8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

проект «Моя семья»

Автор: Вергун Татьяна Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №9 «Метелица»

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ»

 

 

 

 

 

Выполнила: Вергун Татьяна Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут, 2018

Возрастная группа: 2-младшая группа

 

Вид проекта: исследовательский/творческий

 

Тема проекта: «Моя семья»

 

Актуальность проекта: Воспитание детей, воспитание личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

 

Цель проекта: Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

 

·              Сформировать представление о себе (имя, фамилия, пол, возраст), членах своей семьи и ближайших родственниках;

·              Научить соотносить свои интересы и желания с интересами ближайших родственников в повседневной жизни;

·              Освоить разные взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;

·              Научить быть эмоционально отзывчивым на состояние близких людей, сверстников, животных, героев сказок.

 

Форма итогового мероприятия: НОД «Моя дружная семья».

 

Длительность проекта 2-3 недели

 

Ожидаемый результат: Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни дедушек и бабушек. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений. Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.

 

 

 

 

 

Образовательные области

Совместная деятельность

     взрослого и детей (формы организации)

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

 

1

2

3

4

1 этап мотивационно – диагностический

Социально- коммуникативное развитие

 

Познавательное развитие

 

Речевое развитие

Опрос детей: «Что я знаю о семье?»

(Приложение 1, Рис.3);

Цель: выявить проблему нравственно-патриотического воспитания детей.

 

Беседа о семье (сидя за столами)

— Скажите ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада?

— Правильно домой. А почему?

— Да, вас ждет ваша семья!

— Как хорошо, что у вас у всех есть семья!

Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях все любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное в семье всегда были мир, дружба, уважение и любовь друг другу. Семья может быть маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?

— Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная ласковая…)?

— а что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть…)

— а папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый…)

— что папа умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить…).

 

Беседа с использованием иллюстрации (индивидуально): Кто это? (бабушка). Что она делает? (кормит котенка). Это хорошо?  Почему? Кто это? (мама). Что делает мама? (стирает белье). Это хорошо? Почему? и т.д.

 

Рассказ по картинкам:

Воспитатель показывает картинки, на которых изображены сцены из жизни (больной ребенок лежит, мама дает ему лекарство и т.д.)

— Давайте вместе рассмотрим картинки.

— Расскажите, что вы видите на картинке, кто изображён, во что одеты?

— Что делают?

—  как вы думаете, а что они могут говорить друг другу? Давайте оживим картинку.

— итак, что же такое семья? (ответы детей).

Вывод: дети отвечают на вопросы о своей семье, понимают, что у других детей тоже есть своя семья, что родители тоже любят своих детей, знают, что у них есть бабушка и дедушка, но не знают, что они являются родителями их родителей. Были затруднения в перечислении функции членов семьи. Дети проявили интерес к теме «Семья», хотят узнать о радостных семейных событиях, праздниках, о том, как в семье помогают друг другу, заботятся друг о друге.

Иллюстрированный материал по теме «Семья».

 

Анкетирование родителей по теме: «Нравственно — патриотическое воспитание» (Приложение 1, Рис.1); Цель: диагностика отношения родителей к нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Консультация: «Нравственное воспитание детей» Цель: актуализация нравственно — патриотического воспитания детей.

Беседа «Семейные традиции».

Цель: выяснить, какие  существуют традиции в семьях дошкольников

2 этап Организационный

 

Воспитатель планирует деятельность с детьми:

— познавательно – речевую;

— игровую;

— совместную деятельность родителей с детьми.

Планирует формы работы с детьми: индивидуальные и групповые.

Подбирает материал для продуктивной деятельности.

Анализ предметной развивающей среды группы.

Подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал по теме «Семья».

 

Донести до участников проекта важность данной темы. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

3 этап содержательно – практический

Социально- коммуникативное развитие

Познавательно – речевая деятельность:

 

 

Труд

Социализация

Познание

Коммуникация

Физкультура

Здоровье

Безопасность

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Физическая культура

Музыка      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательные ситуации из цикла «Я и моя семья» (Приложение2)

 

Образовательная ситуация №1 «Моя мама».

 

Цель: дать детям представление, что у всех есть мамы. Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям и уважение к семьям животных на примере их сходства.

 

Образовательная ситуация №2

 

«О моем любимом папе»

 

Цель: формировать у детей доброе отношение

к своему папе, вызвать чувства гордости и радости за благородные поступки родного человека, учить детей рассказывать небольшие истории из личного опыта.

 

Образовательная ситуация №3

«Едем в гости к бабушке».

Цель: учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относится к ней с нежностью и любовью. Воспитывать культуру поведения.

 

Ситуации общения (индивидуальные):

 «Я и мои друзья», «Почему поссорились Саша и Маша», «Какие мы есть» (рассматривание себя в зеркале), «Мы разные». «Наши хорошие поступки».

Беседа с ребенком: Какая у тебя фамилия? Кто ты: мальчик или девочка?

Использование пиктограмм на определение эмоций «Какое у меня сегодня настроение».

 

Видео – интервью детей о своих семьях в рассказах «Семья глазами ребенка».

Пальчиковые игры: «Семья», «Птенцы», «Части тела», «Пальчик – мальчик, где ты был», «Ладушки», «Этот пальчик дедушка….».

