8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Круглый стол «Ребенок имеет право»

Автор: Абзалова Инира Маратовна

Круглый стол «Ребенок имеет право»

 

Цель: Формировать у родителей представления о системе законодательства в области прав ребенка.

Задачи:

  1. Способствовать педагогическому просвещению родителей.
  2. Раскрыть содержание правового воспитания.
  3. Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье.

 

ХОД

                                                                                              

     Основные международные документы, касающиеся прав детей:

              I.            Декларация прав ребенка(1959).

           II.            Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

        III.            Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

В нашей стране, кроме этих документов принят ряд законодательных актов:

              I.            Семейный кодекс РФ.

           II.            Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

        III.            Закон «Об образовании».

В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Ст.65 п.1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».

В 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”. В 1990 году она была ратифицирована Россией и вступила в силу 1 октября 1990 года.

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

“Конвенция о правах ребенка” имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. В нем государства рассматривают детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права. Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его “в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства, солидарности”.

Сама постановка вопроса о правах детей и их соблюдения отражает изменения в системе образования и, прежде всего, в сфере отношений между основными участниками образовательной деятельности: детьми, родителями, педагогами. Родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Уважаемые родители, каждый человек, конечно, имеет свои права, но пользоваться ими может, не нарушая прав другого человека. Уважать права других людей – обязанность каждого человека.

Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей. Мы же с вами часто даже не советуемся с ребенком, как он сам хочет разрешить ту или иную ситуацию, не раздумывая, иногда сгоряча, совершаем действия, которые влекут за собой необратимые последствия. Иногда эти последствия влекут за собой правонарушения наших детей.

ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ 

На выбор для своих детей форм образования и видов образовательных учреждений. 

На ознакомление с Уставом образовательного учреждения.

На ознакомление с ходом и содержанием воспитательного и образовательного процесса. 

При возникновении спорных вопросов обсуждать их с руководством образовательного учреждения. 

Требовать соблюдения прав ребенка.

На полную информацию об образовательном процессе.

ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ 

Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психологическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию. 

Следить за внешним видом, поведением своих детей.

Обеспечивать ребенка всем необходимым для посещения образовательного учреждения.  Выполнять Устав образовательного учреждения.

Обеспечивать базу в меру своих способностей и финансовых возможностей для всестороннего развития ребенка (на посещение театров, музеев, выставок и т.д.). 

Регулярно посещать родительские собрания.

Соблюдать внутренний распорядок образовательного учреждения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Давайте прислушаемся к словам В.Г.Белинского: “На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался,
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.
1.Какие законодательные акты были приняты для создания декларации прав ребенка на защиту?
(Согласно Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Был принят ряд законодательных актов — Семейный кодекс РФ, Закон «Об образовании», Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»)

2.Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка:

•  У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в свое время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью.

( В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации, и принимает необходимые меры по защите его прав).

•  Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его наилучшим интересам. ( В соответствии со статьей 9 ребенок имеет право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранить связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими).

3.Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья и т.д.) могут влиять на неодинаковое использование детьми своих прав?

а) таких различий нет +

(Согласно статье 2 все права распространяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.)

б) национальная принадлежность

в) состояние здоровья

4.Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?

а) педагоги

б) родители +

(Согласно статье 18 родители совместно несут основную ответственность за воспитание ребенка. Государство должно оказывать им надлежащую помощь.)

в) члены правительства

5.На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?

а) на благотворительные организации

б) на иностранных спонсоров

в) на государство +

(Согласно статье 20 государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждение по уходу за детьми.)

6.Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:

а) не указана в официальных справочниках

б) может мешать образованию и вредить здоровью +

(Согласно статье 32 ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования или развития. Государство должно установить минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда.)

в) не соответствует интересам и склонностям ребенка

7.ООН считает человека ребенком от рождения до:

а) 16 лет

б) 18 лет +

(Согласно статье 1 ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.)

в) 19 лет

 

Условия таковы: каждой команде по очереди будут предлагаться короткие отрывки или фразы из литературных произведений. Вам надо назвать:

 

* Литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора, если такой есть. Заодно мы увидим, как наши родители знают детскую художественную литературу.

* Назвать статью, которая, по вашему мнению, подходит к данному литературному произведению. Конвенция о правах ребенка, о которой мы сегодня говорим, лежит у вас на столах. Как известно, лучше запоминается то, что вызывает в памяти человека какие-либо ассоциации. Вот сейчас и увидим, какие ассоциации с литературными произведениями вызовут у вас статьи Конвенции.

 

***

1. «И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: А король-то голый! — Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! — сказал его отец. — Ребенок есть ребенок. Он всегда для своей должности годится, значит, он говорит правду.»

(Г.Х. Андерсен»Новое платье короля»)

Статья 13

— Ребенок может думать совсем не так, как взрослые, и все, что думает, высказывать вслух или написать. И не надо ему говорить, как любят некоторые взрослые: «Мал еще, помалкивай!» Ну и что, что мал, ведь, бывает,- и взрослые ошибаются! Но в статье есть оговорка: ребенок может свободно выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет. Ведь бывают такие дети, которые любят дразнить, обзывать других людей. Вот видите, не любят страны — участницы, когда дети грубят.

***

2. «Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую.

И привез гонец хмельной

В тот же день приказ такой:

Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод

Тайно бросить в бездну вод».

 Статья 16 (зачитывают).

— Другими словами: никто не имеет права читать чужие письма. Переписка двух людей — это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. Вот и в сказке о царе Салтане те, кто нарушил тайну переписки, были наказаны.

***

3. Матушка, сестры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?

— Ха-ха-ха! Что тебе замарашке делать в королевском дворце?»

