Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 29 «Малышка» Согласовано Зам.Зав.по УВР Бидова С.М. ___________ Ноябрь 2017 года Социально значимый долгосрочный проект: «Под защитой закона- право есть и у меня!» Авторы проекта: Учитель-логопед Кукиева И.А Воспитатель Кюрджиева М.С. Воспитатель Куржиева О.С. Педагог-психолог Осипова Л.В. 2017-2018 учебный год Название проекта «Под защитой закона- право есть и у меня!» Тип проекта Социально-значимый, информационный, практикоориентированный Возраст детей 5-6 лет Участники проекта Приглашенные гости Родители детей группы № 7, дети группы № 7, воспитатель , учитель-логопед, педагог-психолог. Представитель РЖД, представитель центра социальной защиты населения, медицинский работник, руководитель учреждения Продолжительность проекта Долгосрочный С 1.11.2017- 25.05.2018года Раздел программы Проект охватывает все образовательные области Актуальность Правовое воспитание детей и защита их прав – это самая актуальная проблема XXI века во всём мире и объясняется она рядом причин: -социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях; — институт семьи и брака в России становится всё менее популярным; — снижается воспитательный потенциал семьи. В течение последних лет тенденция увеличения числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Растёт число безнадзорных детей, детей улиц, подвалов, чердаков. Но самое страшное, что эти так называемые «социальные сироты» — сироты при живых родителях. Сейчас активно обсуждаются проблемы домашнего насилия. Существуют страшные факты жестокого обращения с детьми. Родители нередко используют методы физического воздействия и психологического давления на ребёнка. В неполных семьях физическую агрессию применяют чаще, чем в полных семьях. Очень часто в последнее время средства массовой информации извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина этого не в отсутствии законов, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются. В следствие продолжающихся кризисных явлений в общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти местного самоуправления, военного управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. «Любовь в родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, её истории, прошлому и настоящему», — писал академик Д. С. Лихачёв. Сегодняшние дети – это наше будущее, это будущее нашей страны. Какими мы воспитаем их? Цель Сформировать у родителей и детей азы социально-нравственного сознания и правовой культуры . Задачи 1. обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности; 2. ознакомить детей с учетом возрастных особенностей с основными документами по защите прав человека; 3. формировать чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности; 4. воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности; 5. воспитывать любовь к семье, родному дому, детскому саду, городу; 6. развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины. 7.Выявить у родителей уровень осведомленности в вопросах правового воспитания детей; 8.Вооружить родителей знаниями в вопросах правового воспитания; 9.Развить у родителей инициативу, заинтересованность в вопросах правового воспитания; 10.Повысить уровень детско-родительских отношений; Предполагаемый результат * Повышение уровня осведомленности в вопросах правового воспитания у родителей. * обеспечение детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности; * Повышение уровня психоречевого развития детей группы — Положительные изменения в коллективе сверстников и родителей. — Приобретение социокультурного опыта и азов социальной компетентности в различных жизненных ситуациях с детьми и родителями. — Развитие у дошкольников основ правового и патриотического воспитания, чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод. — Формирование ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово, толерантности терпимости к чувствам близких, окружающим людям. План проведения проекта: «Под защитой закона- право есть и у меня!» Дата мероприятие Задачи Участники Ноябрь 2017г. 1.Анкетирование родителей « Что мы знаем о правах?» Анализ анкетирования 2.Подбор информационного и наглядного материала для реализации проекта 3. Формирование картотеки игр по правовому воспитанию 1.Выявление уровня осведомленности родителей в вопросах правового воспитания. Родители группы воспитатель воспитатель логопед воспитатель Декабрь 2017 1.Занятия с педагогом-психологом по развитию эмоциональной сферы у детей 2.Подготовительный этап к викторине « Права сказочных героев» 3. Творческое задание для родителей « Мир в ладошках» 1.Формировать у детей устойчивое эмоциональное состояние. Улучшить эмоционально-волевую сферу у детей. Расширение и углубление знаний детей по теме « Право» Обогащение знаний по содержанию и действию в сказках, участвующих в викторине: «Красная шапочка», « Колобок», «Заюшкина избушка», « Три поросенка» ит.д. Активизировать родительскую позицию во взаимодействии с ДОУ Улучшить детско-родительские отношения. Дети групп № 7, Педагог-психолог Дети групп № 7, Учитель-логопед Воспитатель Воспитатель Родители Январь 2018г. 1.Игротреннинг с родителями « Здоровье детей в наших руках» 2 Проведение викторины « Права сказочных героев» Повысить уровень психоречевого развития детей. Научить детей анализировать, высказывать свое мнение, доказывать собственные суждения; Научить детей находить ситуации в представленных сказках, при которых нарушались права сказочных героев. Воспитатель Родители Педагог-психолог Дети группы №7 Учитель-логопед Февраль 2018г. 1. Изготовление рукотворной книги « Мой дом, мой адрес» 2.