Автор: Никитина Светлана Ивановна
Технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон
как средство реализации системно-деятельностного подхода
в условиях реализации ФГОС ОО
Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования обусловило смещение акцентов с когнитивной парадигмы образования на деятельностную. Ученик в условиях реализации ФГОС ОО рассматривается не как обучаемый объект, а как полноправный субъект образовательных отношений. Все выше перечисленное требует от педагогов изменения подходов к постановке целей не только каждого конкретного урока, но и образовательной деятельности в целом.
В традиционной системе обучения триединая цель рассматривалась в большей мере как процесс направленного воздействия на ученика (образовательного, воспитательного, развивающего) со стороны учителя. Поэтому и цель формулировалась с позиции главенствующей роли учителя: «научить применять правило образования простого прошедшего времени в английском языке», «развивать умения монологической речи», «воспитывать чувство коллективизма» и др. Как правило, формирование предметных знаний, умений и навыков являлось первичным, а решение воспитательных и развивающих задач вторичным.
В современных условиях, когда объем информации, требуемой для обучения или профессиональной деятельности, ежедневно многократно возрастает, одних знаний, умений и навыков недостаточно. На первый план выходит умение самостоятельно добывать знания, производить отбор достоверных источников информации, анализировать, синтезировать, обобщать полученную информацию и на ее основе совершать необходимые действия (учебные – для ученика, профессиональные – для взрослого человека). Учитель должен «научить учиться», то есть создать такие условия на уроке, при которых ученик приобретет опыт самостоятельной деятельности по открытию новых знаний, постановке собственных учебных целей, планированию собственной деятельности при изучении нового учебного материала и т.д. В связи с этим существенно изменились подходы к формулированию цели урока: «создать условия для формирования представления о словообразовании в английском языке», «организовать учебную деятельность по самостоятельному составлению алгоритма образования простого прошедшего времени», «содействовать формированию навыка работы в группе при конструировании проекта плана выхода из учебного затруднения» и т.д.
Популярное в последнее время словосочетание «обучение в течение всей жизни» или «обучение через всю жизнь» стало реалией нашего времени: только постоянное самообучение и самосовершенствование позволяет современному человеку не отставать от стремительного бега времени. Именно этому умению мы должны научить наших учеников.
В основе ФГОС ОО лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Структура современного урока, удовлетворяющего требованиям ФГОС, должна содержать такие этапы учебной деятельности, которые бы обеспечивали постоянное развитие мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой сферы личности каждого ученика, и при этом оставляли бы пространство для творчества ученика и учителя. Основное затруднение, на наш взгляд, состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся, при условии, что все ученики должны достичь хотя бы обязательного уровня («ученик научится…») в освоении образовательной программы, а в идеале – продвинуться в изучении предмета гораздо дальше («ученик получит возможность научиться…»).
Технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон, которая является одной из составляющих Дидактической системы деятельностного метода этого же автора, предусматривает выполнение всех требований к организации учебной деятельности с позиций системно-деятельностного подхода. Типология уроков выстроена в логической последовательности освоения учебного материала: урок открытия новых знаний – урок рефлексии – урок развивающего контроля — урок построения системы знаний.
Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию осуществляется на этапе мотивации к учебной деятельности, с которого начинается каждый тип урока. На данном этапе учащиеся определяют свои личностные смыслы в изучении предмета в целом или конкретного учебного материала. К этому же вопросу дети возвращаются в конце каждого урока, когда на этапе рефлексии учебной деятельности оценивают свой личный вклад в общее дело, свои личные успехи и неудачи, а также определяют пути дальнейшего самосовершенствования, прогнозируют свое продвижение по теме.
Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся осуществляется также на каждом уроке, независимо от его типа, более того, учащиеся сами принимают участие в этом процессе, предлагая пути выхода из учебного затруднения, планируя учебную деятельность и выполняя проект выхода из затруднения. Данная деятельность организуется на этапах построения проекта выхода из затруднения и этапа реализации построенного проекта (урок открытия нового знания и урок построения системы знаний), этапа построения проекта формирования умений и этапа реализации построенного проекта (урок рефлексии).
Активная учебно-познавательная деятельность обучающихся обеспечивается с помощью особой организации образовательной деятельности на этапах выявления места и причины затруднения, реализации построенного проекта, первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, самостоятельной работы с самопроверкой, включения нового знания в систему знаний (урок открытия нового знания и урок построения системы знаний). На уроке рефлексии данная деятельность реализуется на этапах обобщения затруднений во внешней речи, самостоятельной работы с самопроверкой, включения в систему знаний и повторения. Урок развивающего контроля также обеспечивает организацию учебно-познавательной деятельности.
Возрастные и психологические особенности учащихся учитываются при подготовке к урокам в обычном режиме, который не отличается от традиционного подхода. Но вот индивидуальным затруднениям в учебной деятельности Технология деятельностного метода уделяет значительное внимание. Во-первых, на этапах актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в учебном действии (урок открытия нового знания, урок построения системы знаний) у ученика есть возможность не только выявить и озвучить свое затруднение, но и устранить его самостоятельно или с помощью одноклассников и учителя. Во-вторых, на этапе локализации затруднений (урок рефлексии) учащиеся выявляют личные затруднения и определяют пути выхода из него для себя лично. Вся структура урока рефлексии направлена на индивидуальную деятельность учащихся по устранению учебных затруднений, при этом дети, не справившиеся с учебным заданием, имеют возможность вернуться к нему с помощью учителя, в то время как ученики, успешно выполнившие задание, могут продвигаться дальше в собственном темпе: выполнять задания творческого характера или задания повышенного уровня сложности.
Таким образом, Технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон в полной мере отвечает требованиям ФГОС, предъявляемым к организации образовательной деятельности, а структура всех типов уроков обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода в образовании.