Автор: Парчайкина Наталья Николаевна
«Публичное представление собственного педагогического опыта»Экологическое воспитание младших школьников в условиях группы продлённого дня»
v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}
Normal
0
false
false
false
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»;
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя
МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа № 2 » Парчайкиной Натальи Николаевны
на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в условиях группы продлённого дня».
Человек всегда стремился покорить природу, подчинить ее своей воле. Казалось, что ресурсы Земли неисчерпаемы, а человек воздействует на природу несущественно. Но обнаружилось, что наша планета не настолько богата, чтобы можно было не считать и не беречь ее запасы. Проблема «человек – общество – природа» сегодня имеет первостепенное значение. Решение этой проблемы неразрывно связано с формированием ответственного отношения к природной сфере, которое включает в себя «систему теоретических и практических, нравственных и эстетических, деловых и бескорыстных связей человека с окружающим миром». Для сохранения жизни на планете необходима личная заинтересованность каждого человека в решении проблем окружающей среды.
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)
В настоящее время общество вплотную стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Научно – технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ее уровень. Вместе с тем растущее вмешательство человека вносит в окружающую среду такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям в экологическом и биологическом смысле.
Поэтому экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более значимым и актуальным направлением в педагогической теории и практике. В руках человека красота и богатство родной земли. Стремление извлечь сиюминутную выгоду, не думая об ущербе, наносимом природе и обществу, крайняя заниженность нравственных ценностей и многое другое указывает на низкую экологическую культуру взаимоотношения с окружающей средой.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).
Концептуальность в работе группы продлённого дня заключается в совершенствовании работы с детьми над экологическими понятиями. Данная работа выдвигает методы разновариантности, что позволяет конструировать воспитательный процесс.
Начальная школа – важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире. Экологическое воспитание – важное направление развития детей младшего школьного возраста.
Свою педагогическую работу стараюсь организовать так, чтобы она способствовала развитию познавательных процессов, формировала у детей ценностную картину мира, воспитывала экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы. Экологические знания о мире природы – это вовсе не совокупность знаний отдельных фактов, а такая последовательная, взаимосвязанная закономерностями цепочка знаний, которая в результате раскрывает перед ребенком в самых общих чертах многообразие, приспособленность и развитие форм природы, а также место и значение деятельности человека по охране окружающего мира.
Основной задачей экологического воспитания является преодоление у школьников утилитарно-потребительского отношения к природе, формирование ответственного отношения к ней.
Наличие теоретической базы по данной проблеме позволяет мне разнообразить формы и методы работы с детьми. Я использую различные виды технологий, разнообразные принципы подхода к воспитанию младших школьников, ИКТ, опыт учителей своей школы.
Работая по экологическому воспитанию с учениками младших классов в группе продлённого дня, я ставлю ряд задач:
— расширение экологических знаний;
— повышение экологической культуры;
— развитие потребностей гармоничного общения с природой;
— обогащение кругозора детей;
— развитие наблюдения, внимания, памяти, мышления;
— развитие чувства сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира;
— привитие бережного отношения и любви к природе.
Оптимальность и эффективность средств
Оптимальность и эффективность экологического воспитания во многом зависит от выбранной темы занятия, от того как преподнесена информация. Тему занятий и материал выбираю исходя из возрастных особенностей детей. Так чтобы информация была понятна и доступна для восприятия учащихся.
Экологическое воспитание должно быть систематическим, регулярным.
В своей работе использую различные методы:
1-й – «Экологические беседы». Беседы расширяют экологические знания, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед дети знакомятся с фактами исчезновения растений и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.
2-й – «Экологические чтения». Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений В. Бианки, М. Пришвина, Л. Н. Толстого, С. Есенина, А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, В. Чаплиной и других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.
3-й – «Экологические игры». Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.).
4-й – «Час творчества».- Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.
5-й – «Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки.
Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.
Кроме этого необходимо помнить, что одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Большой и разнообразный материал для наблюдений дают прогулки. Ученики знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой.
За время работы на тему экологического воспитания детей мной были проведены такие мероприятия как: познавательная игра «Живая природа»; рисуем «Мир красоты»; игра-путешествие «По страницам Красной книги»; коллективная работа – рисунок «Книга осени»; познавательная игра «Живая природа ; рисуем «Мир красоты»; игра-путешествие «По страницам Красной книги»; коллективная работа – рисунок «Книга осени»; игра «Неизвестное об известном»; коллективная работа – аппликация «Листопад в ладошках»; игра-путешествие «По лесным тропам»; конкурс рисунков «Зимний лес». Акция «Помогите птицам!» (изготовление кормушек). Творческая работа «Сочиняем загадки о Земле и её обитателях», и др.
