Автор: Савельева Ольга Анатольевна
Савельева Ольга Анатольевна
Статья«У истоков чтения»
В наше время многие семьи потеряли «вкус» к семейному чтению, современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. В прошлом родители доставали детские книги, простаивали за ними в очередях в магазинах, собирали макулатуру, чтобы получить талон на приобретение книги. Книги доставались нелегко, поэтому детям прививалось уважительное, даже трепетное отношение к книге, без которой порой жизни не мыслили.
Чтение – это гораздо большее, чем механическое складывание слов в предложения. Чем больше к моменту чтения у ребенка накопилось собственного прожитого и прочувствованного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат. Если малышу приходилось чистить плоды авокадо, есть их, сажать семена этого растения, поливать росток, ухаживать за ним, следить за его ростом, то прочитать слово «авокадо» ему будет несравненно легче
По мнению М. Коула, а также известных отечественных авторов Д. Б. Эльконина, Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман и др., в домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить и говорить.
Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующиеусловия:
— родители должны подавать пример детям, читая книги, газеты, журналы;
— желательно посещать библиотеку, где дети могут полистать, посмотреть и выбрать интересные для них книги;
— дома у ребенка должно быть достаточно материалов для чтения: книг, журналов, обучающих игр;
— обстановка дома должна быть спокойной. Во время занятий с детьми родителям нужно быть терпеливыми;
— надо регулярно читать вслух малышу детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рассказы, считалки и потешки. Желательно выбирать для этого книги с хорошими иллюстрациями, яркими картинками;
— при отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребенка: рассказы о животных, цирке, путешественниках;
— использовать любую возможность для общения с ребенком, отвечать на все его вопросы о книгах, героях произведений;
— для содержательного общения с ребенком устраивать экскурсии, прогулки, поход в театр, музей, цирк, на выставки. При этом обсуждать увиденное, что способствует развитию речевого общения;
— способствовать речевому творчеству ребенка. Записывайте сочиненные им рассказы, сказки, истории, стихи. Пусть малыш сам диктует свои рассказы;
— сделайте для ребенка карточки с повседневно употребляемыми словами.
— время от времени показывайте употребленное ребенком слово написанным на карточке;
— разрешайте детям свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами, линейкой;
— разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным ипонятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание;
— для того чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой. Пусть ребенок читает ровно минуту, посчитайте, сколько слов он успевает прочесть за это время. К своим успехам он будет относиться столь же ревностно, как к меткам роста на двери.
Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке. Сближают родителей и детей не только совместная покупка книг,но и их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке. Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.
Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в дальнейшем будет проявлять любознательность, интерес к разнообразной и содержательной информации. А большую часть интересной информации, знаний об окружающем мире можно почерпнуть главным образом из книг. Только в обстановке, способствующей интеллектуальному и нравственному развитию, может вырасти увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.
«Чтение — вот лучшее учение»,- гласит русская пословица. Человек, любящий читать, — это счастливый человек.
Важно помнить ,что существуетНесколько «НЕ» для родителей,которые хотят приучить своего ребенка к чтению:
— Не спешить;
— Не торопить;
— Не подгонять ребенка;
— Не стремиться достичь своего любой ценой;
— Не наказывайте ребенка чтением, запрещая ему пользоваться любимым делом;
— Не сравниваете успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
Литература:
В.В. Волина «Занимательное Азбуковедение» Москва «Просвещение»
Т.Е. Ковригина Занимательное обучение чтению Волгоград «Учитель»