«Публичное представление собственного педагического опыта»Экологическое воспитание младших школьников в условиях группы продлённого дня»

Автор: Парчайкина Наталья Николаевна

«Публичное представление собственного педагогического опыта»Экологическое воспитание младших школьников в условиях группы продлённого дня»

v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal
0

false
false
false

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:»Обычная таблица»;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:»»;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:»Times New Roman»;
mso-ansi-language:#0400;
mso-fareast-language:#0400;
mso-bidi-language:#0400;}

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта воспитателя

МБОУ «Комсомольская  средняя общеобразовательная школа № 2 » Парчайкиной Натальи Николаевны

на тему: «Экологическое воспитание младших школьников в условиях группы продлённого дня».

       Человек всегда стремился покорить природу, подчинить ее своей воле. Казалось, что ресурсы Земли неисчерпаемы, а человек  воздействует на природу несущественно. Но обнаружилось, что наша планета не настолько богата, чтобы можно было не считать и не беречь ее запасы. Проблема «человек – общество – природа» сегодня имеет первостепенное значение. Решение этой проблемы неразрывно связано с формированием ответственного отношения к природной сфере, которое включает в себя «систему теоретических и практических, нравственных и эстетических, деловых и бескорыстных связей человека с окружающим миром». Для сохранения жизни на планете необходима личная заинтересованность каждого человека в решении проблем окружающей среды.

               Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

       В настоящее время общество вплотную стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Отношение к природе приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Научно – технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ее  уровень. Вместе с тем растущее вмешательство человека вносит в окружающую среду такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям в экологическом и биологическом смысле.

Поэтому экологическое образование и воспитание в начальной школе становится всё более  значимым и актуальным направлением в педагогической теории и практике. В  руках человека красота и богатство родной земли. Стремление извлечь сиюминутную выгоду, не думая об ущербе, наносимом природе и обществу, крайняя  заниженность нравственных ценностей и многое другое указывает на низкую экологическую культуру взаимоотношения с окружающей средой.

 

        Концептуальность  (своеобразие и новизна опыта, обоснование    выдвигаемых принципов и приемов).

    Концептуальность в работе группы продлённого дня заключается в совершенствовании работы с детьми над экологическими понятиями. Данная работа выдвигает методы разновариантности, что позволяет конструировать воспитательный процесс.

 Начальная школа – важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире. Экологическое воспитание – важное направление развития детей младшего школьного возраста.

          Свою педагогическую работу стараюсь организовать так, чтобы она способствовала  развитию познавательных процессов, формировала у детей ценностную картину мира, воспитывала  экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы. Экологические знания о мире природы – это вовсе не совокупность знаний отдельных фактов, а такая последовательная, взаимосвязанная закономерностями цепочка знаний, которая в результате раскрывает перед ребенком в самых общих чертах многообразие, приспособленность и развитие форм природы, а также место и значение деятельности человека по охране окружающего мира.

           Основной задачей  экологического воспитания является преодоление у школьников утилитарно-потребительского отношения к природе,  формирование ответственного отношения к ней.

         Наличие теоретической базы по данной проблеме позволяет мне разнообразить формы и методы работы с детьми. Я использую различные виды технологий,  разнообразные принципы подхода к воспитанию младших школьников, ИКТ, опыт учителей своей школы.

         Работая по экологическому воспитанию с учениками  младших классов в группе продлённого дня, я ставлю ряд задач:

— расширение экологических знаний;

— повышение экологической культуры;

— развитие потребностей гармоничного общения с природой;

— обогащение кругозора детей;

— развитие наблюдения, внимания, памяти, мышления;

— развитие чувства сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира;

— привитие бережного отношения и любви к природе. 

Оптимальность и эффективность средств

Оптимальность и эффективность экологического  воспитания во многом зависит от выбранной темы занятия, от того как преподнесена информация. Тему занятий и материал выбираю исходя из возрастных особенностей детей. Так чтобы информация была понятна и доступна для восприятия учащихся.
      Экологическое воспитание должно быть систематическим, регулярным.