Чтение стихов, художественной литературы, рассказов:

Е.Благинина «Посидим в тишине», Л. Воронцова «Маша — растеряша», К. Ушинский «Петушок с семьей», В.Берестов «Больная кукла, Бычок, Котенок». А. Шлыгин « По дороге в детский сад», Э. Шим «Петух и наседка», «Все умеют сами». Сказки: «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Еуси лебеди», «Три медведя». Потешки: «Жили у бабуси», «Знаешь, мамка, где я был?», «Дедушка Егор», «Катя, Катя маленька», «Пальчик — мальчик».

 Рассматривание картин: «Лошадь с жеребенком», «Свинья с поросятами», Коза с козлятами».

 

Рассматривание семейных альбомов «Моя семья».

         Разучивание песен, стихов, на семейную тематику;

         Рассматривание фотографий членов семьи;

Художественно-творческая деятельность:

Изо: «Нарисуй свое настроение», «Заборчик для цыплят», «Матрешка танцует».

 Лепка: «Платочек в подарок маме», «Ежата и ежиха».

Конструирование: «Сказочный домик для моей семьи», «Комната трех медведей». Аппликация: «Коврики для котят», «Платочек в подарок маме», «Украсим домик козы с козлятами», «Моя семья» (Приложение 2); Цель: Учить детей называть членов своей семьи. Знать, что в семье все заботятся и любят друг друга. Понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья. Совместная работа детей и родителей — оформление альбома «Моя семья».

Игровая деятельность:

«Птенцы и птенчики», Сюжетно – ролевая игра «Семья», «Детский сад», «Больница».

Строительные игры: «мебель для дома».

Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?» (пожелание детей своей семье Проведение дидактических игр: «Выложи цепочку: кто старше, кто моложе», «К нам гости пришли».

д/и «Настроение». Детям предлагается набор картинок с изображением различных эмоциональных состояний. Задание: определить настроение.

 

Драматизация сказок: «Репка», «Теремок».

Физическое развитие: Комплекс утренней гимнастики: «Медвежья семья»

Спортивные соревнования «Мама, папа, я — спортивная семья».

Музыкальное развлечение: Слушание музыки П.И Чайковский «Болезнь куклы»,

«Новая кукла».

 

Материалы по развитию речи и познавательной деятельности. -Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, животные с

детенышами, продукты питания, одежда, посуда, мебель, предметы обихода.

-Наборы предметных картинок для последовательной груп­пировки по разным признакам (назначению и т.п.).

-Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

-Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, по теме «Семья»).

 

Уголок «Маленькие

строители» -Средний строительный конструктор. -Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали. -Конструкторы типа «Лего». (крупный) -Нетрадиционный материал: картонные коробки разных размеров, оклеенные самоклеющейся бумагой, деревянные чурочки и контейнеры разных размеров с крышками. -Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.).

Уголок «Книжкин дом» -Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.

-Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья», «Детский сад» и т.д. «Петрушкин театр» -Ширма, отделяющая зону от зон подвижных игр; маленькие ширмы для настольного театра, ковролиновое наборное полотно и картинки или фланелеграф. -Различные виды театра: плоскостной (набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи), стержневой, кукольный (набор наручных кукол би-ба- бо: семья и сказочные персонажи).

 

Сюжетно-ролевые игры -Кукольная мебель: стол, стулья (4 шт.), кровать (2шт.), диванчик, шкафчик для кукольного белья, кухонная плита.

-Игрушечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды (крупной и средней), миски (тазики) (2 шт.), ведерки.

-Куклы: крупные (3 шт.), средние (7 шт.). -Коляска для кукол (Зшт.).

-Атрибуты для игр «Магазин», «Больница», «Семья», «Детский сад», «На дачу»,

«Парикмахерская» и т.д. -Различные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, плащ-накидки и т.п.

— Мягкие игрушки: крупные и средние.

 

Содержание

деятельности родителей:

               Рисунки совместно с детьми: «Портрет нашей мамы», «Дом в котором я живу»;

               изготовление эмблемы семьи, девиз; -изготовление поделок совместно с детьми, из природного и бросового материала.

Спортивные соревнования «Мама, папа, я — спортивная семья».

Консультация «Мама, папа и я — счастливый выходной».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         4 этап Итоговый

Социально- коммуникативное развитие

Презентация проекта.

Выставка рисунков «Моя семья».

Выставка конкурс «Семейные умельцы» (выставка поделок).

Досуг «Вечер дружной семьи».

Цель: привлечь внимание к семье, показать её ценность для каждого человека.

План:

1. Выступление педагога.

2. Представление родителями проектов

«Счастливый выходной день».

Игровая программа для взрослых и детей.

Поздравление от детей для их мам.

 

Постановка новой задачи.

Составление генеалогического древа семьи.

 

Выставка «Древа семьи», эмблем и девизов.

 

Повторный опрос детей и анкетирование родителей;

 

Анализ полученных результатов

(Приложение 1, Рис.2-4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в подготовке и проведении досуга «Вечер дружной семьи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление «Древа семьи»;

— подготовка к презентации детьми «Древа семьи».

 

 


 

 

Вывод

 

 

 

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе

проекта: беседы, выставки, тематические образовательные ситуации, совместная деятельность детей и родителей, мы решили поставленные задачи. У детей повысились знания в области нравственно — патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду. Следующий этап нашей работы с детьми по формированию нравственно — патриотического воспитания это краткосрочный проект «Мой любимый город».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогу лучше всего помогут: художественная литература, фольклор (сказки, стихи, потешки), доверительные беседы, ролевые игры, игры — забавы -то есть все, что делает детскую жизнь счастливой и наполненной.

