8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

ИНИЦИАТИВНОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС.

Автор: Шайдурова Валентина Николаевна

   На современном этапе модернизации дошкольной образовательной системы уделяется большое внимание проблеме развития самостоятельности детей. Это связано с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе.

   К проблеме самостоятельности, которая свойственна маленьким детям, обращались многие учёные в своих работах: Иванов В.Д., Маркова Т.А., Кузовкова Р.С., Буре Л.Ф., Островская Т., Гуськова В. По утверждению Теплюк С., истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребёнка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постоянно усложняющихся в игре, на занятиях и в восприятии окружающего мира.

   Самостоятельная музыкально-игровая деятельность — одна из сложных форм музыкальной деятельности. Сложность её проявления в том, что она возникает по инициативе детей и в основном происходит без непосредственной помощи педагога. Её возникновение и развитие обусловлено также стремлением ребёнка выразить свои эстетические переживания, возникающие от общения с музыкой, музыкальным искусством.

   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка.

   В разных видах музыкальной деятельности самостоятельность и инициативность связана с полученными навыками и умениями. Благодаря этому, дошкольники с удовольствием переносят их в новые условия, создавая другие варианты решения того или иного задания. Одной из важных особенностей подобного рода деятельности является то, что взрослый выступает как руководитель, учитывающий субъективные интересы, игровые потребности детей, проявляя своё руководство творчески активным, но косвенным образом. И, наконец, одной из важнейших причин выбора детьми того вида музыкальной деятельности является наличие педагогически насыщенной предметно-развивающей среды: музыкальных инструментов, игрушек, атрибутов и других средств, необходимых для её протекания и развития.

   Одним из главных педагогических условий возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей является наличие устойчивых умений и навыков в области восприятия музыки, пения, музыкально-ритмических движений и игры на музыкальных инструментах.

   Объём знаний, умений и навыков в различных видах музыкальной деятельности наши дети получают на музыкальных занятиях. При этом важно отметить, что для развития самостоятельной и игровой деятельности необходим не только достаточно широкий объём умений и навыков, но и овладение способами их широкого применения в новых условиях. На музыкальных занятиях особое внимание мы уделяем решению таких задач, как воспитание инициативы, самостоятельности, творческой активности детей, формируем при этом способы самостоятельных действий в разнообразных видах музыкальной деятельности.

Самостоятельные действия детей развиваются по определённой логике: от действий заранее запланированных педагогом (по показу или образцу, представленному взрослым) к возникновению инициативных, непреднамеренных действий (в зависимости от создавшейся ситуации), и далее – к действиям, имеющим характер импровизаций, возникающих в процессе выполнения творческих игровых заданий.

   Каждый вид музыкальной деятельности содержит свои способы действий. Так, решая задачи по развитию восприятия музыки, особое внимание рекомендуем  уделять таким способам действий, как умение самостоятельно слушать музыкальные произведения, различать характер музыки, ориентироваться в форме музыкального произведения, в музыкальных жанрах.

Развивая интерес к музыке, важно обогащать музыкальные впечатления детей, расширять музыкальный кругозор, знакомя дошкольников с музыкой разных эпох и стилей, наши дети учатся сравнивать произведения и находить адекватные способы выражения впечатлений от воспринятой музыки. Немаловажно учить детей образно, эмоционально высказываться о характере музыки, обосновывать свои предпочтения, высказывать эстетические суждения и оценки.

   В пении самостоятельность наших детей проявляется посредством активного восприятия вокальных произведений, определения их характера, настроения, а также способности выразить при исполнении или создать в процессе сочинения интонационно богатый образ песни, попевки. Эффективность развития самостоятельной певческой деятельности мы определяем уровнем музыкально-слуховых представлений детей, способностью исполнять мелодии песен без музыкального сопровождения, чисто интонировать и подбирать на слух знакомые и малознакомые попевки и песни, различать движение мелодии.

Творческие задания, связанные с песенными импровизациями наиболее способствуют проявлению самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников.

Уже в младшем возрасте наши воспитанники могут импровизировать несложные мелодии, напевая колыбельную, подражая пению птиц. В старшем возрасте дошкольники способны импровизировать мелодии на заданный педагогом текст.

При создании песенных импровизаций важно, чтобы дети подражали не только сочинениям педагога ( закончить мелодию, сочинённую взрослым, сочинить музыкальный ответ на музыкальный вопрос педагога и т.п.), но и интонациям произведений музыкального искусства как эталонам красоты в музыке.

   В музыкально-ритмической деятельности, развивая самостоятельность и инициативность, мы стремимся к созданию ситуаций, при которых ребёнок действует не только по показу или образцу выполнения движений, но и предлагает сам способ действия или характер движений, в соответствии с настроением музыкального произведения. Музыкально-ритмические упражнения творческого содержания, характерные танцы, музыкально-ритмические игры, создают благоприятные условия для развития творческих способностей дошкольников и обеспечивают высокий уровень развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности.

   Первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах наши дети получают, начиная со средней группы. Как правило, свой первый опыт музицирования ребёнок переносит в повседневную жизнь. Освоив приёмы игры на металлофоне, ксилофоне и других музыкальных инструментах, ребята закрепляют полученные навыки путём проб и ошибок в самостоятельной деятельности. Они пытаются подбирать знакомые мелодии и сочинять собственные несложные ритмические и мелодические обороты. Игровые сюжеты возникают на основе опыта музыкально-игровой деятельности, полученного на занятиях.