  В своей работе использую  различные методы:

1-й – «Экологические беседы». Беседы расширяют экологические знания, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед дети знакомятся с фактами исчезновения растений и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

 

2-й – «Экологические чтения». Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений  В. Бианки, М. Пришвина, Л. Н. Толстого, С. Есенина, А. С. Пушкина,  Ф. Тютчева, В. Чаплиной  и  других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.

 

3-й – «Экологические игры». Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.).

 

4-й – «Час творчества».-  Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.

 

5-й – «Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки.

Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.

Кроме этого необходимо помнить, что одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Большой и разнообразный материал для наблюдений дают прогулки. Ученики знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой.

За время работы на тему экологического воспитания детей мной были проведены такие мероприятия как: познавательная игра «Живая природа»; рисуем «Мир красоты»; игра-путешествие «По страницам Красной книги»; коллективная работа – рисунок «Книга осени»; познавательная игра «Живая природа ; рисуем «Мир красоты»;  игра-путешествие «По страницам Красной книги»; коллективная  работа – рисунок  «Книга осени»;  игра «Неизвестное об известном»; коллективная работа – аппликация «Листопад в ладошках»; игра-путешествие  «По лесным тропам»; конкурс рисунков «Зимний лес». Акция «Помогите птицам!» (изготовление кормушек). Творческая работа «Сочиняем загадки о Земле и её обитателях», и др.

               Мои воспитанники с удовольствием принимают активное участие  во всех экологических конкурсах и акциях, которые проходят в районе и республике и занимают призовые места : ежегодный муниципальный конкурс «Защитим лес», «Экология .Дети .Творчество», конкурс экологического плаката, « Неопалимая Купина» , «Звезда Спасения».

        Всегда нахожусь в поиске новых, более эффективных методов работы. Сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств позволяет создавать рабочую атмосферу на занятиях, развивает творческие способности школьников, формирует умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания.

            Ведущей тенденцией занятий в группе продлённого дня является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологические викторины и др.). Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

Также в своей работе затрагиваю такие направления как нравственное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, так как ребенок должен развиваться по всем направлениям.

Результативность опыта

Результативность моего опыта состоит в том, что получив определенные экологические представления на мероприятиях, у детей появилось желание защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Они стали бережнее относиться к природе.

В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем селе, районе, республике.

1.     Возможность тиражирования.

                                 

 В целях обмена опытом с коллегами провожу внеклассные мероприятия, выступаю на заседаниях ШМО и РМО учителей  начальных классов, педагогических советах, на районных августовских педагогических форумах.

Свой материал размещаю  на сайте МБОУ «Комсомольская СОШ№ 2» Чамзинского муниципального района ,личном сайте и страницах педагогических сообществ.

 

e-mail parchajkina.natalya2013@yandex.ru

http://kom2cham.schoolrm.ru/

https://proshkolu.ru/user/parchajkina38/

http://parchajkina.ucoz.ru/admin/

https://infourok.ru/user/parchaykina-natalya-nikolaevna/

https://nsportal.ru/parchajkina

 

 

 

Конспект внеклассного занятия в группе продленного дня «Правила поведения на природе»

Цели:

·                     помочь детям осознать свое отношение к природе, вывести правила поведения в природе,

·                     помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться,

·                     дать им представление о нравственной стороне отношения к природе.

Оборудование: мультимедиа с презентацией, магнитофон с голосами птиц, картинки с изображением птиц, детские работы.

Сегодня на нашем занятии мы поговорим о природе и правилах поведения в ней.

Как  вы понимаете, что такое природа? Что входит в это понятие? ( Ответы детей)

Посмотрите!