Проведение деловой игры с родителями «Под защитой закона-право есть и у меня!» Оформление выставки 3.Проведение промежуточного анкетирования для родителей Закрепить у детей основные знания : -фамилия -имя -отчество -город, в котором живешь -адрес Закрепить у детей и родителей знания о правах ребенка на имя, фамилию, дом. Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека *Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье *Раскрыть содержание правового воспитания *Развивать у родителей инициативу, творчество при выполнении заданий. Изучить оказанное воздействие проведенных мероприятий по правовому развитию Дети группы №7 Учитель-логопед Родители Воспитатель Учитель-логопед Родители Педагог-психолог Воспитатель Учитель-логопед Родители Март 2018г. 1. « Уроки безопасности» Встреча детей с сотрудником РЖД 2. Совместная работа с детьми: « Коллаж. Я имею право на…» Научить детей правилам поведения на железной дороге. Расширить и углубить знания детей о безопасности. Развивать психо-речевое развитие детей; Повысить у детей чувство коллективизма; Продолжать развить у детей мелкую моторику; Научить детей выбирать тематически ценные картинки, объяснять свой выбор. Сотрудник РЖД Дети группы №7 Воспитатель Учитель-логопед. Дети групп № 7, Учитель-логопед Воспитатель Апрель 2018г. 1.Встреча с родителями « Наши права» На вопросы родителей отвечает представитель Центра социальной защиты населения и Руководитель дошкольного учреждения Игра с родителями «Путешествие по свету» 3. Работа в кружке по тестопластике Поделка « Это моё имя!» Восполнить пробелы в знаниях о правах детей и взрослых. Дать возможность родителям задать интересующие их вопросы. В игровой форме познакомить родителей с организацией и устройством дошкольных учреждений в Италии, Японии, Германии ит.д Дать возможность родителям сравнивать, рассуждать, выбирать положительные и отрицательные стороны в устроении Российской системы дошкольного образования и нашего ДОУ в сравнении с Западом. Закрепить знания детей в области основных знаний о личности. Закрепить зрительный образ буквы. Закрепить умение выделять первый звук в слове. Развивать сенсомоторное развитие у детей. Воспитатель Учитель-логопед Заведующий ДОУ Представитель Центра социальной защиты населения Учитель-логопед Воспитатель Родители Дети группы №7 Учитель-логопед Май 2018г. 1.« Право на отдых и досуг» Совместное семейное с мероприятие. 2.Проведение и анализ итогового анкетирования 3.Подведение итогов проекта 4.Оформление выставки в рамках реализации проекта 5.Размещение материала на сайте ДОУ, в интернет пространстве 6.Публикация проекта Воодушевить родителей на проведение совместного отдыха с ребенком. Устроить выставку фото-коллаж Выявить уровень полученных знаний о правовом воспитании среди родителей и детей группы. Дети групп № 7, Родители Воспитатель Учитель-логопед Воспитатель Учитель-логопед Мониторинг Диагностическая методика Е. В. Соловьевой (подготовительная группа) 1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права? 2. Как ты думаешь, что такое право? 3. Какие права есть у тебя и других детей? 4. Какие права ты считаешь самыми важными? 5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту? 6. Кто защищает права детей? 7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей? Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника. Результаты мониторинга Октябрь 2017год Высокий уровень — 0% Средний уровень — 21% Низкий уровень — 79% Май 2018 год Высокий уровень — 86% Средний уровень — 14% Низкий уровень — 2% Результаты реализованного проекта • знание педагогами и родителями основных правовых документов по защите прав ребенка; • повышение правовой культуры педагогов и родителей; • знание детьми правил здорового образа жизни; • знание детьми правил о правах, свободах и ответственности; • сформированность коммуникативных умений и навыков; знание детьми основных правовых Документов по защите прав ребенка. Литература • Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., — 2001, — 234 с. • Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г. • Гаврилина С.Ю., Кутявина Н.Г., Топоркова И.К., Щербина С.А. Безопасность вашего малыша. – Ярославль: » Академия развития «, 1997. • Герасимова С. «Каждый имеет право».//«Обруч» №5, 2001. • Григорьева Л.А. «Защитим права ребенка».//«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 11, 2008. • Данилина Т.А. «Проблема защиты прав ребенка в семье».//Управление дошкольным образовательным учреждением № 6, 2005. • Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) • Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года. • Доронова Т. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье.//Дошкольное воспитание, — №8, — 2001. • Ефимовский Е. Карусель изобретений. Мудрые науки без назидания и скуки. С — Петербург: » Комета Дуэт «, 1994. – 112 с. • Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Авт.-сост.: Е.В.Соловьева, Т.А.Данилова, Т.С.Лагода, Н.М.Степина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. • Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ЮНИСЭФ Детский Фонд ООН. • Прохорова О.Г. «Защита детства в международном праве». //Управление дошкольным образовательным учреждением № 6, 2005. • Пыжьянова Л. Г. «Права ребенка».//«Ребенок в детском саду» № 3,4,5 – 2003. • Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: » Ангстрем», 1993. • Усачев А. «Приключения маленького человечка» М.: «Самовар» 2000.