Мои воспитанники с удовольствием принимают активное участие во всех экологических конкурсах и акциях, которые проходят в районе и республике и занимают призовые места : ежегодный муниципальный конкурс «Защитим лес», «Экология .Дети .Творчество», конкурс экологического плаката, « Неопалимая Купина» , «Звезда Спасения».
Всегда нахожусь в поиске новых, более эффективных методов работы. Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств позволяет создавать рабочую атмосферу на занятиях, развивает творческие способности школьников, формирует умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания.
Ведущей тенденцией занятий в группе продлённого дня является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологические викторины и др.). Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.
Также в своей работе затрагиваю такие направления как нравственное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, так как ребенок должен развиваться по всем направлениям.
Результативность опыта
Результативность моего опыта состоит в том, что получив определенные экологические представления на мероприятиях, у детей появилось желание защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Они стали бережнее относиться к природе.
В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем селе, районе, республике.
1. Возможность тиражирования.
В целях обмена опытом с коллегами провожу внеклассные мероприятия, выступаю на заседаниях ШМО и РМО учителей начальных классов, педагогических советах, на районных августовских педагогических форумах.
Свой материал размещаю на сайте МБОУ «Комсомольская СОШ№ 2» Чамзинского муниципального района ,личном сайте и страницах педагогических сообществ.
e-mail parchajkina.natalya2013@yandex.ru
http://kom2cham.schoolrm.ru/
https://proshkolu.ru/user/parchajkina38/
http://parchajkina.ucoz.ru/admin/
https://infourok.ru/user/parchaykina-natalya-nikolaevna/
https://nsportal.ru/parchajkina
Конспект внеклассного занятия в группе продленного дня «Правила поведения на природе»
Цели:
· помочь детям осознать свое отношение к природе, вывести правила поведения в природе,
· помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться,
· дать им представление о нравственной стороне отношения к природе.
Оборудование: мультимедиа с презентацией, магнитофон с голосами птиц, картинки с изображением птиц, детские работы.
Сегодня на нашем занятии мы поговорим о природе и правилах поведения в ней.
Как вы понимаете, что такое природа? Что входит в это понятие? ( Ответы детей)
Посмотрите!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года
-это все вокруг-…
Мир природы чудесен и прекрасен, чтобы эта красота была всегда, мы должны природу… (любить и беречь). А чтобы правильно уметь её беречь, нужно знать правила поведения. (в природе). А вы знаете правила поведения в природе? Вот сейчас мы и проверим.
— Послушайте, пожалуйста, рассказ о том, как дети отдыхали в воскресенье в лесу.
Пришли дети в лес без взрослых. По дороге к большой поляне они слушали громкую музыку. На привале наломали веток, еле разожгли костер. Поиграли, поели. Побросав пакеты и банки, сытые и довольные пошли домой. Огни костра подмигивали на прощание. На поляне нашли маленького ежика, подумав, что его бросила мама, забрали с собой. С охапкой лесных и полевых цветов, отдохнувшие, дети вернулись домой.
— Как вы считаете, правильно ли вели себя дети на природе?
Сегодня в ходе занятия мы и должны вспомнить с вами правила поведения на природе и понять, почему надо к ней бережно относиться. Отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи
В зеленый дом —
Чудеса увидишь в нем!(лес)
— В тексте загадки звучит приглашение.
— Какое приглашение вы услышали?
— Давайте мы воспользуемся этим приглашением и совершим прогулку по лесу.
(Слайд и одновременно звучат голоса птиц)
Выведение правил поведения в лесу
— Представьте, что мы с вами находимся в лесу.(немного послушать птиц)
— Что такое лес? (Это место обитания зверей и птиц.)
— Значит, когда вы приходит в лес, какие правила поведения в лесу должны вспомнить?
— Громко не разговаривать.
— Не играть в шумные игры.
— Не нарушать покой обитателей леса.
— Не включать музыку.
6. Беседа о бережном отношении к птицам
(Слайд гнезда на деревьях)
— Что вы увидели на деревьях? (Гнезда птиц)
— Для чего они нужны? (Чтобы выводить птенцов)
— Значить что дает лес для птиц? (Жилье и пищу)
— А птицы нужны лесу?
— Зная все это, какие правила поведения нужно помнить ? (Не разорять птичьих гнезд. Охранять и бережно относиться к птицам.)
— Зимой птицы, которые остаются у нас на зиму, прилетают ближе к жилью человека.
— Зная это, что мы делали зимой для птиц?
— О чем предупреждает человека Валентин Берестов?
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Беседа о пользе леса для человека.
— Человек в природе занимает особое место. Человек – единственное создание природы, наделенное разумом. Благодаря своим познавательным способностям, он изучил законы природы и подчинил их своей воле.
— Что получает человек от леса? (Получает дрова, материал для стройки, для приготовления мебели, собирает ягоды и грибы. Но еще и любуется красотой природы и отдыхает на природе)
Учитель:
Белобокая сорока
Прилетела из далека.
