Автор: Бондаренко Татьяна Владимировна
Изучение образа жизни русского народа на уроках истории (Жених и Невеста в русском свадебном обряде конца XIX начала XX века)
Актуальность: Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов. Испокон веков свадьба для любого русского человека была одним из самых знаменательных событий. В ритуал проведения свадеб входил многовековой опыт многочисленных народных верований. Традиции проведения свадеб переходили из поколения в поколение, передавались по наследству и обрастали новыми обычаями. Свадьба — самый торжественный, самый яркий и живописный праздник в жизни русского крестьянина, праздник создания новой семьи.
Свадебный обряд состоит из множества элементов, совокупность которых позволяет рассмотреть основные его стороны, наиболее значимыми являются обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, жениха дружки и других участников,
Свадьбу относят к «переходным» обрядам жизненного цикла. Девушка и юноша прощались с относительно свободной, ни чем не обремененной жизнью и вступали разряд семейных мужчин и женщин, имеющих совершенно иной социальный и экономический статус в сельском мире.
Фольклорная часть русского свадебного обряда в разных регионах имеет свои особенности, которые отражают мировоззренческие представления и особенности менталитета проживающих там народов. Так, на севере России «музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге — почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. Однако какими бы не были различия, обряд всегда представляет собой целостный, логично организованный набор песен и обрядовых действий, которые изменяются в зависимости от этапа.
Традиционно свадебный обряд имеет свою структуру. Разграничивая обрядовые действия на: Досвадебные обряды (знакомства, смотры невест, девичьи гадания), Предсвадебные обряды (сватовство, смотрины, сговор, девичник, жениховы посиделки), Свадебные обряды (отъезд, свадебный поезд, венчание, свадебный пир), Послесвадебные обряды (второй день, визиты).
На протяжении всего обряды действия разворачиваются вокруг жениха и невесты — центральных персонажей свадебного обряда на Руси, выполняющие определенные функции.
Объектом данного исследования является свадебный обряд конца XIX— начале XX вв. на Руси.
Предметом исследования являются роли и функции жениха и невесты в русском традиционном свадебном обряде.
Тема русского свадебного обряда нашла отражение в работах многих русских ученых-этнографов, историков.
Русские дореволюционные историки проявляли большой интерес к данной теме. Известный историк 19 века Николай Иванович Костомаров написал «Очерк домашней жизни и нравов великого русского народа в XVI и XVII столетиях» [Костомаров. Н. И., 1992, с. 298]. В главе «домашние обряды» он описал брак и связанные с ним обряды. Популярный автор середины 19 века ученый-этнограф Терещенко А.В. в части 2 «Быта русского народа», дал подробное описание обрядам традиционной русской свадьбы у крестьян, князей и царей [Терещенко А. В., 1991, с. 289].
Историки советского периода провели достаточно глубокие исследования, в которых обстоятельно рассмотрели русскую свадьбу в разных местностях центральной России.
В исследовании доктора исторических наук Ю. И. Семенова «Происхождение брака и семьи» [Семенов Ю. И. 1974, с.309] предпринята попытка нарисовать конкретную картину возникновения и эволюции брака и семьи. Проведен богатый и в тоже время малоизвестный материал по истории семейно-брачных отношений, родственных связей и систем родства.
В сборнике «Русский народный свадебный обряд» [Русский народный свадебный обряд, 1978, с.280] под редакцией К. В. Чистова и Т. А. Берштам представлен комплекс исследований русского свадебного обряда различных регионов России. Рассмотрены малоизученные проблемы предсвадебной обрядности, влияние русского обряда на традиционные обряды других народов России.
Историки современного периода посвятили ряд работ по данной тематике. Это комплексные исследования Зорина Николая Владимировича: «Русский свадебный обряд» [Зорин Н. В., 2001, с.248], «Русская свадьба в Среднем Поволжье» [Зорин Н. В., 1981, с.231], которые рассказывают нам о русском свадебном обряде. Исследования основаны на материалах этнографических экспедиций, архивных документах, в которых подробно описаны традиционные брачные нормы, структура свадебного комплекса, обрядов, символов.
