Анализ диагностики

Автор: Мишанина Марина Анатольевна

15.00

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}
table.MsoTableGrid
{mso-style-name:»Сетка таблицы»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-priority:39;
mso-style-unhide:no;
border:solid windowtext 1.0pt;
mso-border-alt:solid windowtext .5pt;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-border-insideh:.5pt solid windowtext;
mso-border-insidev:.5pt solid windowtext;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:»Calibri»,»sans-serif»;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}

Диагностический анализ воспитанности учащихся

МОУ «СОШ п. Сергиевский» за 2017-2018 уч.г.

              Оценка качества воспитательной работы в школе является одной из ключевых проблем в образовании. Ее решение в значительной мере зависит, во-первых, от выбора показателей, контролируя которые можно объективно судить о качестве этой работы и, во-вторых, от выбора инструментария, позволяющего проводить измерение и оценку этих показателей.

              Характеризуя воспитанность школьников, учителя опираются на разные представления о том, в чем состоит суть воспитания и по каким критериям его нужно оценивать. Одни, например, считают главным послушание и исполнительность, вежливость и культуру поведения. Другие отдают предпочтение дисциплинированности, ответственному отношению к учению и общественной деятельности. Третьи пытаются дать оценку мировоззрению и убеждениям своих воспитанников. Однако, может ли считаться воспитанным школьник, который всегда послушен, никогда не спорит, не отстаивает своего мнения? Или говорит ли о невоспитанности участие подростка в неформальном объединении? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с оценкой воспитанности школьников, необходимо определить, какого рода воспитанности мы ждем от них в данных условиях и на данном уровне возрастного развития и личностного роста.

             Другой важный вопрос: что принять за критерии, признаки и показатели воспитанности? Надо ли учителю или классному руководителю изучать все многообразие свойств и качеств личности школьника? Какой должна быть мера педагогического воздействия на поведение учащегося? Каковы условия формирования нравственной ответственности школьника?

            Еще одна из проблем состоит в том, чтобы обеспечить нормативную регуляцию поведения школьников. Наблюдение за жизнью школьников показывает, что поведение в соответствии с нормами, принятыми в обществе, возникает тогда, когда требования выдвигаются большинством членов группы. Соблюдение этих норм может рассматриваться как способ разрешения противоречий или конфликтов в коллективе. Главное здесь — готовность следовать определенной норме при отсутствии внешнего давления. Подобные нормы действуют чаще всего в неформальных объединениях школьников, в процессе общения сверстников друг с другом.

           Анализ публикаций по данной проблеме позволяет выделить наиболее типичные показатели и методики, рекомендуемые психологами и дидактами для диагностики уровня воспитанности школьников. Уровни воспитанности мы взяли из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным и М.И. Шиловой.

          Эти показатели выполнимы в том случае, если воспитанность анализируется во взаимосвязи с основными условиями и факторами становления личности школьника, а условия помогают обосновать выбор содержания и методов воспитания. При этом нужно иметь возможность соотнести промежуточные результаты с первоначально зафиксированными и предвидеть более отдаленные результаты своей работы.

Итоговые результаты по школе представлены в следующем виде:

 

Таблица №1

Диагностическая карта уровней воспитанности учащихся

 

Класс

Кол-во

учащихся

Высокий

Средний

Низкий

1

11

7

2

2

2

6

4

2

0

3

18

8

8

2

4

14

7

7

0

5

10

3

7

0

6

16

4

7

5

7

10

4

3

3

8

11

0

3

8

9

9

2

5

2

10

7

2

5

0

11

2

0

2

0

Итого

114

41-36%

51-45%

22-19%

 

Таблица №2

Уровень воспитанности учащихся по возрастным группам.

 

Классы и уровни

воспитанности

1 возрастная

группа

2 возрастная

группа

3 возрастная

группа

1

2

3

высокий уровень

 

 

4

5

7

8

 средний уровень

 

 

 

 

9

10

11

средний уровень

 

 

Высокий

7

4

8

 7

 3

 0

 4

 0

 2

 2

 0

Средний

2

2

8

 7

 7

 9

 3

 3

 5

 5

 2

Низкий

2

0

2

 0

 0

 2

 3

 8

 2

 0

 0

Кол-во учащихся

11

6

18

35

14

10

16

10

11

61

9

7

2

18

 

           В целом средний уровень воспитанности учащихся школы можно оценить как удовлетворительный. Однако это позволяет лишь количественно сравнить динамику изменений с прошлой диагностикой и констатировать положительное или отрицательное приращение. Для классных руководителей особый интерес представляет анализ низкого уровня воспитанности. Для этого он должен обратиться к выборке критериев из показателей низкого уровня воспитанности и выполнить рекомендации по его повышению.

 

1 возрастная группа (1-3 классы)

Высокий уровень воспитанности по критериям: «Отношение к общественным поручениям», «Отношение к товарищам», «Отношение к коллегам», «Гражданская активность».

Низкий уровень воспитанности по критериям: «Умение организации деятельности и общения детей».

Можно отметить высокую заинтересованность детей в учебной деятельности и активное участие в жизни школы.

Рекомендуется: для более глубокого развития способностей учащихся организовывать мероприятия познавательного характера.

 

2 возрастная группа (4-8 классы)

Высокий уровень воспитанности по критериям: «Коллективизм и товарищество», «Бережливость».