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года

-это все вокруг-…

 

Мир природы чудесен и прекрасен, чтобы эта красота была всегда, мы должны природу… (любить и беречь). А чтобы правильно уметь её беречь, нужно знать правила поведения. (в природе). А вы знаете правила поведения в природе? Вот сейчас мы и проверим.

— Послушайте, пожалуйста, рассказ о том, как дети отдыхали в воскресенье в лесу.

Пришли дети в лес без взрослых. По дороге к большой поляне они слушали громкую музыку. На привале наломали веток, еле разожгли костер. Поиграли, поели. Побросав пакеты и банки, сытые и довольные пошли домой. Огни костра подмигивали на прощание. На поляне нашли маленького ежика, подумав, что его бросила мама, забрали с собой. С охапкой лесных и полевых цветов, отдохнувшие, дети вернулись домой.

— Как вы считаете, правильно ли вели себя дети на природе?

Сегодня в ходе занятия мы и должны вспомнить с вами правила поведения на природе и понять, почему надо к ней бережно относиться. Отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи
В зеленый дом —
Чудеса увидишь в нем!(лес)

— В тексте загадки звучит приглашение.

— Какое приглашение вы услышали?

— Давайте мы воспользуемся этим приглашением и совершим прогулку по лесу.

(Слайд и одновременно звучат голоса птиц)

 

Выведение правил поведения в лесу

— Представьте, что мы с вами находимся в лесу.(немного послушать птиц)

— Что такое лес? (Это место обитания зверей и птиц.)

— Значит, когда вы приходит в лес, какие правила поведения в лесу должны вспомнить?

— Громко не разговаривать.

— Не играть в шумные игры.

— Не нарушать покой обитателей леса.

— Не включать музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Беседа о бережном отношении к птицам

(Слайд гнезда на деревьях)

 

 — Что вы увидели на деревьях? (Гнезда птиц)

— Для чего они нужны? (Чтобы выводить птенцов)

— Значить что дает лес для птиц? (Жилье и пищу)

— А птицы нужны лесу?

— Зная все это, какие правила поведения нужно помнить ? (Не разорять птичьих гнезд. Охранять и бережно относиться к птицам.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Зимой птицы, которые остаются у нас на зиму, прилетают ближе к жилью человека.

— Зная это, что мы делали зимой для птиц?

— О чем предупреждает человека Валентин Берестов?

Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они, 
На планете мы останемся одни.

 Беседа о пользе леса для человека.

— Человек в природе занимает особое место. Человек – единственное создание природы, наделенное разумом. Благодаря своим познавательным способностям, он изучил законы природы и подчинил их своей воле.

— Что получает человек от леса? (Получает дрова, материал для стройки, для приготовления мебели, собирает ягоды и грибы. Но еще и любуется красотой природы и отдыхает на природе)

 

 

 

 

 

 

 

Учитель:

Белобокая сорока
Прилетела из далека.
Не сказала где была,
Но зато, она, ребятки,
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла

11. Загадывание детьми загадок.

— Какие загадки про птиц вы знаете? (Дети загадывают загадки)

Он серенький на вид
Но пением знаменит. (Соловей)

Черный, проворный,
Кричит: “Крак”
Червякам враг. (Грач)

Не ворона, не синица, —
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось в лесу “ку-ку”. (Кукушка)

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет.
Прославили в стихотворениях. (Жаворонок)

Он прилетает каждый год.
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)

Рано-рано на рассвете
Средь листвы затрепещит,
То споёт на зависть флейте,
То, как кошка, запищит. (Иволга)

. Беседа о бережном отношении к растениям.

(Слайд – цветочная поляна)

— Перед нами цветочная поляна. Выразите словами свое восхищение этой красотой. Как красиво здесь! Столько цветов! И т.д.

— Глядя на эту красоту, какие важные правила вам сразу же пришли в голову? (Цветы рвать нельзя)

 

— Почему?

— Штундер Д. завершит наш разговор по этому моменту урока.