Воспитание и книги

Ох, и нелегкое это дело — воспитать настоящего человека! Бьются над этой задачей и семья, и воспитатели, и учителя. И, возможно, неразрешима была бы она совсем, если бы «всем миром не налетали». Имеется в виду нравственный опыт всего человечества со всем тем богатством, которое накопило оно за всю многовековую историю, опыт, отраженный в искусстве. Искусство — это, наверное, и есть тот прометеев огонь, все то лучшее, что передают люди друг другу из поколения в поколение. Искусство многому учит и даже способно перевоспитать людей, так велика его волшебная сила. Поэтому чтение художественной литературы детям необходимо. И это просто счастье, что наша отечественная литература, особенно детская, чрезвычайно нравственна по сути своей (Пантелеев, Чуковский, Барто, Житков, Маршак, Михалков и др.). Много в плане нравственного воспитания дают произведения русских и мировых классиков, написанные специально для маленьких детей.Здесь, кстати, надо отметить и отечественную анимацию. Россия вполне оправданно гордится красочными, очень добрыми мультфильмами и экранизациями сказок для юного поколения. А вот от того огромного вреда, который сегодня наносит голубой экран, плотно заполненный низкосортными боевиками и ужастиками, детей необходимо оберегать — эта лавина жестокости и тупой агрессии может навсегда испортить нежную, хрупкую детскую душу.

Нельзя переоценить яркое положительное воздействие, которое оказывает на ребенка фольклор. Первые народные произведения, с которыми знакомится ребенок — это колыбельные песни и потешки. Их музыкальность и радостный несложный ритм легко запоминается детям. Надежным щитом при столкновении ребенка с теневыми сторонами нашей действительности всегда была и будет любимая детьми музыкальная сказка. Через нее — прелестную, волшебную, умную и опытную, ребенок усваивает основные предложения о добре и зле, скупости и щедрости, смелости и трусости, то есть приобретает некий эталон, образец для подражания. Также свой особый вклад в духовное воспитание детей вносит пословица. Ее меткое, мудрое слово обогащает юные сердца бесценным даром золотого опыта взаимоотношений людей разных поколений и национальностей. Пословица — «учебник жизни», все общечеловеческие проблемы. Она, совершенная как алмаз отточенная самим временем, прибрела не только своеобразную нравственную мораль, но и речевую ценность, емкость выражения, звучность, юмор — что, безусловно, помогает вдумчивому педагогу широко использовать ее для обогащения души, мысли и речи ребенка. Необходимо знакомить детей и с такой гранью народного творчества как национальные праздники, игры и забавы, где каждый народ ярко и полно раскрывает лучшие стороны своей души. Пусть наши маленькие дети живут в радости и учатся добру.

 

 

 

 

 

Ролевые игры

Большую помощь воспитателю в нравственном воспитании детей оказывают сюжетно-ролевые игры. Они очень хорошо раскрывают характеры детей. Играя, дети копируют поведение взрослых в похожих ситуациях. Так, в игре «Дочки- матери» они стараются общаться друг с другом с пониманием и заботой. В «играх-путешествиях» на первый план выходит дружба, взаимовыручка. Милосердию, сопереживанию научит игра в «Больницу».

В старшей группе детского сада в такие игры дети играют уже самостоятельно. Но бывают ситуации, когда воспитатель обязательно должен вмешаться. Например, если вдруг замечаешь у кого-то из детей проявление жестокости или равнодушия (девочку, у которой «очень сильно заболела кукла» не пускают без очереди), следует сказать: «Ой-ой! Какая температура высокая у твоей дочки, ей срочно надо к врачу! Т.е. необходимо вызывать у всех детей чувство сострадания, желание помочь своим друзьям. Поэтому стоит серьезно и с большим вниманием относиться к сюжетно- ролевой игре. Творческий и любящий детей воспитатель всегда может придумать новые игры, где дети, подражая взрослым, не только знакомятся с какими-либо профессиями, но и учатся правильно выстраивать линию своего поведения.

Беседы

Доверительная беседа в воспитательной работе имеет гораздо большее значение, чем постоянные и нудные нотации. Любой шалун и непоседа все равно прислушивается к мнению старших, особенно если чувствует доброжелательность взрослого. Разговаривая с детьми таким образом, можно донести до них много нужной информации, и, недокучливо, исподволь, учить их гуманности. Так, при случае, надо осудить тех, кто смеется над старым беспомощным человеком, и похвалить того, кто бросился помочь упавшему карапузу. Много самых разных случаев того или иного поведения людей можно обсудить с детьми в такие доверительные минуты. Эти беседы глубоко и навсегда западают в душу ребенка и помогают определиться со сложными в его возрасте вопросами — «что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО».