Автор: Irina-kukieva@yandex.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

          Детский сад комбинированного вида № 29 «Малышка»

 

 

Согласовано                                                                                          

Зам.Зав.по УВР                                                                                      

Бидова С.М.  ___________                                                                   

Ноябрь  2017 года                                                                        

 

 

 

 

Социально значимый долгосрочный  проект:

      «Под защитой закона-

              право есть и у меня!» 

                                  

 

 

                                                                                       Авторы  проекта:

                                                                       Учитель-логопед    Кукиева И.А

                                                                       Воспитатель           Кюрджиева М.С.

                                                                       Воспитатель           Куржиева О.С.

                                                                       Педагог-психолог  Осипова  Л.В.

 

 

                                             2017-2018 учебный год

                                       

Название проекта

   «Под защитой закона-

              право есть и у меня!» 

Тип проекта

Социально-значимый, информационный, практикоориентированный

Возраст детей

5-6 лет

Участники проекта

 

 

Приглашенные гости

Родители детей группы № 7, дети группы № 7, воспитатель , учитель-логопед, педагог-психолог.

 

Представитель РЖД, представитель центра социальной защиты населения, медицинский работник, руководитель учреждения

 

 

Продолжительность

проекта

Долгосрочный

С 1.11.2017-  25.05.2018года

Раздел программы

Проект охватывает все образовательные области

Актуальность

Правовое воспитание детей и защита их прав – это самая актуальная проблема XXI века во всём мире и объясняется она рядом причин:

социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях;

— институт семьи и брака в России становится всё менее популярным;

— снижается воспитательный потенциал семьи.

В течение последних лет тенденция увеличения числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Растёт число безнадзорных детей, детей улиц, подвалов, чердаков. Но самое страшное, что эти так называемые «социальные сироты» — сироты при живых родителях. Сейчас активно обсуждаются проблемы домашнего насилия. Существуют страшные факты жестокого обращения с детьми. Родители нередко используют методы физического воздействия и психологического давления на ребёнка. В неполных семьях физическую агрессию применяют чаще, чем в полных семьях.

Очень часто в последнее время средства массовой информации извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина этого не в отсутствии законов, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются.

В следствие продолжающихся кризисных явлений в общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России и способного отстаивать её интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти местного самоуправления, военного управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях.

В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

«Любовь в родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, её истории, прошлому и настоящему», — писал академик Д. С. Лихачёв. Сегодняшние дети – это наше будущее, это будущее нашей страны. Какими мы воспитаем их?

 

Цель

Сформировать  у родителей и детей азы социально-нравственного сознания и правовой культуры .

 

Задачи

1. обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности;

2. ознакомить детей с учетом возрастных особенностей с основными документами по защите прав человека;

3. формировать чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности;

4. воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности;

5. воспитывать любовь к семье, родному дому, детскому саду, городу;

6. развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины.