Стихотворение “Если я сорву цветок”

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок, 
Если мы сорвем цветы,
То исчезнут все они 
И не будет красоты.

. Бережное отношение к насекомым

— А сколько насекомых летает по поляне! (Слайд)

 

— Почему они летают именно над цветами? (Они питаются нектаром растений)

— А насекомые полезны для цветов?

— Какое следующее правило вы бы назвали? (Не лови насекомых)

 

 

 

 

 

 

 


10. Физминутка

Только в лес мы пошли. 
Только в лес мы пошли, 
Появились комары,
Дальше в лес мы шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее. 
Раз – два, раз – два – 
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса. 
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, 
Непоседе шалунишке.

 


Теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Экологический светофор».

Сигналы этого светофора означают то же, что и на проезжей части дороги. А вы знаете, что означают цвета у светофора на проезжей части? Давайте вспомним (показываю фишки)

И в природе есть такие сигналы.(Слайд) Прочитаем вместе:

Красный свет природе вред!

Жёлтый — осторожно!

Свет зелёный как красиво!

Скажет лес тебе спасибо!

Итак, красный свет в природе что означает? зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.

Жёлтый свет будь осторожным, может возникнуть опасность.

Зелёный свет — это когда мы для природы делаем добрые дела.

Перед вами фишки, вы берёте и показываете ту, которую считаете нужной

Такая ситуация: мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке.

Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а что нужно обязательно выложить.

Мальчик взял:

                Нож, чтобы содрать бересту с берёзы для разжигания костра (к)

                Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра (к)

                Магнитофон, чтобы послушать новые записи (к)

                Небольшое ведро, чтобы полить деревья, которые он посадил прошлый раз по краю оврага (з)

                Пакет с хлебом, для уток, живущих на озере (з)

                Сачок для ловли бабочек (к)

                Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей (ж)

Молодцы ребята, знаете что надо брать в лес, чтобы не навредить природе.

Вот такие правила поведения на природе мы вспомнили:

— Громко не разговаривать!

— Не нарушать покой обитателей леса.

— Не включать музыку!

— Не разоряй птичьих гнезд!

— Зимой подкармливай птиц!

— Цветы рвать нельзя!

— Не лови насекомых!

— В лесу, на берегу реки не оставляй после себя мусор!

— Оберегай лес от пожара: не разжигай костров!

— Любить природу- значит беречь ее!

 

Хотелось бы, чтобы вы об этих правилах не забывали и напоминали окружающим вас людям. Ведь то, какой будет наша планета — Земля, зависит от каждого из нас людей.

 

Послушайте стихотворение ( читает ученик)

Давайте люди дружить друг с другом

 Как птицы с небом, как ветер с лугом.

Как парус с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.

Давайте, люди, любить планету,

Во всей Вселенной похожей нету

ВЫВОД: Любить и беречь природу надо потому, что птицы, растения и животные, которые нас окружают, делают нас добрее, счастливее. Если бы не было их, не было бы и самой природы. Ведь если мы будем уничтожать, засорять природу, то будут болеть и животные, и люди.(Слайд)

Рефлексия.

Вы хотите видеть нашу планету красивой?

А что и кто украшают её? ( птицы, растения )

Посмотрите, что у меня на доске? (планета Земля)

Давайте оживим нашу планету, сделаем её ещё красивее.

У вас на столах лежат картинки, возьмите их и украсьте ими нашу планету.

Цветы, деревья ,птицы, бабочки, рыбы.

Ребята, а чего не хватает нашей планете, чтобы птицы радовались и пели, цветы и деревья росли..

(Солнце)

Чтобы наша планета оставалась всегда вот такой красивой, что мы должны делать?

Желаю вам, чтобы природа всегда оставалась для вас хорошим другом! В свою очередь и вы должны быть достойными друзьями для неё. На память я дарю вам памятки поведения в природе. Берегите и любите природу! Спасибо за работу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

                 ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

 

 

 

 

 

×
×