К исследованиям Н. В. Зорина еще можно отнести статьи в сборнике «Семейная обрядность народов Среднего Поволжья»: «Символы невесты в русских свадебных обрядах» [Зорин Н. В., 1990, с.38-49], (По материалам Казанского Поволжья), и «Обрядовые функции одежды в русском свадебном ритуале Среднего Поволжья» [Зорин Н. В., 2001, с.49-74].
В монографии «Русские: история и этнография» под ред. И.В. Власовой и В.А. Тишкова [Русские: история и этнография, 2008, с.751], также дается описание свадебного традиционного обряда, основанная на материалах экспедиций и архивных изысканий.
В сборнике «Русские народные традиции и современность» [Русские народные традиции и современность, 1995, с.304], и в сборнике «Русские: семейный и общественный быт» [Русские: семейный и общественный быт, 1989, с.336], собраны статьи известных историков- этнографов по традициям и ритуалам русской свадьбы, такие, как: Листова Т.А. «Заметки о русской свадьбе», Макашина Т.С. «Русская свадьба: создание современного обряда и традиция», где дается описание свадебных обрядов центральной России: Тульской, Владимирской, Ярославской губерний.
В «Энциклопедии русских обычаев» [Энциклопедия русских обычаев, 2000, с.512], автор-составитель Н. А. Юдина, подробно дано описание структуры свадебного обряда и русских обычаев, символов, которые складывались на Руси веками.
В исследовании «Свадьба. От традиции к современности» [Свадьба. От традиции к современности, 2005, с.239], составитель Берсеньева К. Г. дается описание старинных русских свадебных обрядов, которые перекликаются с современными свадебными обрядами. Описываются правила подготовки к венчанию в церкви и все юридические тонкости оформления современного брака.
В исследовании видного знатока русской старины и собирателя славянских древностей Михаила Забылина «Русский народ, его обычаи, предания, обряды и суеверия» [Забылин М., 2007, с.608], красочно описаны свадебные обряды русского народа разных местностей.
Также важными для нашей работы явились словари: «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля [Даль В., 1978, с.508], «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, Шведовой Н. Ю. [Ожегов С. И., Шведова Н. Ю., 1993, с.411], «Русский толковый словарь» Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. [Лопатин В.В., Лопатина Л. Е., 1998, с.336].
Источниковедческую базу данного исследования составляют работы исследователей-этнографов, в которых описывается структура, характеристика свадебного обряда русского народа, его материальная составляющая.
Это в первую очередь сборник «Русский народный свадебный обряд» [Русский народный свадебный обряд, 1978, с.280], под редакцией К. В. Чистова и Т. А. Берштам. В сборнике исследований и материалов института этнографии, представлен комплекс исследований русского свадебного обряда различных регионов России. Рассмотрены малоизученные проблемы предсвадебной обрядности, влияние русского обряда на традиционные обряды других народов России. В ряде статей обобщены материалы по городскому свадебному обряду XVI и XIX—XX вв.
Известный историк 19 века Николай Иванович Костомаров написал «Очерк домашней жизни и нравов великого русского народа в XVI и XVII столетиях» [Костомаров. Н. И., 1992, с. 298]. В главе «домашние обряды» он описал брак и связанные с ним обряды, что является очень важным для изучения русской культуры.
Ученый-этнограф Терещенко А.В. оставил нам огромное описание русских свадебных обычаев в книге «Быт русского народа», [Терещенко А.В.,1991, с. 289] которая является важным источником в изучении культуры и традиций русского народа. Терещенко А. В. дал подробное описание обрядам традиционной русской свадьбы у крестьян, князей и царей, тем самым внеся огромный вклад в историю русской культуры.
Целью дипломной работы является определение роли и функций невесты и жениха в русском традиционном свадебном обряде в Центральной Губернии России конце XIX— начале XXвв.
В соответствие с поставленной целью, решались следующие задачи:
— Дать понятие и характеристику образу невесты, определить брачный возраст, обрядовые функции одежды.
