для достижения высокого уровня овладения необходимых знаний и умений.

 

Выводы и результативность работы над проектом:

 У дошкольников появился интерес к данной теме. У детей сформировалось представление об Олимпийских играх. Сформированы элементарные представления о строении человеческого тела и назначении внутренних органов. У детей большое желание заниматься спортом и физкультурой. Использовала методы  включения родителей в продуктивную жизнь ребенка в детском саду. Дети научились не только получать радость от своих результатов, но и переживать за товарищей.

Презентация проектной деятельности включала в себя: продукт совместной деятельности детей, воспитателей и родителей

Заключение:

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса, подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей, воспитанников. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельно решать поставленную проблему, способствует развитию социальной,  познавательной и творческой активности.

Данный проект был положительно оценен родителями, педагогами нашего ДОУ.

 

 

×
×