Автор: Агаева Гульнар Зираддин кызы
Характеристика словообразовательной системы русского языка
В настоящее время словообразование признается большинством лингвистов самостоятельным языковым уровнем наряду с фонологическим, лексическим, морфологическим и синтаксическим уровнем. Но, несмотря на достижения в изучении словообразования в последнее время, далеко не все системные отношения и закономерности данного яруса выявлены и изучены в полной мере. Изучение словообразования актуально как в теоретическом, так и в методическом аспекте.
Словообразование – это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.
Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, то есть выделяется из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.
Большой вклад в изучение словообразования внесли такие авторы как: Г.О. Винокур, В.В. Лопатин, Ю.С. Маслов, А.И. Моисеев, М.В. Панов, А.И. Смирницкий, П.А. Соболев и многие другие.
Например, автор Т.Ф. Ефремова утверждает, что словообразование – это составление слов от других слов с помощью конкретных действий, которые подразумевают формальные и содержательные перемены характеристик слова.
Понятие «словообразование» в лингвистике употребляется в двух значениях: как название процесса образования новых слов в языке и как название раздела языкознания, изучающего словообразовательную систему языка.
Словообразовательная система русского языка – это элементы, из которых состоят слова, значимые единицы слова (корень, приставка, суффикс, окончание), их роль в словопроизводстве, а так же законы, по которым одни слова (производные) мотивируются другими словами (производящими) .
Понятие словообразовательной системы русского языка в общем виде может быть определено как совокупность взаимосвязанных единиц словообразования языка, функционирующих на определенном этапе его развития. В качестве словообразовательных единиц в основном рассматриваются разные языковые факты: производные слова разной словообразовательной структуры; составные части производных слов (производящие основы, словообразующие морфемы, выступающие в качестве формантов); словообразовательные пары (пары родственных слов или слов и словосочетаний, одно из которых является синхронически производным по отношению к другому, производящему); словообразовательные гнезда (совокупности родственных слов, объединенных общностью корневых морфем); словообразовательные парадигмы (совокупности производных слов, имеющих общее производящее); словообразовательные модели; словообразовательные типы и др.
Основной словообразовательной единицей является производное слово, так как именно слово является непосредственным объектом словообразовательного анализа. Остальные единицы словообразования функционируют лишь в составе производных слов (производящие основы, словообразующие морфемы, форманты) или же определяются через конкретные слова (словообразовательные пары, гнезда, парадигмы, модели, типы и др.).
Производные слова – слова, образованные от существующих в языке слов посредством действующих в языке моделей словообразования.
Исходя из признания основной словообразовательной единицей производного слова, словообразовательную систему следует определять как организованную систему, производных слов языка.
В зависимости от средств, используемых для образования новых слов, слова можно распределить на две группы:
— слова, образованные морфологическим способом (с помощью различных морфем);
— слова, образованные неморфологическим способом (без помощи морфем).
Морфема — это простейшая значимая единица языка, характеризующейся в разных случаях употребления известной общностью, как со стороны значения, так и со стороны звукового выражения.
В русском языке различают следующие виды морфем:
— главная морфема – корень слова;
— аффиксы – приставка, суффикс, окончание, постфикс;
— интерфиксы и соединительные гласные.
Проблемы, связанные с выделением, классификацией и характеристикой морфем, с определением морфемного строения слов одновременно решаются и словообразованием, и морфологией. Все объясняется тем, что словообразовательные средства, участвующие в формировании слова, становятся его частями и превращаются в единицы, характеризующие строение слова. Но многие словообразовательные средства русского языка наделены грамматической значимостью (глагольные суффиксы, постфикс -ся, суффиксы имен существительных) и вместе со словоизменительными суффиксами придают слову грамматическую оформленность.
Характер связей словообразования с морфологией свидетельствует о том, что словообразование в русском языке строится на грамматической основе. Его внутренняя организация соотносится с распределением слов по знаменательным частям речи, а в пределах отдельных частей речи – по лексико-грамматическим разрядам и образцам словоизменения. Положение словообразования в системе языка определяется и структурно-грамматическими, и лексико-семантическими свойствами его единиц].
Морфологический способ образования слов:
— аффиксация (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксальный);
— сложение (сложение слов, сложение основ с помощью соединительной гласной, сложение плюс суффиксация, сложение сокращенных основ).
Неморфологический способ образования слов:
— морфолого-синтаксический (способ перехода одной части речи в другую);
— лексико-синтаксический (образование слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке);
— лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы или приобретение нового значения).
Слова в русском языке образуются серийно и для этого используются определенные схемы, формулы. Слова приобретают типовые словообразовательные значения. По мнению автора Е.С. Кубряковой для синхронного словообразования важно определить, что такое словообразовательное значение, тип, модель и формант .