Природа

Когда мы говорим об экологическом воспитании детей, то подразумеваем опять же нравственное воспитание. Роль Природы в формировании личности ребенка очень велика. Одна из задач воспитателей детского сада — научить детей видеть ее красоту, охранять и беречь ее — то есть воспитывать любовь к окружающему миру. Что и как можно сделать в этом направлении? Педагог, который действительно переживает за духовную жизнь своих питомцев, не только со всей ответственностью будет проводить специальные занятия по изучению природы, но и всегда выберет подходящий случай, чтобы поговорить о ней, зафиксировать уже полученные знания и добавить новые. Можно, например, после выходных дней «вдруг» заметить и «громко расстроиться» из-за того, что засыхают комнатные цветы — несколько самых отзывчивых детишек обязательно побегут к лейкам. Нужно добиваться того, чтобы дети сами кормили рыбок в аквариуме. На прогулках необходимо обращать внимание детей на красивые пейзажи, на удивительные очертания облаков, на распустившиеся прекрасные цветы, на бабочек, стрекоз, букашек, муравьишек. Если вдруг встретится сломанная веточка, надо посетовать вместе с детьми над бедным деревцем, осудить злое сердце того, кто это сделал, а потом с помощью своих маленьких помощников «вылечить» деревце, перевязав больную веточку. Если вместе с дошколятами слушать и радоваться чириканью простого воробья и восхищаться веселым треньканьем синицы, тогда в будущем у них уже никогда не поднимется рука, чтобы кинуть камнем в маленькую птичку.

Именно так, терпеливо и настойчиво и очень бережно нужно стучаться в детское сердце, чтобы оно открылось для добра и любви. Да, здесь опять говорится о прописных истинах, которые, к счастью, знают все, но, к сожалению, в действительности не всегда уделяют этому вопросу должного внимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.            Программа «От рождения до школы»./ Под ред.  Вераксы Н.И., М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 2- е изд., испр. и доп. — М., Мозаика — Синтез, 20.

2.             Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера,

3.                        Дошкольное образование. Словарь терминов. / сост. Виноградова Н.А. и др. — М.: Айри — пресс, 2005.

4.            Маркина С. М. «Год семьи» в детском саду. // Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения Практический журнал.- 2008.-№ 8, с. 102

5.            Мячина Л.К.,Зотова Л.М., Данилова О.А. Маленьким детям — большие права: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство –пресс, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анализ результатов анкетирования родителей по теме:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

1.      Как вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

2.      Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?

3.      Готовы ли Вы участвовать в проектах по нравственно-патриотическому воспитанию детей?

 

 

 

 

 

Рис 1. Анкетирование родителей     Рис. 2. Анкетирование родителей на конец проекта

на начало проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опрос детей:

1.Как тебя зовут?

2. Как твоя фамилия?

3. Что такое семья?

 

 

 

Рис. 3 Опрос детей на начало проекта                     Рис. 4 Опрос детей на окончание проекта

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Конспекты тематических образовательных ситуаций

Образовательная ситуация 1: «Моя мама».

Цель: дать детям представление, что у всех есть мамы. Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям и уважение к семьям животных на примере их сходства. Ход занятия:

Организационный момент:

— Ребята, кто вас сегодня привел в детский сад? (Мама, папа, бабушка и т. д.). И все-таки большинство детей привели

мамы. Ребята, а как зовут ваших мам? (Ответы детей).

Какие красивые имена у ваших мам.

Ребята, а вы своих мам любите? (Да).

Хотите сделать мамам подарок? (Да).

Основная часть:

Вот, посмотрите, какой волшебный сундучок. Давайте подберем для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова и сложим их в свой сундучок. (Дети подбирают слова, воспитатель помогает детям наводящими вопросами). Когда мама обнимает вас, гладит по голове, целует. Она какая? (Ласковая) Когда мама модно одевается? Какая она? (Красивая). Когда мама улыбается, смеется? Какая она? (Веселая). Когда мама не ругает, когда вы шалите. Какая она? (Добрая). А если вы маму любите, то она какая? (Любимая).

Молодцы, вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок для мамы. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.

Как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама.

А вы знаете, что у ваших мам и пап тоже есть мамы и папы? (Бабушки, дедушки).

Правильно, мамы есть не только у маленьких детей, но и у взрослых. И вы, когда вырастите, тоже станете мамами и папами.

А вы знаете, что мамы есть не только у людей. Мамы есть и у птиц, и у животных.

Мамы птиц и животных такие же заботливые, нежные и ласковые, как и ваши мамы. И их дети также похожи на своих родителей.

Посмотрите на картинки и вы сразу догадаетесь, где чьи дети. Ребята, на какую маму похож жеребенок? (На лошадь). На какую маму похож теленок? (На корову). Ягненок? (На овцу). Поросенок? (На свинью).

А как мамы животных заботятся о своих детях? (Они их ласкают, лижут языкам, кормят, играют с ними и т. д.). А еще мамы корова и лошадь учат своих, детей находить и щипать лугу вкусную, сочную, полезную траву. Дикие животные живут в лесу, и их мамы учат добывать себе пищу. Белка учит кого? (Бельчонка). Чему? (Собирать грибы, шишки). Зайчиха учит кого? (Зайчонка). Чему? (Быстро бегать от лисы).

Заключительная часть:

Ребята, давайте громко скажем мамам за то, что всему нас научила: «Мамочка, спасибо». (Дети повторяют по одному каждый).

Молодцы! Ребята! А кто хочет про свою маму рассказать всем ребятам? (Рассказы детей).

 

Образовательная ситуация 2: «О моем любимом папе».