7.Выявить у родителей уровень осведомленности в вопросах правового воспитания детей;

8.Вооружить родителей знаниями в вопросах правового воспитания;

9.Развить у родителей инициативу, заинтересованность в вопросах правового воспитания;

10.Повысить уровень детско-родительских отношений;

 

Предполагаемый результат

* Повышение уровня осведомленности в вопросах правового воспитания у родителей.

* обеспечение детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности;

* Повышение уровня  психоречевого развития детей группы

— Положительные изменения в коллективе сверстников и родителей.

— Приобретение социокультурного опыта и азов социальной компетентности в различных жизненных ситуациях с детьми и родителями.

— Развитие у дошкольников основ правового и патриотического воспитания, чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

— Формирование ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово, толерантности терпимости к чувствам близких, окружающим людям.

 

План проведения проекта: «Под защитой  закона-

              право есть и у меня!» 

Дата

       мероприятие

                     Задачи

Участники

 

 Ноябрь

2017г.

1.Анкетирование родителей « Что мы знаем о правах?»

Анализ анкетирования

 

 

2.Подбор

информационного и наглядного  материала для реализации проекта

 

3. Формирование картотеки игр по правовому воспитанию

 

 

1.Выявление уровня осведомленности родителей в вопросах правового воспитания.

 

 

Родители группы

воспитатель

 

 

 

 

 

воспитатель

логопед

 

 

 

воспитатель

Декабрь

2017

1.Занятия с педагогом-психологом по развитию эмоциональной сферы у детей

 

2.Подготовительный этап к викторине

 « Права сказочных героев»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Творческое задание для родителей « Мир в ладошках»

1.Формировать у детей  устойчивое эмоциональное состояние. Улучшить эмоционально-волевую сферу у детей.

 

Расширение и углубление знаний детей по теме « Право»

Обогащение знаний по содержанию и действию в сказках, участвующих в викторине:

«Красная шапочка»,

 « Колобок», «Заюшкина избушка»,  « Три поросенка» ит.д.

 

Активизировать родительскую позицию во взаимодействии с ДОУ

Улучшить детско-родительские отношения.

 

Дети групп № 7,

Педагог-психолог

 

 

 

 

 

Дети групп № 7,

Учитель-логопед

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Родители

Январь

2018г.

1.Игротреннинг с родителями

« Здоровье детей в наших руках»

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Проведение викторины

« Права сказочных героев»

 

 

 

 

 

 

 

Повысить уровень психоречевого развития детей.

Научить детей анализировать, высказывать свое мнение, доказывать собственные суждения;

Научить детей находить ситуации в представленных сказках, при которых нарушались права сказочных героев.

 

 

 

 

Воспитатель

Родители

Педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети группы №7

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

 

Февраль

2018г.

1.     Изготовление рукотворной книги « Мой дом, мой адрес»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Проведение  деловой игры с родителями

«Под защитой закона-право есть и у меня!»

 

 

 

Оформление выставки

 

 

 

 

3.Проведение промежуточного анкетирования для родителей

 

Закрепить у детей  основные  знания :

-фамилия

-имя

-отчество

-город, в котором живешь

-адрес

Закрепить у детей и родителей знания о правах ребенка на имя, фамилию, дом.

 

 

Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека

*Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье

*Раскрыть содержание правового воспитания

*Развивать у родителей инициативу, творчество при выполнении заданий.

 

 

Изучить оказанное воздействие проведенных мероприятий по правовому развитию

Дети группы №7

Учитель-логопед

Родители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Учитель-логопед

Родители

Педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Учитель-логопед

Родители

Март

2018г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     « Уроки безопасности»

Встреча детей с сотрудником

РЖД

 

 

2.     Совместная работа с детьми:

 « Коллаж. Я имею право на…»

 

Научить детей правилам поведения на железной дороге.

Расширить и углубить знания детей о безопасности.

 

Развивать психо-речевое развитие детей;

Повысить у детей чувство коллективизма;

Продолжать развить у детей мелкую моторику;

Научить детей выбирать тематически ценные картинки, объяснять свой выбор.

 

 Сотрудник РЖД

Дети группы №7

Воспитатель

Учитель-логопед.

