Автор: Епанчинцева Елена Евгеньевна
«Использование импровизации в музыкальной деятельности»
.
Рекомендации разработала:
Епанчинцева Елена Евгеньевна,
музыкальный руководитель
МБДОУ №22 «Сказка»
Сургут 2018г.
«Поэт, художник, музыкант-
Такими сразу не родятся.
В любом из них зарыт талант.»
В. А. Сухомлинский
Педагогическая деятельность музыкального руководителя должна способствовать процессу создания в детском коллективе ситуации успеха для каждого ребёнка.
Создание ситуации успеха – это специально организованная деятельность взрослого, когда дети от процесса или результата своей деятельности чувствуют радость. А это может произойти тогда, когда каждый воспитанник будет уверенно чувствовать на протяжении всего занятия единственной и неповторимой полноценной личностью.
Музыкальные занятия имеют большое значение для всестороннего развития личности детей дошкольного возраста. Чрезвычайно важно для дошкольников, каким способом эти знания были освоены. Формирование успешности и самореализации моих дошколят зависит от того, насколько будут интересны и насыщенны занятия. Ведь только успех поддерживает интерес детей к учению. Для многих из них, детский сад – второй дом, где жизнь дошкольников должна быть наполнена яркими и запоминающими событиями.
На мой взгляд, одной из основных задач занятий — создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого воспитанника дарованного природой. Игровые методы и формы обучения, способствуют развитию творческих и музыкальных способностей детей. Игровые приемы – это и средство психологической подготовки к саморазвитию и самовыражению. Они помогают преодолевать различные трудности в общении с окружающими в реальной жизненной ситуации. Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенка самого себя, своих возможностей, способностей, а так же средство самовоспитания. Таким образом, игра – самый демократичный вид деятельности в условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Каждый человек от рождения обладает своим ресурсом творческих способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды. Несомненно, в формировании личности ребенка неоценимое значение имеют простейшие виды музыкальной импровизации. Музыкально — импровизационными способностями называют способности, связанные с творческой деятельностью ребёнка в области музыки. Данная методика отражает современное представление о целях, задачах, содержании, приемах музыкального образования детей, раскрывает педагогическую перспективность и особенность музыкальной импровизации на занятиях, потребность детей в самостоятельной деятельности; пробуждение любознательности, творческого интереса к музыке; развитие интуиции, музыкального воображения и фантазии; владение музыкальными возможностями и материалом в целостной творческой деятельности. С помощью импровизации, ребенок не получает готовые знания, а добывает их сам, под чутким руководством педагога, в результате собственной деятельности. Импровизационные игры с радостью открывают новый неизведанный мир детям.
Известно, путь в воспитании и развитии полноценной личности – это обращение к художественно-творческим видам музыкальной деятельности. Наиболее живая и активная форма творчества — импровизация. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Они охотно фантазируют, любят петь и двигаться под музыку, играть. Вместе с тем, дети этого возраста не способны долго удерживать внимание, занимаясь одним видом деятельности. Дети старшего дошкольного возраста, не в состоянии прослушать большое музыкальное произведение или многократно повторять песню, добиваясь идеального звучания. Именно игра должна занимать значительное место в музыкальной деятельности. Дошкольники не умеют планировать, организовывать и осуществлять различные виды работы, поэтому им свойственно стремление к свободной организации. Поэтому, я пришла к выводу, что неотъемлемой частью музыкального занятия должна быть импровизация – вид художественного творчества, но только в её элементарной форме.
Вызвать импровизацию – значит, обратить у воспитанников внимание на музыкальный материал – песню, танец, игру. Ребята, в процессе творческой деятельности овладевают различными видами музыкальной импровизации.
Музыкальная импровизация – это особый вид художественного творчества, при котором произведение создается в процессе исполнения.