Цель: формировать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека, связная речь: учить детей рассказывать небольшие истории из личного опыта; Ход занятия:

Организационный момент:

Ребята, вы всегда были такими большими, как сейчас? (Нет). Какими вы были? (Маленькими).

А когда вы были маленькие, какие вы были по характеру, по поведению? (Несмышленые, забавные, смешные, непоседливые, глупые, очаровательные, милые и т. д.).

Когда вы были маленькими, вы многое не умели делать. Что вы не умели делать? (родить, бегать, есть ложкой, разговаривать, одеваться, умываться, говорить и т. д.).

А кто же вас всему этому научил? (Мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели). Кто вас носил на руках? (Мама, папа и т. д.). А кто вас носил на плечах? (Папа).

 

Основная часть:

А какие у папы руки? (Сильные, твердые, уверенные, ласковые, добрые, большие и т. д.). Какой ваш папа? Придумайте много слов, чтобы охарактеризовать вашего папу. (Добрый, сильный, веселый, трудолюбивый, смелый, умный и т. д.).

Ребята, подумайте и вспомните случаи из вашей жизни, когда папа был смелым, сильным, мужественным? (Ответы детей).

А теперь вспомните случаи из жизни, кош папа был веселым и добрым? (Ответы детей). -А когда ваш папа был трудолюбивым, ловким? (Ответы детей).

Ребята, какие замечательные у вас папы. А какие дела в доме может делать только папа? А мамы не умеют. (Пилить, рубить, строгать, чинить телевизор, машину водить, ремонтировать машину, чинить пылесос и утюг, стеклить окно, пылесосить и т. д.). Игра-имитация со звукопроизношением: Пилить — джик-джцк. Пылесосить — у-у-у-у. Забивать гвозди — тук-тук. Строгаль — чик-чик-чик.

Ребята, подумайте, а каким очень важным делам вас научил папа? (Завязывать шнурки, мыть руки, держать правильно ложку, научил читать, в футбол играть, гвозди забивать, кататься на велосипеде и т. д.).

 

Заключительная часть:

-Да, ребята, по вашим рассказам чувствуется, что вы очень любите своих пап и папы любят вас.

А теперь постарайтесь вспомнить случай из своей жизни, когда папа вас очень обрадовал, и попробуйте всем вам рассказать про этот случай.

(Рассказы детей из личного опыта)

 

Образовательная ситуация 3: «Едем в гости к бабушке».

Цель: учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относиться к ней с нежностью и любовью. Воспитывать культуру

поведения.

Ход занятия:

Организационный момент:

Ребята, у кого из вас есть бабушка? А вы ее любите? (Да).

А если она живет далеко от вас, вы ее все равно любите? (Да).

Кто скучает по своей бабушке? (Ответы детей).

Хотите отправиться в гости к бабушке? (Да).

Давайте представим, что ваша бабушка живет далеко, в деревне.

На чем мы можем к ней поехать? (на машине, на автобусе, на поезде и т. д.).

Хорошо, едем на поезде. На поезде быстрее.

Но с пустыми руками в гости никто не едет! Давайте повезем нашей бабушке много разных гостинцев. (Дети соглашаются).

Вот у нас большая корзина (представляют корзину). Что захотим, то и положим в корзину. Придумывайте, ребята, и кладите в корзину, что хотите (игра-имитация). (Бананы, пряники, шоколад, лимоны, леденцы, яблоки, апельсины, колбасу и т. д.).

Молодцы! Вот сколько гостинцев в корзине. Теперь можно ехать! Поехали (имитируют движение поезда). Основная часть:

— Ребята, наша остановка. Пора выходить. Все вышли из поезда? Никто не остался? Корзину не забыли? Тогда идем к дому нашей бабушки. (Подходят к ширме). (Воспитатель читает стихотворение).

Стоит небольшой старинный дом над бугром. У входа висит колокольчик, украшенной серебром. И если ты ласково, тихо в него позвонишь, то поверь, Что в доме проснется старушка и сразу откроет дверь. Старушка приветливо скажет: — Входи, не стесняйся, дружок! На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок. И будет с тобою вместе чаек распивать до утра. И старую, добрую сказку расскажет тебе она. Но если, но если, но если Ты в этот уютный дом начнешь кулаком стучаться, Поднимешь трезвон и гром, То выйдет к тебе не старушка… А выйдет — Баба Яга! И не слыхать тебе сказки И не видать пирога,..

Ребята, видите, вот этот колокольчик. Позвоните в него каждый, как вы умеете. (Дети звонят, последним звонит воспитатель, но дверь никто не открывает, никто не выходит).

Ребята, никого нет дома, а дверь открыта. Давайте зайдем (дети Осторожно входят, на столе лежит записка, читают вместе).

«Дорогие внучата! Очень жаль, что не смогла вас встретить. У меня очень много дел: корову подоить, кур покормить и во дворе порядок навести… В печке я вам оставила гостинцы. Ешьте на здоровье! Ваша бабушка». (Дети находят в печке пышки, благодарят бабушку, угощаются).

Ребята, может быть, мы бабушке тоже что-нибудь напишем? Передайте много хороших слов, а я запишу все ваши ласковые, добрые слова для бабушки (воспитатель пишет).

Мы оставим на столе записку и оставим корзину с гостинцами, пусть нашей бабушке будет приятно! (Отправляются в обратный путь).