Не сказала где была,
Но зато, она, ребятки,
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла
11. Загадывание детьми загадок.
— Какие загадки про птиц вы знаете? (Дети загадывают загадки)
Он серенький на вид
Но пением знаменит. (Соловей)
Черный, проворный,
Кричит: “Крак”
Червякам враг. (Грач)
Не ворона, не синица, —
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось в лесу “ку-ку”. (Кукушка)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет.
Прославили в стихотворениях. (Жаворонок)
Он прилетает каждый год.
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
Рано-рано на рассвете
Средь листвы затрепещит,
То споёт на зависть флейте,
То, как кошка, запищит. (Иволга)
. Беседа о бережном отношении к растениям.
(Слайд – цветочная поляна)
— Перед нами цветочная поляна. Выразите словами свое восхищение этой красотой. Как красиво здесь! Столько цветов! И т.д.
— Глядя на эту красоту, какие важные правила вам сразу же пришли в голову? (Цветы рвать нельзя)
— Почему?
— Штундер Д. завершит наш разговор по этому моменту урока.
Стихотворение “Если я сорву цветок”
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если мы сорвем цветы,
То исчезнут все они
И не будет красоты.
. Бережное отношение к насекомым
— А сколько насекомых летает по поляне! (Слайд)
— Почему они летают именно над цветами? (Они питаются нектаром растений)
— А насекомые полезны для цветов?
— Какое следующее правило вы бы назвали? (Не лови насекомых)
10. Физминутка
Только в лес мы пошли.
Только в лес мы пошли,
Появились комары,
Дальше в лес мы шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз – два, раз – два –
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе шалунишке.
Теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Экологический светофор».
Сигналы этого светофора означают то же, что и на проезжей части дороги. А вы знаете, что означают цвета у светофора на проезжей части? Давайте вспомним (показываю фишки)
И в природе есть такие сигналы.(Слайд) Прочитаем вместе:
Красный свет — природе вред!
Жёлтый — осторожно!
Свет зелёный — как красиво!
Скажет лес тебе спасибо!
Итак, красный свет в природе что означает? — зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.
Жёлтый свет — будь осторожным, может возникнуть опасность.
Зелёный свет — это когда мы для природы делаем добрые дела.
Перед вами фишки, вы берёте и показываете ту, которую считаете нужной
Такая ситуация: мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке.
Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить.
Мальчик взял:
❖ Нож, чтобы содрать бересту с берёзы для разжигания костра (к)
❖ Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра (к)
❖ Магнитофон, чтобы послушать новые записи (к)
❖ Небольшое ведро, чтобы полить деревья, которые он посадил прошлый раз по краю оврага (з)
❖ Пакет с хлебом, для уток, живущих на озере (з)
❖ Сачок для ловли бабочек (к)
❖ Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей (ж)
Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес, чтобы не навредить природе.
— Вот такие правила поведения на природе мы вспомнили:
— Громко не разговаривать!
— Не нарушать покой обитателей леса.
— Не включать музыку!
— Не разоряй птичьих гнезд!
— Зимой подкармливай птиц!
— Цветы рвать нельзя!
— Не лови насекомых!
— В лесу, на берегу реки не оставляй после себя мусор!
— Оберегай лес от пожара: не разжигай костров!
— Любить природу- значит беречь ее!
Хотелось бы, чтобы вы об этих правилах не забывали и напоминали окружающим вас людям. Ведь то, какой будет наша планета — Земля, зависит от каждого из нас — людей.
Послушайте стихотворение ( читает ученик)
Давайте люди дружить друг с другом
Как птицы с небом, как ветер с лугом.
Как парус с морем, трава с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной похожей нету
ВЫВОД: Любить и беречь природу надо потому, что птицы, растения и животные, которые нас окружают, делают нас добрее, счастливее. Если бы не было их, не было бы и самой природы. Ведь если мы будем уничтожать, засорять природу, то будут болеть и животные, и люди.(Слайд)
Рефлексия.
Вы хотите видеть нашу планету красивой?
А что и кто украшают её? ( птицы, растения )
Посмотрите, что у меня на доске? (планета Земля)
Давайте оживим нашу планету, сделаем её ещё красивее.
У вас на столах лежат картинки, возьмите их и украсьте ими нашу планету.
Цветы, деревья ,птицы, бабочки, рыбы.
Ребята, а чего не хватает нашей планете, чтобы птицы радовались и пели, цветы и деревья росли..
(Солнце)
Чтобы наша планета оставалась всегда вот такой красивой, что мы должны делать?
Желаю вам, чтобы природа всегда оставалась для вас хорошим другом! В свою очередь и вы должны быть достойными друзьями для неё. На память я дарю вам памятки поведения в природе. Берегите и любите природу! Спасибо за работу!
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.