Автор: Соколова Елена Витальевна
Прогулка с детьми дошкольного возраста
Одним из главных средств всестороннего развития и воспитания детей является прогулка. Процесс воспитания у детей нельзя прерывать. Именно на прогулке дети задействованы сразу в нескольких сферах: труд на участке, физкультурные занятия (походы, лыжные прогулки, подвижные игры…), знакомство детей с природой, ознакомление с окружающим. 1) Труд на участке во время прогулки должен быть организован чтобы давал ощутимые результаты. Ребенок должен понимать что труд это не легкий, он должен оказывать посильную помощь в уборке снега зимой, в строительстве новогодних построек, осенью сбор листвы и уход за кустами и деревьями, а летом выращивание цветов и растений на участке, уборка территории и полив из шланга своего участка. Труд этот должен быть посильным и очень грамотно организован. Дети должны делать все это с желанием и хорошим настроением. С детьми можно проводить посадку кустарников и деревьев, обрезать старые и высохшие ветки. Вся эта работа приучает детей быть внимательными, прививать терпение и ответственное отношение к делу. Мало того весь этот труд приучает ребенка доводить начатое дело до конца. 2) Физкультурные занятия на прогулке. С детьми необходимо проводить физкультурные занятия на улице. Очень важна двигательная активность. Так как дети много времени проводят на занятиях в помещении Д/С им необходимо много бегать, прыгать, скакать, метать мяч… У детей появляется потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность, выдержку и настойчивость. Каждый ребенок
должен много времени проводить на свежем воздухе – это просто необходимо для его здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Прогулка это замечательное время для детей. 3)Знакомство детей с природой во время прогулки. Выходя на прогулку ребенок встречает удивительный и захватывающий мир нашей природы. Этот мир равносторонне развивает детей. Ребенок наблюдает погодные явления (какое небо, как светит солнце, идет ли дождь или снег, ветреная погода или нет, когда набухают почки весной, текут ручьи, щебет птиц, прилет скворцов…) Все это способствует воспитанию, любознательности, наблюдательности. Научить детей определять названия деревьев зимой, спросить у них как узнать какое это дерево без листьев ( по коре, по ее цвету). Познакомить детей с деревьями и кустарниками на территории детского сада и своего участка: (например: — кустарник дерен – кроваво красный цветет два раза в год весной и летом — рябина с ее великолепными алыми ягодами которые служат угощением для птиц зимой, лист у рябины сложный — дикий татарский клен – очень красивый цвет листьев, особенно осенью, семена привлекательны для птиц — осина, которая имеет зеленоватую кору, а листики летом звенят при дуновении ветра. — сирень – это кустарник, махровое колоновидное соцветие, а еще существует ”Венгерская” сирень, у нее более узкий лист и мельче цветы.
— душистая акация – великолепный кустарник с мелкими, душистыми, желтыми, как лучики солнца. Акацию сажают на участках для привлечения пчел, так как цветы обладают необыкновенным душистым запахом. А осенью цветы имеют способность превращаться в длинные, зеленые стручки. Дети раскрывая их на две створки подносят их к губам и издают свистящие звуки. 4)Когда идете на прогулку, знакомите детей с чем-то интересным вокруг. По плывущим облакам дети могут составлять целые сюжеты мультиков. Детей надо научить продлевать сказку чтобы получилась целая картина. Прогулки очень важны для ознакомления с природой. Они развивают мышление, память, воображение. Можно проводить игры с песком, водой, льдом, листьями, семенами… При всем этом воспитывается любознательность, а самое главное вызывает радость, дает возможность чувствовать красоту и прелесть этого мира. Конечно воспитатель должен руководить всеми процессами на прогулке. Следует привлекать детей к активным, мыслительным действиям. Если мир вокруг ребенка будет носить насыщенный, познавательный интерес, то ребенок будет гармонично развиваться. У него будет хороший аппетит, крепкое здоровье, много общения с другими детьми, жизнерадостность, а самое главное душевное равновесие и быть в гармонии и согласии с самим собой.