Автор: Керендясева Наталия Николаевна
Количество детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом увеличивается, данные статистики заставляют нас задуматься о будущем. Поэтому работа с данной категорией детей приобретает особое значение и актуальность. Социализация является наиболее приоритетной в плане становления, самореализации и самоутверждения ребенка–инвалида в современном обществе.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, то есть посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.
Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном уровне знаний об обществе и умении достойно жить в нем. Усвоение принятых в обществе социальных норм происходит через социализацию.
Создание оптимальных условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса, позволяющего ребенку включиться в социальную среду.
Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли себя обслуживать и ориентироваться в окружающем.
Сотрудничество педагогов и родителей способствует успешной работе по формированию у детей умений и навыков для социализации их в обществе.
В образовательной программе «Учимся играя » разработан блок по социально–бытовой ориентировке для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для социализации ребенка очень важно создать развивающую среду. В данной программе используются формы и методы работы, позволяющие добиться хороших результатов и в области общения, контакта не только с ребенком, но и с его семьей.
Для успешной реализации задач данного блока родителям рекомендуется закрепить знания и умения, полученные на занятиях в домашних условиях.
· Мытье посуды.
· Переливать из одной чашки в другую. Пересыпать крупу из чашек, кувшинчиков,банок.
· Упражнения с пипеткой (краской и кисточкой): три баночки с водой разного цвета (синий, красный, желтый).
· Набирая воду пипеткой, ребенок смешивает разные цвета и наблюдает, как образуются новые.
· Стирка белья.
· Бутылочки сложить в красивую коробку, брать по одной, откручивать колпачок и ставить на стол. Получили ряд красивых бутылочек и ряд красивых колпачков. Затем обратный процесс. Можно подбирать колпачки по запаху.
· Прицепление (фиксирование) прищепок за края коробки.
Сначала с открытыми глазами, а затем на ощупь находить пары кусочков ткани разных структур (драп, шерсть, шелк, ситец и т.д.). Запомнить название, учить анализировать качество тканей (плотная, мягкая, рыхлая, тонкая, гладкая). Затем учить определять ткань на платьях и костюмах.
Для успешного осуществления домашнего трудового воспитания необходимы следующие требования:
— регулярность, посильность работ;
— очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей;
— с ребенком быть спокойным, уравновешенным, не повышать голос.
В процессе занятий развиваются знания, умения, позволяющие добиться положительных результатов в адаптации и социализации детей с ОВЗ в обществе.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.