 Заключительная часть:

Ребята, вам понравилось наше путешествие, что вам запомнилось, может кто — нибудь хочет рассказать нам о своей бабушке? Где она живёт? (Рассказы детей).

Аппликация: «Моя семья».

Цель: учить детей называть членов своей семьи. Знать, что в семье все заботятся и любят друг друга. Понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья. Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель показывает детям трафареты домиков. Ребята, что это? (Домики). Хотите в таком домике жить? (Да). Основная часть:

Выберите себе домик, который вам нравится и нарисуйте там себя (дети рисуют схематично).

Хорошо вам в вашем домике? (Да). А не скучно жить одному? (Разные ответы детей).

Ребята, а кто вас дома будит утром, чтобы в детский сад не опоздать? (Мама). А вы маму свою любите? (Да).

А за что вы маму любите? (Она покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги и т. д.). Значит, мама у вас какая? (Добрая, заботливая, любимая, красивая, ласковая и т. д.).

А хотите, чтобы мама поселилась в вашем домике? (Да). (Дети поселяют маму — готовый трафарет. Радуются). Ребята, а кто в вашей семье водит машину? (Папа). А вы папу своего любите? (Да).

А за что вы папу любите? Что он делает хорошего? (Покупает конфеты, катает на машине, учит ездить на велосипеде, играет в футбол и т. д.).

Значит, папа у вас какой? (Хороший, умный, добрый, сильный и т. д.). Хотите поселить папу в свой домик? (Да). (Дети поселяют папу…)

Ребята, а у кого есть братик или сестричка? Вы их любите? Хотите поселить их в свой домик? (Дети поселяют братьев, сестер, если таковые есть в семье). Ребята, а у кого в семье живет бабушка? (Ответы детей). А бабушку вы любите? (Да).

За что? (Она добрая, гуляет с внуками, забирает из садика, покупает мороженое и т. д.). И бабушку поселите в свой домик.

А дедушку вы тоже любите? За что? И дедушку давайте поселим в свой домик.

Как хорошо вам теперь живется в своем домике! Не скучно! Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга.

Хорошо, что у вас у всех есть семья! Ребята, а вас любят в семье? (Да).

Как вы догадались, что вас любят? (Целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют, играют и т. д.).

Ребята, а за что вас любят в семье? (Кушаю хорошо, слушаюсь, маму и папу люблю, папе и маме помогаю,игрушки убираю и т. д.).

Заключительная часть:

— Молодцы! Значит, и вы тоже заботитесь о своей семье: слушаетесь, помогаете, убираете свои игрушки, не хотите расстраивать взрослых: маму, папу, дедушку, бабушку, братиков и сестренок — всю свою семью. Как хорошо, когда у каждого человека есть дружная семья!

А если в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.

—  И у наших пальчиков, посмотрите, дружная семья. Давайте поиграем с семьей пальчиков. Пальчиковая игра «Семья».

if

rif

Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я. Вот и вся моя-семья!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №12 «Метелица»

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ»

 

 

 

 

 

Выполнила: Вергун Татьяна Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут, 2018

Возрастная группа: 2-младшая группа

 

Вид проекта: исследовательский/творческий

 

Тема проекта: «Моя семья»

 

Актуальность проекта: Воспитание детей, воспитание личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

 

Цель проекта: Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.

 

·              Сформировать представление о себе (имя, фамилия, пол, возраст), членах своей семьи и ближайших родственниках;

·              Научить соотносить свои интересы и желания с интересами ближайших родственников в повседневной жизни;

·              Освоить разные взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;

·              Научить быть эмоционально отзывчивым на состояние близких людей, сверстников, животных, героев сказок.

 

Форма итогового мероприятия: НОД «Моя дружная семья».

 

Длительность проекта 2-3 недели

 

Ожидаемый результат: Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни дедушек и бабушек. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений. Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.

 

 

 

 

 

Образовательные области

Совместная деятельность

     взрослого и детей (формы организации)

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями

 

1

2

3

4

1 этап мотивационно – диагностический

Социально- коммуникативное развитие

 

Познавательное развитие

 

Речевое развитие

Опрос детей: «Что я знаю о семье?»

(Приложение 1, Рис.3);

Цель: выявить проблему нравственно-патриотического воспитания детей.

 

Беседа о семье (сидя за столами)

— Скажите ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада?

— Правильно домой. А почему?

— Да, вас ждет ваша семья!

— Как хорошо, что у вас у всех есть семья!

Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях все любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное в семье всегда были мир, дружба, уважение и любовь друг другу. Семья может быть маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?

— Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная ласковая…)?

— а что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть…)

— а папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый…)

— что папа умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить…).

 

Беседа с использованием иллюстрации (индивидуально): Кто это? (бабушка). Что она делает? (кормит котенка). Это хорошо?  Почему? Кто это? (мама). Что делает мама? (стирает белье). Это хорошо? Почему? и т.д.

 

Рассказ по картинкам:

Воспитатель показывает картинки, на которых изображены сцены из жизни (больной ребенок лежит, мама дает ему лекарство и т.д.)

— Давайте вместе рассмотрим картинки.

— Расскажите, что вы видите на картинке, кто изображён, во что одеты?

— Что делают?

—  как вы думаете, а что они могут говорить друг другу? Давайте оживим картинку.

— итак, что же такое семья? (ответы детей).