(Ш. Перро «Золушка»)

  Статья 31.

—   Иными словами, ребенок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети мира очень любят играть, веселиться, петь, танцевать. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и считают, что детские игры — это пустяки, что надо заниматься только серьезными делами. Детские игры — это вовсе не пустяки! Ведь в некоторых странах дети вынуждены работать, потому что приходится помогать родителям прокормить семью. Кроме того, некоторые родители чересчур перегружают детей, хотят, чтобы, кроме школы, их ребенок ходил заниматься музыкой, и на занятия иностранным языком, и в спортивную секцию… И забывают, что право на отдых, на игры, на праздники записано в Конвенции о правах ребенка.

***

4. — Ничего! Ничего! — сказала фрекен Бок. — У меня и дети, и собаки быстро становятся шелковыми». (А. Лингрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»)   

 Статья 19.

— Родители, воспитатели, учителя должны уважать детей, быть добрыми, терпеливыми. Если ребенок балуется или плохо учиться, его нельзя оскорблять, обзывать, а тем более бить.

***

5. «Только бедного утенка, который вылупился позже других и был такой странный и непохожий на других, задевали решительно все. Его клевали, толкали и дразнили не только утки, но даже и куры. (Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»)     

 Статья 8.

— Иными словами, ребенок не обязан быть как все. Если ребе нок чем-то не похож на других, никто не имеет права переделывать его. Дети бывают разные: худенькие и толстые, рыжие и лопоухие, «шустрики» и «копуши», веселые и плаксы… И если этим они отличаются от других — не беда! Если ребенок особенный, пусть таким и остается. И мы должны любить и уважать его таким, какой он есть! Я хочу рассказать вам одну историю. Жил когда-то в стране Дании странный мальчик: длинный, нескладный, некрасивый. Он был сыном сапожника, но мечтал стать поэтом. Он вечно думал о чем-то своем, в мечтах путешествовал по разным удивительным странам, не замечая, что все над ним смеются. Потом мальчик вырос, но остался в душе все тем же странным ребенком. Теперь его знает весь мир, и все дети мира любят его сказки. Его имя Ганс Христиан Андерсен. И сказку про гадкого утенка он написал, вспоминая свое детство. А он ведь был вовсе не плохой, этот гадкий утенок, просто он был не такой, как все.

***

6. «Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи. Искала-искала не нашла и говорит Ивану-царевичу:

«Ах, Иван-царевич, что же ты наделал!»

(р.н. сказка «Царевна-лягушка»)

Статья 16.

— Иными словами: ребенок, как и любой другой человек, имеет право на свою личную жизнь, свою тайну. Конечно, нам взрослым, особенно родителям, не все равно, с кем дружит ребенок, где бывает, как одевается, о чем шепчется со своим другом. Родители могут посоветовать, убедить, объяснить ребенку, что им не нравится в его поведении. Но никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему, указывать: «С этим не дружи! Такую музыку не люби! Думай только так, а не иначе!»

***

7. «Послала мачеха сироту в декабрьскую стужу в лес. — Иди; — говорит, — и без подснежников не возвращайся».

(С. Маршак «Двенадцать месяцев»)

Статья 20.

— Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей. Здесь говорится о сиротах или детях, чьи родители лишены родительских прав. К сожалению, в нашей стране таких детей не становится меньше. Бывают родители, которым страшно доверить ребенка: пьяницы, наркоманы, психически неполноценные. В этих случаях растить и воспитывать детей должно государство. Но, конечно же, семья, хотя бы и не родная, для ребенка лучше, поэтому детей усыновляют, но государство обязательно должно проверять условия, в которых живут такие дети.

***

8. — Плаваешь, глупая, ныряешь? Ныряй, ныряй, а я тебя все равно съем! — Выходи лучше сама! — сказала Лиса». 

(Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»)   

Статья 23.

— Больному ребенку должны быть доступны все радости, всё хорошее, что есть у здоровых детей. И государства — члены ООН обещали постараться вылечить таких детей, помочь их родителям найти лекарства и врачей. Если болезнь неизлечима, государства обещали выделять деньги на специальные школы, где детям помогут адаптироваться к жизни: слепых научат читать, глухонемых — говорить и т.д.

***

9. — Рубите ей голову! — Крикнула Королева. — Пусть выносят приговор, а виновата она или нет — потом разберемся!»

(Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»)

 Статья 40.

— Любой человек, в том числе и ребенок считается невиновным до тех пор, пока не докажут, что он виноват. Один человек не имеет права признать другого виновным, осудить, а тем более наказать. Это может сделать только суд. В суде у человека, которого обвиняют, должен быть защитник (адвокат), который будет ему помогать.

***

10. «На следующий день папа Карло купил сыну Азбуку с крупными буквами и цветными картинками и отправил сына в школу».

 (А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).  

Статья 28.

— Да, каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. А государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, чтобы не получилось, как в сказке про золотой ключик!

 

 

 

На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка, и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.

Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.

 

Я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Разрешается или запрещается». Сейчас мы проверим, вашу внимательность. Вы должны дать верный ответ словами: «разрешается» или «запрещается».

 


Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго… запрещается.

 

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить-

Это… разрешается.

 

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел — лечиться.

Это… разрешается.

 

 

 

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа…запрещается.

 

Дома маме помогать,

Старших уважать,

Малышей не обижать …разрешается.

 

Если что-нибудь не так

В делах получается

Слушать мнение ребенка ….разрешается.


Давайте прислушаемся к словам В.Г.Белинского: “На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался, прежде всего, человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей людьми…”. В.Г.Белинского:

×
×