   Таким образом, во всех видах музыкальной деятельности проявление самостоятельности и инициативности связано с характером обучения, которое мы ориентируем на создание проблемных ситуаций, поиск и разработку детьми вариантов решения того или иного задания, иметь ярко-выраженное сюжетно-игровое и сюжетно-образное содержание.

 

Возрастные особенности проявления самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста.

У малышей 2-3 лет самостоятельные проявления ограничены, они имитируют действия взрослого в играх и танцах, в песнях подпевают отдельные повторяющиеся слова и слоги. Поэтому на начальном этапе развития самостоятельности мы стараемся заинтересовать и увлечь своих воспитанников, научить их осознанно воспринимать музыку. Перед прослушиванием песни или музыкального произведения говорим о её содержании, используя интонации, мимику, придумывая небольшие рассказы с использованием наглядного материала, игрушек. Постепенно ребёнок начинает понимать, что музыка о чём-то или о ком-то рассказывает, самостоятельно выбирает картинку или игрушку, которая соответствует музыке. В этом возрасте формируются первые творческие проявления у детей в музыкальной деятельности. Например, можно дать ребёнку зайку и предложить послушать песенку. После прослушивания плясовой или колыбельной ребёнок самостоятельно выполняет соответствующие движения с игрушкой. Такие игровые приёмы помогают детям не только эмоционально реагировать на музыку, но и вслушиваться в её характер и затем самостоятельно действовать.

   Детям 3-4 лет уже задаём вопросы по эмоционально-образному содержанию произведения: « Какой характер музыки?»,  « Как звучит музыка – громко или тихо, быстро или медленно?». Важно стимулировать самостоятельные высказывания и проявления инициативности детей.

   Ребёнок 4-5 лет начинает более внимательно вслушиваться в предлагаемый репертуар и способен замечать изменения средств музыкальной выразительности, самостоятельно давать оценку прослушиваемой музыки, моделировать её характер. В певческой деятельности самостоятельность определяется уровнем музыкально-слуховых представлений. С этой целью широко используем различные упражнения для развития певческого голоса и слуха, красочно оформленные дидактические игры. Перед разучиванием нового репертуара предлагаем детям прослушать несколько песен, тем самым даём своим воспитанникам проявить инициативу в выборе репертуара для дальнейшего разучивания. Также для развития самостоятельности используем различные творческие задания по всем видам музыкальной деятельности.

   У детей старшего дошкольного возраста уже имеется достаточный запас музыкальных впечатлений. В певческой исполнительской деятельности они могут отличить неточное исполнение от правильного, стремятся сделать своё выступление более выразительным. С этой целью хорошо использовать способ исполнения песен по групповым интересам, где дети-слушатели могут дать оценку детям-исполнителям. Постепенно дети самостоятельно включаются в исполнение освоенной песни не только в повседневной жизни детского сада, но и дома. Стимулируя самостоятельность и инициативность в песенном творчестве, мы обращаем внимание на то, чтобы воспитанники  придумывали свои, неповторяющиеся варианты творческих заданий, при этом сохраняя интонацию произведения (« Закончи мелодию», « Сочини музыкальный ответ» и т.д.) Для развития самостоятельности в музыкально-ритмической деятельности в своей работе широко используем упражнения творческого содержания, различные музыкальные этюды, сюжетные танцы, инсценировки, свободные пляски, музыкально-коммуникативные игры.

   Яркие и запоминающиеся впечатления на детей производят праздники и развлечения, проводимые в нашем детском саду. Здесь дети могут проявить свою инициативность, участвуя в различных сценках, сольных исполнениях, играх и танцах.

Направленность отношения и характер музыкальной деятельности ребёнка в дошкольном детстве.

Возраст

Направленность отношений

Задачи, решаемые ребёнком

Ведущая деятельность

Характер музыкальной деятельности

1-3 года

Предметный мир

Активное познание предметов, их свойств и качеств, освоение средств и способов ориентации в условиях предметной деятельности, развитие самостоятельности в манипулировании с предметами.

Предметная; предметно-манипулятивная

 

Музыкально-предметная

3-5 лет

Мир социальных отношений

Ориентация на другого человека, социализация в системе ближайшего окружения взрослых и сверстников; примеривание социальных ролей и отношений.

Игровая

Музыкально-игровая

5-7 лет 

Результат деятельности, как способ социализации

Самовыражение, проявление творчества в доступных видах деятельности, самопрезентация  «Я» в группе сверстников, стремление к взаимопониманиям и взаимодействию.

Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности.

Музыкально-художественная

 

 

   Таким образом, можно сделать вывод, что формирование самостоятельности и инициативности в музыкальной деятельности способствует становлению предпосылок дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе.

 

Используемая литература:

1.     Распоряжение правительства РФ от 29.12.2001 №1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»

 

2.     Теплюк С. Истоки самостоятельности //Дошкольное воспитание. 1991. -№7 —  С.67.

3.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

 

4.http://worldofchildren.ru/vospitatelyam-uchitelyam-pedagogam/knigi-noty-stati/2454-usloviya-razvitiya-samostoyatelnoj-muzykalno-igrovoj-deyatelnosti-

 

×
×