На своих занятиях помогаю своим дошколятам почувствовать себя артистами, писателями, композиторами, режиссерами и т.д. Нужно только дать ребенку понять, что он в этом многогранном мире все сможет сам. На занятиях я использую следующие виды импровизации: речевую, вокальную, ритмическую, пластическую, театральную и др.
«Речевая» — знакомит с рифмой, характером и настроением поэтической фразы, дает элементарные сведения о способах пользования голосом для создания выразительного художественного образа, о передаче смыслового значения песни, посредством выразительного тона.
Музыкальные игры и задания с использованием речевой импровизации:
· «Составим речевую лесенку»
· «Придумаем начало к четверостишию»
· «Продолжим ряд имен»
· «Продолжим сказку»
· «Сочиним сказку – диалог»
· «Из сказки найдем для каждого персонажа свою интонацию ( высокую, среднюю, низкую ), придумаем новый текст»
· «Позовем друг друга в разной высотности и разным тембром»
· «Сочиним собственный вариант ответа»
· «Оживим зверей в лесу или зоопарке»
· «Озвучим рассказ по картинке» и др.
«Вокальная» — знакомит с понятиями «музыкальная интонация», «выразительные средства музыкального языка», повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, дает элементарные сведения о импровизационности песенного фольклора, развивает певческий аппарат, музыкально – слуховые представления.
Музыкальные игры и задания с использованием вокальной импровизации:
· «Исполним звуки времен года»
· «Изобразим звуки своей улицы»
· «Сочиним мелодию к загадке»
· «Выразим характер музыки посредством голоса»
· «На слог баю сочиним колыбельную кукле»
· «Пропоем свое имя или другие имена, передавая разные интонации»
· «На вопрос «Ау, где ты?» и ответ «Я здесь!» исполним музыкальный разговор с разными интонациями»
· «Заставим картину запеть»
· «Передадим в пении характер персонажа с помощью определенных интонаций»
· «Придумаем собственный вариант песни на предлагаемый текст»
· «Споем песенку – приветствие от имени сказочного героя»
· «Изобразим художественный образ при помощи голоса»
· «Исполним «зимний», «весенний», «летний», «осенний» напевы, со словами или без слов, аккомпанируя себе, щелкая пальцами, хлопая в ладоши, притопывая, отстукивая на ударном инструменте»
· «Покажем, кто как поет»
· «Придумаем песенки музыкальных инструментов на разные слоги, с разной интонацией, в разных регистрах»
· «Придумаем попевку, вопросы — ответы на слоги»
· «Сочиним музыкальное письмо другу» и др.
«Ритмическая» — знакомит с ритмом, как отражением характера музыки, с элементарными сведениями о различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности, о единстве ритма и музыкального образа.
Музыкальные игры и задания с использованием ритмической импровизации:
· «Сочиним окончание ритмического мотива»
· «Завершим ритм, используя музыкальные инструменты»
· «Придумаем к нотам имена»
· «Сочиним ритмический разговор»
· «Исполним музыкальный портрет любимой игрушке»
· «Сочиним ритмический аккомпанемент»
· «Озвучим природные звуки»
· «Сочиним мелодию в заданном жанре»
· «Сочиним мелодию, передавая настроение и характер музыки»
· «Сочиним несложный мотив в разном темпе и ритме»
· «Сочиним различные интонации, передающие настроение заданного образа»
· «Продолжим ряд имен с одинаковым ритмом»
· «Придумаем музыкальный сюрприз для друга»
· «Музыкальный вопрос – ответ»
· «Завершим прослушанную мелодию»
· «Инсценируем песню с ритмическим сопровождением» и др.
«Пластическая» — знакомит с понятием «пластическое интонирование» музыки, дает элементарные сведения о единстве пластического движения и музыкального образа.