Словообразовательное значение – это комплексное явление, которое определяется: значением части речи мотивирующего слова; значением словообразовательного элемента; значением части речи мотивированного слова. В первую очередь здесь имеется в виду значение аффиксов, которые используются в рамках одного словообразовательного шага. Имеется два главных подхода к выявлению словообразовательного значения. При первом подходе оно выявляется с помощью «семантического вычитания»: как повторяющиеся семантические отличия между производными и мотивирующими словами. При втором подходе оно определяется как общая часть семантики соответствующих производных слов .
Объектом изучения в словообразовании являются мотивированные слова, то есть слова, значение и звучание которых обусловлены другими однокоренными словами. Словообразовательная мотивация – это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых либо:
— определяется через значение другого слова (стол — столик (маленький стол), летать — летчик);
— тождественно значению другого слова во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи (бросать — бросок, желтый — желтизна, шустрый — шустро).
Однокоренные слова, лишенные названных свойств (например, дождик и дождище), не находятся между собой в отношениях мотивации.
Одно из слов, связанных отношениями мотивации, является мотивирующим, а другое — мотивированным. Мотивированным признается слово, обладающее следующими признаками:
— при различии лексических значений сопоставляемых слов мотивированным является то, основа которого характеризуется большей формальной (фонематической) сложностью: горох — горошина, бежать — выбежать;
— при различии лексических значений этих слов и равной формальной сложности мотивированным является слово, с большей семантической сложностью, то есть значение, которого определяется через другое слово: физика — физик (тот, кто занимается физикой), поэт — поэтесса (женщина — поэт);
— тождество всех компонентов значений слов, кроме значения части речи:
— в парах: глагол — существительное, обозначающее действие по этому глаголу (пить — питье, бегать — бег, играть — игра); прилагательное — существительное, обозначающее тот же признак (веселый — веселье, грустный — грусть, капризный — каприз); независимо от количества вычленяемых в основах звуковых отрезков мотивированным признается существительное, поскольку значения действия и признака являются общими значениями соответственно глагола и прилагательного, но не существительного;
— в паре прилагательное — наречие мотивированным признается слово, характеризующееся большей формальной сложностью: глупый — глупо, но завтра — завтрашний;
— слово, не являющееся стилистически нейтральным, не может быть мотивирующим, если сопоставляемое с ним слово стилистически нейтрально Мотивирующее слово может быть в свою очередь по отношению к другому слову мотивированным. Например, слово учитель по отношению к слову учительница — мотивирующее, а по отношению к слову учить — мотивированное. Такие слова составляют словообразовательную цепочку: учить — учитель — учительница.
Словообразовательная цепочка — это ряд однокоренных слов, находящихся в отношениях последовательной мотивированности. Начальным звеном словообразовательной цепочки является немотивированное слово. Чем дальше от начального слова цепочки какое-нибудь входящее в нее мотивированное слово, тем выше ступень его мотивированности .
В свою очередь словообразовательные цепочки образуют типовую цепочку. Ее составляют словообразовательные цепочки с одинаковым набором словообразовательных типов, занимающие одинаковые словообразовательные позиции, например: писать — написать — написание. По мнению авторов А.Н. Тихонова, Е.А. Земской, И.С. Улуханова и др., словообразовательные цепочки относятся к комплексным единицам словообразовательной системы, которые выделяются в составе словообразовательного гнезда.
Словообразовательное гнездо — комплексная единица словообразовательной системы, представляющая собой упорядоченную совокупность всех однокоренных дериватов, связанных отношениями непосредственной или опосредованной производности с одним непроизводным (базовым) словом, называемым вершиной данного гнезда (А.Н. Тихонов).
Словообразовательное гнездо как комплексная единица системы словообразования представляет собой объединение однокорневых слов. Корень является материальным выразителем того общего смыслового элемента (лексико-семантического варианта, семы), который объединяет слова в словообразовательном гнезде. Пример: ходить, ходьба, ходок, хождение, ходка, ходули и т.д.
Мотивированное слово всегда включает мотивирующую основу и словообразовательный формант. Мотивирующая основа — это та часть мотивированного слова, которая является общей с основой мотивирующего слова, например: куст — кусток (мотивирующая основа куст -, формант — ок). Некоторые способы словообразования (сложение, сращение, аббревиация) характеризуются более чем одной мотивирующей основой.
Словообразовательный формант в узком понимании термина — это формальный элемент, с помощью которого образуется мотивированное слово. В широком понимании данный термин обозначает все элементы и явления, которые отличают мотивированное слово от мотивирующего (не только морфы, но и порядок следования компонентов, единое ударение, морфонологические явления).
Мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого только одним формантом, называется непосредственной мотивацией, а мотивационное отношение двух слов, одно из которых отличается от другого совокупностью формантов, — опосредствованной мотивацией.
Таким образом, русский язык регулярно обновляется, пополняется и растет. Главным способом такого роста являетсяпроцесс словообразования. Базой для образования новых слов служат уже имеющиеся в языке слова. Новые слова создаются по образцу старых главным образом при помощи значащих частей слова; в русском языке имеются определенные сложившиеся типы словообразования. Но необходимо отметить, что в процессе развития русского языка создаются и новые типы словообразования.