Природа как средство развития словаря детей дошкольного возраста

Автор: Бабуева Баирма Лудуповна

 

Природа как средство развития словаря детей дошкольного возраста

 

        

 

 Развитие словаря дошкольников — актуальная проблема методики развития речи. Содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей. Одним из путей ее решения мною представляется ознакомление с природой, формирование у детей эмоциональной отзывчивости и эстетического сознания.

 

        Согласно программе, дошкольники усваивают природоведческий словарь: названия животных, растений, явлений неживой природы. Ребенок приобщается к природе очень рано. Он интересуется окружающим с ранних лет, по-своему хочет ощутить то, что видит, или просто хочет вступить в игру с той живой «игрушкой», которая ползает рядом, порхает поблизости, ласкается к нему [2,56].

 

        Великий Ушинский утверждал, что «неоценимо значение родной природы как средства развития речи и воспитания любви к Родине». Он писал, что «природа — один из могущественных факторов (агентов) воспитания и развития человека. И самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью. Природа — это мир, который начинают познавать с детства. А для этого важно научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать, как прекрасно то, что связывается с понятием Родина» [3,65].

 

        Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром, в том числе и с природой, осуществляется с помощью различных методов и средств. Важнейшим методом является наблюдение. Наблюдение широко используется на экскурсиях в природу, за каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т.п.).

 

        В процессе наблюдений в природе у детей обогащается словарь, а также осуществляется эстетическое воспитание, которое способствует обогащению чувств и эмоциональной сферы личности.  Большая роль при этом принадлежит взрослому.  Прививая детям чувство прекрасного, педагог должен стремиться, прежде всего, сформировать у них свое эмоциональное, эстетическое отношение к окружающей природе, окружающему миру в целом, показать связь между объектами в различных обстоятельствах. Отношение ребенка ко всему живому во многом зависит от отношения самих взрослых к окружающей природе, будь то веточка растения, воробей, жук или щенок.

 

         К приемам, открывающим богатые возможности для развития у детей мышления и речи, относятся и речевые логические задачи. Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности решения, гибкости ума. Словесное выражение связей и зависимостей предметов и явлений природы требует употребления различных лексико-грамматических категорий и синтаксических структур. Поэтому речевые логические задачи имеют особое значение для развития речи, в частности монологической речи, тем самым совершенствуется умение рассказывать, четко и образно формулировать свои мысли. Решению речевых логических задач может быть посвящено специальное занятие или же они могут являться частью беседы, рассказывания по картине. Включение речевой логической задачи в беседу позволяет разнообразить и оживить ее, а кроме того обеспечивает активность детской мысли и речи. Так, вопросы «почему?», «зачем?», «когда?» требуют раскрытия связи, установления закономерности и, следовательно, использования сложноподчиненного предложения причины, цели. Решение речевых логических задач благотворно влияет на развитие у детей логического мышления, что находит отражение в совершенствовании их речи: она становится более последовательной, логичной, в определенной мере достоверной, доказательной. Действенными методами являются задания на все проявления отношения к природе: работа детей с иллюстративным материалом, решение проблемных ситуаций, постановка детей в ситуацию выбора отношения, беседы с ними по поводу совершенных поступков и т.п. Вместе с тем, к старшему дошкольному возрасту у детей формируется интерес к объектам природы, особенностям их жизни, поведения. Все названные приёмы способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети старшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать природное окружение.

 

Воспитатель в ходе работы по обогащению и активизации словаря детей на основе ознакомления с природой должен обратить внимание на следующее:

 

— отбор необходимого словарного материала;

 

— правильность собственной речи;

 

— создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение.

 

 Анализ особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе несколько направлений:

 

1) Овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия;

 

2) Углубление словарной работы на основе ознакомления со свойствами и качествами предметов и явлений, освоение содержания слова на уровне его значения;

 

3) Формирование родовых и видовых обобщений, а также усвоение слова как единицы языка на уровне смысла.

 

        По мнению В.В.Гербовой, слово должно опираться на представление о предмете [1, 29]. Она подчеркивает, что появление слова в активном словаре и использование его ребенком является сигналом того, что слово освоено и работа над ним завершена. При этом немаловажное значение имеет эстетическое отношение к предметам и явлениям природного окружения. Дети дошкольного возраста высказывают свои суждения о вещах, явлениях и переживают в связи с этим эстетические чувства. Природа, со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником эстетических переживаний ребёнка, которые ребёнок передаёт посредством языка в своей речевой деятельности.

 

         Природа — лучший воспитатель ребенка, но при этом важно научить его видеть, понимать и ценить окружающую природу. Умение видеть, понимать и создавать прекрасное в природе обогатит духовную жизнь маленького человека, сделает её богаче, интереснее, даст ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Огромная роль в этом процессе отводится взрослым, и в первую очередь,  родителям и педагогам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

 

1. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В..Гербова. — М., 2007.

 

2. Программа 2100. Развитие речи дошкольников. М., 2012.

3. Ушинский, К.Д. Родное слово. // К.Д. Ушинский. Соч. т.2.М., Л.,2008

×
×