— Показать функции и символы невесты и основные свадебные обряды с ее участием.
— Дать понятие «жених» в русском свадебном обряде, определить брачный возраст и обрядовые функции одежды.
— Показать роль игры в возмужании юноши, будущего жениха.
Структура работы дипломная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по четыре параграфа. В первой главе раскрывается понятие и характеристика образа невесты, обрядовые функции одежды невесты, основные свадебные обряды с участием невесты, функции и символы невесты. Таким образом, понятия «невеста» дается много в русском языке, но главный смысл такой: невеста — молодая девушка, 17-20 лет, вступающая в брак.
В одежде русского сельского населения Среднего Поволжья принадлежала значительная роль в свадебном ритуале. Различные элементы одежды, помимо своего прямого назначения, широко использовались в качестве обрядовых атрибутов. Им придавалось магическое и символическое значение, в основе которых лежали дохристианские мировоззренческие представления. Использование одежды в свадебном ритуале отражало характер внутрисемейных отношений, имущественное положение супругов, особенности половозрастного распределения труда в крестьянском хозяйстве.
Обрядовые действия, в которых непосредственно участвует невеста очень много. Мы описали лишь небольшую часть из этих обрядов. Это: девичник, обряд прощания с косой, обрядовая баня, прощание с девичьей красой, обряд обувания, разувания невесты, обряд ритуального бичевания.
Среди материальных атрибутов русской свадьбы наибольшую обрядовую роль выполняли предметы, олицетворяющие невесту. Основное место принадлежало символам «девичьей красы» (девичьей красоты), широко использовавшимся в свадебной обрядности северной части Среднего Поволжья в конце XIX — начале XX вв. [Зорин Н. В., 2001, с.117].
В русской народной свадьбе выражением девичьей красы чаще всего являлась ленточка-косоплетка, срубленное дерево: елочка, сосенка или, если свадьба игралась летом, березка, репей, полотенца, курица.
Вторая главе раскрывается понятие «жених» и его функции, роль игры в возмужании будущего жениха, рассказывает о возрасте вступление в брак молодого человека, обрядовые функции одежды жениха. Таким образом
жених — мужчина, имеющий невесту или намеревающийся жениться, а также молодой человек, достигший возраста, при котором можно вступать в брак. Таким образом, игра — это форма перехода из одного состояния в другое, когда прежний ритуал или статус нарушен и преодолен, а другой еще следует обрести в противостоянии, соперничестве, испытании, борьбе, то есть в игре. Игра — это прежде всего реальность соревнования за обретение нового статуса. Такое новое понимание игры более понятно и наполнено смыслом. В нашем случае это переход молодого парня из неженатого состояние в брачующегося.
Вступление в брак русского населения края заканчивалось в основном к 25 годам. Среди брачующихся мужчины в возрасте 18-25 лет и женщины в возрасте 16-25 лет составляли, как правило, 70-80%.
Можно сделать вывод о том, что одежде русского жениха принадлежала значительная роль в свадебном ритуале. Различные элементы одежды, помимо своего прямого назначения, широко использовались в качестве обрядовых атрибутов. Им придавалось магическое и символическое значение, в основе которых лежали дохристианские мировоззренческие представления. Использование одежды в свадебном ритуале отражало характер внутрисемейных отношений, имущественное положение супругов, особенности половозрастного распределения труда в крестьянском хозяйстве. Изменения одежных комплексов, происходившие в связи с развитием капиталистических отношений в деревне во второй половине XIX — начале XX в., не оказывали непосредственного влияния на структуру и содержание свадебных обрядов, совершаемых с использованием одежды.
Итог: Основными, центральными фигурами русской традиционной свадьбы, как мы уже говорили выше, являлись жених и невеста. Им были посвящены и вокруг них разворачивались все действия свадебного ритуала. Однако они не занимали руководящего положения в совершении различных обрядов и действий. Жених и невеста чаще всего играли пассивные роли. Они лишь выполняли то, что от них требовал обычай, хотя круг их функций был довольно обширен.