Консультация «Личностное развитие ребенка. Воля»

Автор: Асаналиева Менълибике Исаевна

Консультация

«Личностное развитие ребенка. Воля»

После 6 – 7 лет ребенок начинает развиваться как личность. Понятие личности очень широко и многогранно. В его основе лежит способность человека управлять самим собой, своими психическими процессами, своими деятельностью и поведением, способностью отвечать за свои действия и поступки.

В процессе формирования личности у ребенка начинает развиваться воля и волевые процессы. Ребенок учится управлять своими эмоциями, чувствами, которые начинает осознавать.

В этот период очень важно сформировать у ребенка понимание добра и зла, нравственных начал, правильное и разумное поведение в обществе, среди взрослых и своих сверстников.

Воля – это и потребность в преодолении препятствий, трудностей в психической или практической деятельности и способности преодолевать эти препятствия и трудности.

Трудности и препятствия бывают двух видов – внешние и внутренние.

Внешние препятствия – это не зависящие от человека, объективные препятствия, внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия мешающие выполнить задуманное дела, осуществить поставленную цель.

Внутренние препятствия зависят от самого человека, это желание делать то что нужно, наличия противоречащих побуждений, пассивность человека, плохое настроение, привычка действовать обдуманно, иметь, чувство страха, то есть всё то, что мешает человеку выполнить поставленную задачу, добиться осуществления какой-то цели.

Воле человека выражается и в том, на сколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, на сколько он умеет управлять своим поведением, починить свою деятельность определённым задачам. Преодолений препятствий и трудностей требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и нравственные силы человека.

Воля проявляется не только в способности достигнуть цель, преодолев при этом препятствия и трудности, но и в умении воздержаться от чего – либо. А.С. Макаренко писал: «Большая воля – это не только умение чего – то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего – либо, когда это нужно.»

Безвольный человек предпочитает починиться потребности в желании им, уступать своей лени. Он находится во власти эмоций, вызываемых доступностью желаемого, поэтому он делает только то, что не требует больших усилий, он не отстаивает свою точку зрения, которая редко у него бывает, либо легче следовать точке зрения своих ближних, знакомых. Безвольный человек легко внушаем.

Наоборот, волевой человек испытывает удовольствия от преодоления препятствий, помех. Когда у человека возникает конфликт между разными мотивами, он принимает определённое решение и начинает действовать. Такое действие есть волевое действие.

Волевое действие, волевой акт, начинается с возникновения с побуждения, выражающегося в стремлении преодолеть возникший внутренний конфликт. По мере того, как осознаётся цель, на которую оно направляется, стремление переходит в желание. Желание – это определённое стремление, оно направленно на определённый предмет, является целенаправленным стремлением на определённый предмет, разрешающий внутренний конфликт. Поэтому воля предполагает способности регулировать поведение на основании каких — то общих принципов, убеждений, идей, она требует самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служить им.

Свобода как возможность поиска и выбора является свойством воли, её природой, без свободы нельзя говорить о регулировании поведения. В возможности выбора того или иного решения, в способности направлять своё поведения в том или ином направлении практически проявляется господство человека над собой.              

×
×