Вывод: дети отвечают на вопросы о своей семье, понимают, что у других детей тоже есть своя семья, что родители тоже любят своих детей, знают, что у них есть бабушка и дедушка, но не знают, что они являются родителями их родителей. Были затруднения в перечислении функции членов семьи. Дети проявили интерес к теме «Семья», хотят узнать о радостных семейных событиях, праздниках, о том, как в семье помогают друг другу, заботятся друг о друге.

Иллюстрированный материал по теме «Семья».

 

Анкетирование родителей по теме: «Нравственно — патриотическое воспитание» (Приложение 1, Рис.1); Цель: диагностика отношения родителей к нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Консультация: «Нравственное воспитание детей» Цель: актуализация нравственно — патриотического воспитания детей.

Беседа «Семейные традиции».

Цель: выяснить, какие  существуют традиции в семьях дошкольников

2 этап Организационный

 

Воспитатель планирует деятельность с детьми:

— познавательно – речевую;

— игровую;

— совместную деятельность родителей с детьми.

Планирует формы работы с детьми: индивидуальные и групповые.

Подбирает материал для продуктивной деятельности.

Анализ предметной развивающей среды группы.

Подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал по теме «Семья».

 

Донести до участников проекта важность данной темы. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

3 этап содержательно – практический

Социально- коммуникативное развитие

Познавательно – речевая деятельность:

 

 

Труд

Социализация

Познание

Коммуникация

Физкультура

Здоровье

Безопасность

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Физическая культура

Музыка      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательные ситуации из цикла «Я и моя семья» (Приложение2)

 

Образовательная ситуация №1 «Моя мама».

 

Цель: дать детям представление, что у всех есть мамы. Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям и уважение к семьям животных на примере их сходства.

 

Образовательная ситуация №2

 

«О моем любимом папе»

 

Цель: формировать у детей доброе отношение

к своему папе, вызвать чувства гордости и радости за благородные поступки родного человека, учить детей рассказывать небольшие истории из личного опыта.

 

Образовательная ситуация №3

«Едем в гости к бабушке».

Цель: учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относится к ней с нежностью и любовью. Воспитывать культуру поведения.

 

Ситуации общения (индивидуальные):

 «Я и мои друзья», «Почему поссорились Саша и Маша», «Какие мы есть» (рассматривание себя в зеркале), «Мы разные». «Наши хорошие поступки».

Беседа с ребенком: Какая у тебя фамилия? Кто ты: мальчик или девочка?

Использование пиктограмм на определение эмоций «Какое у меня сегодня настроение».

 

Видео – интервью детей о своих семьях в рассказах «Семья глазами ребенка».

Пальчиковые игры: «Семья», «Птенцы», «Части тела», «Пальчик – мальчик, где ты был», «Ладушки», «Этот пальчик дедушка….».

Чтение стихов, художественной литературы, рассказов:

Е.Благинина «Посидим в тишине», Л. Воронцова «Маша — растеряша», К. Ушинский «Петушок с семьей», В.Берестов «Больная кукла, Бычок, Котенок». А. Шлыгин « По дороге в детский сад», Э. Шим «Петух и наседка», «Все умеют сами». Сказки: «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Еуси лебеди», «Три медведя». Потешки: «Жили у бабуси», «Знаешь, мамка, где я был?», «Дедушка Егор», «Катя, Катя маленька», «Пальчик — мальчик».

 Рассматривание картин: «Лошадь с жеребенком», «Свинья с поросятами», Коза с козлятами».

 

Рассматривание семейных альбомов «Моя семья».

         Разучивание песен, стихов, на семейную тематику;

         Рассматривание фотографий членов семьи;

Художественно-творческая деятельность:

Изо: «Нарисуй свое настроение», «Заборчик для цыплят», «Матрешка танцует».

 Лепка: «Платочек в подарок маме», «Ежата и ежиха».

Конструирование: «Сказочный домик для моей семьи», «Комната трех медведей». Аппликация: «Коврики для котят», «Платочек в подарок маме», «Украсим домик козы с козлятами», «Моя семья» (Приложение 2); Цель: Учить детей называть членов своей семьи. Знать, что в семье все заботятся и любят друг друга. Понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья. Совместная работа детей и родителей — оформление альбома «Моя семья».

Игровая деятельность:

«Птенцы и птенчики», Сюжетно – ролевая игра «Семья», «Детский сад», «Больница».

Строительные игры: «мебель для дома».

Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?» (пожелание детей своей семье Проведение дидактических игр: «Выложи цепочку: кто старше, кто моложе», «К нам гости пришли».

д/и «Настроение». Детям предлагается набор картинок с изображением различных эмоциональных состояний. Задание: определить настроение.

 

Драматизация сказок: «Репка», «Теремок».

Физическое развитие: Комплекс утренней гимнастики: «Медвежья семья»

Спортивные соревнования «Мама, папа, я — спортивная семья».

Музыкальное развлечение: Слушание музыки П.И Чайковский «Болезнь куклы»,

«Новая кукла».

 

Материалы по развитию речи и познавательной деятельности. -Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, животные с

детенышами, продукты питания, одежда, посуда, мебель, предметы обихода.

-Наборы предметных картинок для последовательной груп­пировки по разным признакам (назначению и т.п.).

-Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

-Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, по теме «Семья»).