Низкий уровень воспитанности по критериям: «Ответственное отношение к учебе».

Результат соответствует психическому развитию детей подросткового возраста, обусловлен недостатками воспитания в семье.

Рекомендуется:

1..Провести просветительскую работу среди родителей для развития у детей чувства ответственности. Направляя воспитательную работу на взаимодействие классного коллектива.

2. Использовать стремление к самовоспитанию в воспитательной индивидуальной работе. Проводить дискуссии о чертах характера, анализировать поступки и т.д.

3.Поддерживать и развивать интерес к внутри классному взаимодействию, т.к. комфортность ребенка в классе влияет на его учение и психическое самочувствие.

 

3 возрастная группа (9-11 классы)

Высокий уровень воспитанности по критериям: «Бережливость».

Низкий уровень воспитанности по критериям: «Любознательность».

Рекомендуется:

1.Развивать любознательность, использовать предпочтения для организации классных часов, досуговых мероприятий.

       

         Результаты диагностического обследования учащихся обсуждаются на педагогическом совете школы, а также с родителями учащихся, в индивидуальной беседе, коллективно с классом, с группой активистов, т. е. в разной форме и разными способами. Конкретные формы определяются возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем сформированности общественного мнения и защищенности личности в коллективе, авторитета актива и самого классного руководителя, взаимоотношениями педагога с родителями и др. Полученные данные расширяют и углубляют знания классных руководителей о детях, подсказывают возможные причины, питающие отрицательные проявления или, напротив, способствующие закреплению и развитию положительных черт.

        Расхождения в уровне воспитанности по отдельным качествам (например, высокий уровень отзывчивости и низкий — дисциплинированности) ставят перед учителем ряд дополнительных вопросов, например: почему учащийся может быть отзывчивым в кругу сверстников и недисциплинированным на уроке? Или: почему ответственно относящийся к учению школьник проявляет отсутствие ответственности в общественной работе?

        На основе анализа сформированности качеств личности учащегося составляется общая карта развития этих качеств в классе в целом. Устанавливается, на каком уровне воспитанности находится каждый ученик и отдельные группы учащихся, в какой степени и в отношении к каким сферам жизнедеятельности (к учению, труду, к сверстникам) в данный момент тот или иной школьник может проявить самостоятельность, инициативу, самостоятельно регулировать свое поведение, а кто – только при помощи и поддержке учителя. Такой анализ позволяет конкретизировать план воспитательной работы и осуществлять индивидуальный подход — подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно развитых качеств.

        

         Таким образом, процесс управления воспитательной работой на основе диагностического изучения учащихся включает следующие этапы:

1.      Характеристика детского коллектива (педагог отвечает на вопрос: «Что имеем?»).

2.      Постановка целей и задач, исходя из характеристики (педагог отвечает на вопрос: «Что хотим?»).

3.      Подбор форм деятельности под поставленные цели и задачи (педагог отвечает на вопрос: «Как этого достичь?»)

         Данный подход позволяет сделать процесс развития личности каждого ребенка, коллектива класса и школы в целом не только педагогически управляемым, но и придать ему поступательный, развивающий характер, заставить учителя работать с классом на основе рефлексии и индивидуального анализа, разрабатывать коррекционную программу, прогнозировать и предвидеть возможные результаты.

         Все это помогает классному руководителю перевести коллектив на более высокий уровень развития, добиться преобладания устойчивых интересов, правильного общественного мнения. Изучение динамики показателей уровня воспитанности учащихся позволяет реально оценить качество процесса воспитания, обеспечивая при этом индивидуальный подход к каждому школьнику. Классный руководитель может управлять развитием учащихся и коллектива, если:

·         хорошо знает уровень развития, индивидуальные особенности и возможности каждого школьника и отдельных групп учащихся;

·         обладает конкретными знаниями состояния его развития в целом и по отдельным признакам;

·         укрепляет и расширяет актив, развивает организаторские навыки и умения всех учащихся;

·         обеспечивает систему поведения, адекватную основным воспитательным функциям и признакам детского воспитательного коллектива;

·         развивает инициативу и саморегуляцию на основе самоанализа, самоконтроля по освоенным критериям нравственной воспитанности личности и коллектива школьников;

·         изменяет соотношение сил в коллективе за счет увеличения числа учащихся с положительным опытом нравственного поведения, перевода пассивных учащихся с неустойчивой саморегуляцией и нравственной позицией в активную позицию;

·         изменяет по мере развития коллектива собственную педагогическую позицию, соблюдает меру педагогического руководства.

         Диагностика и анализ воспитанности школьников могут рассматриваться как основное направление и способ работы, позволяющие целенаправленно управлять качеством воспитательного процесса в школе. Это предполагает решение следующих задач:

1.      Планирование воспитательной работы на основе диагностики уровня воспитанности учащихся.

2.      Отслеживание динамики уровня воспитанности учащихся и выработка практических рекомендаций по его повышению.

3.      Диагностика ценностных ориентаций и уровня практической готовности классных руководителей к взаимодействию с учащимися во внеурочной деятельности с целью отслеживания динамики.                 

4.       Диагностика уровня педагогических знаний родителей с целью выяснения родительской позиции.

Зам. директора по ВР Мишанина М.А.

×
×