 

 

 

Дети групп № 7,

Учитель-логопед

Воспитатель

 

 

 

 

Апрель 2018г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Встреча с родителями

« Наши права»

На вопросы родителей отвечает представитель Центра социальной защиты населения и

Руководитель дошкольного учреждения

 

Игра с родителями «Путешествие по свету»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.    Работа в кружке по тестопластике Поделка

«  Это моё имя!»  

 Восполнить пробелы в знаниях о правах детей и взрослых.

Дать возможность родителям задать интересующие их вопросы.

 

 

 

 

 

В игровой форме познакомить родителей с организацией и устройством дошкольных учреждений в Италии, Японии, Германии ит.д

Дать возможность родителям сравнивать, рассуждать, выбирать положительные и отрицательные стороны в  устроении Российской системы дошкольного образования и нашего ДОУ в сравнении с Западом.

 

Закрепить знания детей  в области основных знаний о личности.

Закрепить зрительный образ буквы.

Закрепить умение выделять первый звук в слове.

Развивать сенсомоторное развитие у детей.

 

 

 

Воспитатель

Учитель-логопед

Заведующий ДОУ

Представитель Центра социальной защиты населения

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

Воспитатель

Родители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети группы №7

Учитель-логопед

Май

2018г.

 1.« Право на отдых и досуг»

Совместное семейное  с мероприятие.

 

 

 

 

2.Проведение и анализ итогового анкетирования

 

 

 

3.Подведение итогов проекта

 

 

4.Оформление  выставки в рамках реализации проекта

 

5.Размещение материала на сайте ДОУ, в интернет пространстве

 

6.Публикация проекта

 

 

Воодушевить родителей  на проведение совместного отдыха с ребенком.

Устроить выставку фото-коллаж

 

 

Выявить уровень полученных знаний о правовом воспитании среди родителей и детей группы.

Дети групп № 7,

Родители

Воспитатель

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

Воспитатель

Учитель-логопед

 

 

 

 

 

Мониторинг

Диагностическая методика Е. В. Соловьевой

 (подготовительная группа)

1.                Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?

2.                Как ты думаешь, что такое право?

3.                Какие права есть у тебя и других детей?

4.                Какие права ты считаешь самыми важными?

5.                Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

6.                Кто защищает права детей?

7.                Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.

Результаты мониторинга

Октябрь  2017год

 Высокий уровень — 0%

Средний уровень — 21%

Низкий уровень — 79%

 

Май 2018 год

Высокий уровень — 86%

Средний уровень — 14%

Низкий уровень — 2%

Результаты реализованного проекта

·         знание педагогами и родителями  основных правовых документов по защите прав ребенка;

·         повышение правовой культуры педагогов  и родителей;

·         знание детьми правил здорового образа жизни;

·         знание детьми правил о правах, свободах и ответственности;

·         сформированность коммуникативных умений и навыков;

знание детьми основных правовых Документов по защите прав ребенка.

 

 

 

Литература

·         Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М., — 2001, — 234 с.

·         Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 г.

·         Гаврилина С.Ю., Кутявина Н.Г., Топоркова И.К., Щербина С.А. Безопасность вашего малыша. – Ярославль: » Академия развития «, 1997.

·         Герасимова С. «Каждый имеет право».//«Обруч» №5, 2001.

·         Григорьева Л.А. «Защитим права ребенка».//«Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 11, 2008.

·         Данилина Т.А. «Проблема защиты прав ребенка в семье».//Управление дошкольным образовательным учреждением № 6, 2005.

·       Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV)

·       Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года.

·         Доронова Т. Защита прав и достоинства ребенка в дошкольном учреждении и в семье.//Дошкольное воспитание, — №8, — 2001.

·         Ефимовский Е. Карусель изобретений. Мудрые науки без назидания и скуки. С — Петербург: » Комета Дуэт «, 1994. – 112 с.

·         Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка /Авт.-сост.: Е.В.Соловьева, Т.А.Данилова, Т.С.Лагода, Н.М.Степина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.

·         Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ЮНИСЭФ Детский Фонд ООН.

·         Прохорова О.Г.  «Защита детства в международном праве». //Управление дошкольным образовательным учреждением № 6, 2005.

·         Пыжьянова Л. Г.  «Права ребенка».//«Ребенок в детском саду» № 3,4,5 – 2003.

·         Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: » Ангстрем», 1993.

·         Усачев А. «Приключения маленького человечка» М.: «Самовар» 2000.

 

 

 

 

 

×
×