Музыкальные игры и задания с использованием пластической импровизации:
· «Изобразим образ фантастического животного»
· «Изобразим зверей зоопарка»
· «Изобразим характер музыки посредством пластических движений и жестов»
· «Изобразим поющие руки»
· «Изобразим море»
· «Изобразим клоунов»
· «Изобразим порхание птички»
· «Оживим куклы»
· «Передадим характер персонажей несложными движениями»
· «Передадим повадки зверей»
· «Изобразим танцы заводных игрушек»
· «Озвучим рисунок»
· «Изобразим подводный мир» и др.
«Театральная» — знакомит с элементарными сведениями о единстве голоса, мимики, жеста, движения и художественного образа, с театрализацией народных попевок, закличек, потешек, песен, сказок; учит анализировать характер и настроение художественного образа, развивает фантазию, артистизм.
Музыкальные игры и задания с использованием театральной импровизации:
· «Расскажем содержание сказки, изображая героев на фортепиано»
· «Изобразим характер музыки посредством мимики»
· «Изобразим жестами разговор двух друзей»
· «Разыграем русскую народную попевку»
· «Разыграем по ролям русскую народную песню»
· «Выполним постановку музыкального спектакля»
· «Изобразим сказочных персонажей, посредством жестов и движений» и др.
Творческие задания, такие как, сочинить конец музыкальной фразы, способствуют формированию чувства уверенности, самостоятельности, эмоционального комфорта. Через звуки, образы, краски развивается наблюдательность, внимание, воображение, мышление, а также расширяются возможности одаренного ребенка. Умело поставленные вопросы педагогом, заставляют воспитанников думать, а иногда и анализировать, делать выводы и обобщение.
Нетрадиционные занятия проходят в необычной обстановке. Здесь можно окунуться в морские глубины, заглянуть в царство мыльных пузырей, познакомиться с НЛО, совершить путешествие в прекрасное далеко…
Немаловажную роль в работе с детьми играет методическое и дидактическое обеспечение. На своих занятиях использую шумовые музыкальные инструменты, азбуку музыки в играх, стихах и загадках, слайды и репродукции иллюстраций, картины о природе, DVD звуков природы, русский народный фольклор, сказки композиторов — классиков: «Океан-море синее» Н. Римский-Корсаков, «Клоуны» Д. Кабалевский, «Птички» Э. Григ и др.
Таким образом, импровизационная деятельность дает почву для воспитания креативной личности, повышает мотивацию к обучению.
Импровизация лежит в основе человеческого существования, она более свойственна человеку, чем деятельность по заранее отработанной программе. Внедрение в учебную программу импровизационного вида деятельности ведет одновременно к обучению и освоению всего комплекса музыкальных знаний, умений и навыков, а также, развитию творческих способностей детей.
Творчество – главный двигатель учебно-воспитательного процесса. Когда ребенок научится творчески импровизировать, у педагога появится уверенность, что для детей в будущем музыка станет не просто сопровождением в жизни, а главным источником вдохновения, будущей профессией или еще чем-то большим! Дети научатся по — настоящему ценить и любить музыку!
В конце своих занятий, замечаю у каждого милого дошколенка улыбку на устах, значит, я проторила еще одну тропинку для каждого из них в «светлое будущее».
Педагогическая деятельность музыкального руководителя должна способствовать процессу создания в детском коллективе ситуации успеха для каждого ребёнка.
Создание ситуации успеха – это специально организованная деятельность взрослого, когда дети от процесса или результата своей деятельности чувствуют радость. А это может произойти тогда, когда каждый воспитанник будет уверенно чувствовать на протяжении всего занятия единственной и неповторимой полноценной личностью.
Музыкальные занятия имеют большое значение для всестороннего развития личности детей дошкольного возраста. Чрезвычайно важно для дошкольников, каким способом эти знания были освоены. Формирование успешности и самореализации моих дошколят зависит от того, насколько будут интересны и насыщенны занятия. Ведь только успех поддерживает интерес детей к учению. Для многих из них, детский сад – второй дом, где жизнь дошкольников должна быть наполнена яркими и запоминающими событиями.