Исследование на уроках русского языка и литературы.

Автор: Клочкова Татьяна Васильевна

              Исследование на уроках русского языка и литературы.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 с.Александров-Гай

Клочкова Т.В.

    В Концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.

     Использование исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время приводит, на мой взгляд,  к развитию  творческого потенциала и природных способностей учащихся; созданию условий для обретения каждым учеником универсальных умений и навыков деятельности; созданию на уроке ситуации «успеха»; подготовке ребят к жизни в современном мире, которому свойственно наличие проблемных ситуаций в различных сферах деятельности человека.

    Исследовательская деятельность — это  деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи, и предполагающая наличие основных этапов, характерных  для исследования в научной сфере: выбор темы, работа с источниками информации, выдвижение гипотезы, сбор фактического материала, систематизация и обобщение полученных данных, подготовка и защита проекта.

Исследовательская деятельность  позволяет решить многие задачи, стоящие перед современной школой.

    Во-первых, она изменяет суть преподавания: ученик не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам; учитель же руководит, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося.

   Во-вторых, доля самостоятельности ученика в учебной деятельности увеличивается, что в сою очередь повышает качество обучения и делает знания учащегося более прочными.

   В-третьих, результатом исследовательской деятельности становится определённый «продукт»: доклад, реферат, исследовательская работа, проект, макет, изделие, выполненное руками учащегося и т.п. Всё это позволяет исследователю заявить о себе, представить свою работу не только на уроке, но и на конкурсе, фестивале, семинаре, научно-практической конференции.  

   Обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется мною уже с 5 класса. Учебник русского языка под редакцией С.И.Львовой включает ряд упражнений, позволяющих учителю практически на каждом уроке использовать исследование. Поэтому на своих уроках я часто предлагаю ученикам провести мини–исследования на следующие темы:

 «Фразеологизмы. Значения фразеологизмов»(5-6 классы),

 «Логотип.Аббревиатура»(7 класс),  «Частица не в пословицах» (5 класс).Подобные мини-исследования проводятся на этапе закрепления материала и являются отдельным этапом урока. Но часто при изучении сложных тем исследование занимает практически весь урок, превращая его в урок-исследование. Например, 7 классе урок русского языка на тему «Наречие как часть речи» представляет собой урок-исследование, где учащиеся под руководством учителя самостоятельно добывают знания об одной из самых сложных частей речи русского языка.. В течение урока учащиеся выполняют лингвистическое исследование.

Далее представлен фрагмент этого урока.

Организация работы в группах (10 минут)

— А сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

Задание: проведите небольшое лингвистическое исследование предложенного текста и на его основе найдите ответы на поставленные вопросы; подготовьте выступление, оформите свои выводы схематично в тетрадях (это может быть кластер)

1 группа – выясняет, что обозначает наречие и на какие вопросы отвечает?

2 группа – определяет морфологические свойства наречий.

3 группа – определяет синтаксическую роль наречий в тексте.

Далее следует выступления групп (10 минут).

Практическая работа (закрепление изученного)

Спишите предложения, вставляя пропущенные слова

1) Наречие — _____ _____ часть речи.

2) Наречие никогда не _________.

3) У наречий никогда не бывает _________.

4) В предложении наречие чаще всего является _____________.

Главная ценность такого урока заключается в том, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными и остаются с учеником надолго. 

  Необходимо отметить, что исследование может проходить и через всю тему, охватывая ряд уроков. Примером может служить изучение комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»( 8 класс). На первом уроке изучения комедии учитель предлагает прослушать диалога городничего и Хлестакова . Это диалог поможет привлечь максимум внимания к этому «ревизору». Здесь перед учащимися возникает закономерный вопрос: ревизор ли Хлестаков? Кто же этот Иван Александрович Хлестаков?  Учитель предлагает обсудить алгоритм выполнения  работы, в котором будут отражены все основные этапы деятельности ученика. И далее подробное исследование текста поможет ответить на этот проблемный вопрос.

  В ходе исследования появятся и многие другие проблемные вопросы. Например: Почему и чего так боится городничий? О чем мечтают герои комедии?  Конечно, данная работа не может быть проделана на одном уроке. Но на уроке она обязательно должна быть начата совместно с учителем. Выводы же, к которым придут ученики, обязательно должны быть сформулированы в письменном виде. Ученики должны сообщить о результатах своих исследований и получить адекватную оценку своей деятельности. Ведь главная цель – образовательный результат, развитие у учащихся исследовательского типа мышления.

   Таким образом, приобщение школьников к проведению исследований художественных текстов на уроках литературы, русского языка и во внеурочное время способствует воспитанию активности личности в самостоятельном обучении и как следствие –   её творческую самореализацию.

Литература:

  1. М.Г.Качурин “Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы”, С-П., 2009
  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.– М.: Народное образование, 2001.
  3. Савичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции.// Народное образование, №10, 1999.
  4. Универсальные поурочные разработки по литературе.8 класс.-М.: «ВАКО», 2006

 

×
×