 

Уголок «Маленькие

строители» -Средний строительный конструктор. -Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали. -Конструкторы типа «Лего». (крупный) -Нетрадиционный материал: картонные коробки разных размеров, оклеенные самоклеющейся бумагой, деревянные чурочки и контейнеры разных размеров с крышками. -Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.).

Уголок «Книжкин дом» -Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.

-Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья», «Детский сад» и т.д. «Петрушкин театр» -Ширма, отделяющая зону от зон подвижных игр; маленькие ширмы для настольного театра, ковролиновое наборное полотно и картинки или фланелеграф. -Различные виды театра: плоскостной (набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи), стержневой, кукольный (набор наручных кукол би-ба- бо: семья и сказочные персонажи).

 

Сюжетно-ролевые игры -Кукольная мебель: стол, стулья (4 шт.), кровать (2шт.), диванчик, шкафчик для кукольного белья, кухонная плита.

-Игрушечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды (крупной и средней), миски (тазики) (2 шт.), ведерки.

-Куклы: крупные (3 шт.), средние (7 шт.). -Коляска для кукол (Зшт.).

-Атрибуты для игр «Магазин», «Больница», «Семья», «Детский сад», «На дачу»,

«Парикмахерская» и т.д. -Различные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, плащ-накидки и т.п.

— Мягкие игрушки: крупные и средние.

 

Содержание

деятельности родителей:

               Рисунки совместно с детьми: «Портрет нашей мамы», «Дом в котором я живу»;

               изготовление эмблемы семьи, девиз; -изготовление поделок совместно с детьми, из природного и бросового материала.

Спортивные соревнования «Мама, папа, я — спортивная семья».

Консультация «Мама, папа и я — счастливый выходной».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         4 этап Итоговый

Социально- коммуникативное развитие

Презентация проекта.

Выставка рисунков «Моя семья».

Выставка конкурс «Семейные умельцы» (выставка поделок).

Досуг «Вечер дружной семьи».

Цель: привлечь внимание к семье, показать её ценность для каждого человека.

План:

1. Выступление педагога.

2. Представление родителями проектов

«Счастливый выходной день».

Игровая программа для взрослых и детей.

Поздравление от детей для их мам.

 

Постановка новой задачи.

Составление генеалогического древа семьи.

 

Выставка «Древа семьи», эмблем и девизов.

 

Повторный опрос детей и анкетирование родителей;

 

Анализ полученных результатов

(Приложение 1, Рис.2-4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в подготовке и проведении досуга «Вечер дружной семьи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление «Древа семьи»;

— подготовка к презентации детьми «Древа семьи».

 

 


 

 

Вывод

 

 

 

Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе

проекта: беседы, выставки, тематические образовательные ситуации, совместная деятельность детей и родителей, мы решили поставленные задачи. У детей повысились знания в области нравственно — патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду. Следующий этап нашей работы с детьми по формированию нравственно — патриотического воспитания это краткосрочный проект «Мой любимый город».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогу лучше всего помогут: художественная литература, фольклор (сказки, стихи, потешки), доверительные беседы, ролевые игры, игры — забавы -то есть все, что делает детскую жизнь счастливой и наполненной.

Воспитание и книги

Ох, и нелегкое это дело — воспитать настоящего человека! Бьются над этой задачей и семья, и воспитатели, и учителя. И, возможно, неразрешима была бы она совсем, если бы «всем миром не налетали». Имеется в виду нравственный опыт всего человечества со всем тем богатством, которое накопило оно за всю многовековую историю, опыт, отраженный в искусстве. Искусство — это, наверное, и есть тот прометеев огонь, все то лучшее, что передают люди друг другу из поколения в поколение. Искусство многому учит и даже способно перевоспитать людей, так велика его волшебная сила. Поэтому чтение художественной литературы детям необходимо. И это просто счастье, что наша отечественная литература, особенно детская, чрезвычайно нравственна по сути своей (Пантелеев, Чуковский, Барто, Житков, Маршак, Михалков и др.). Много в плане нравственного воспитания дают произведения русских и мировых классиков, написанные специально для маленьких детей.Здесь, кстати, надо отметить и отечественную анимацию. Россия вполне оправданно гордится красочными, очень добрыми мультфильмами и экранизациями сказок для юного поколения. А вот от того огромного вреда, который сегодня наносит голубой экран, плотно заполненный низкосортными боевиками и ужастиками, детей необходимо оберегать — эта лавина жестокости и тупой агрессии может навсегда испортить нежную, хрупкую детскую душу.

Нельзя переоценить яркое положительное воздействие, которое оказывает на ребенка фольклор. Первые народные произведения, с которыми знакомится ребенок — это колыбельные песни и потешки. Их музыкальность и радостный несложный ритм легко запоминается детям. Надежным щитом при столкновении ребенка с теневыми сторонами нашей действительности всегда была и будет любимая детьми музыкальная сказка. Через нее — прелестную, волшебную, умную и опытную, ребенок усваивает основные предложения о добре и зле, скупости и щедрости, смелости и трусости, то есть приобретает некий эталон, образец для подражания. Также свой особый вклад в духовное воспитание детей вносит пословица. Ее меткое, мудрое слово обогащает юные сердца бесценным даром золотого опыта взаимоотношений людей разных поколений и национальностей. Пословица — «учебник жизни», все общечеловеческие проблемы. Она, совершенная как алмаз отточенная самим временем, прибрела не только своеобразную нравственную мораль, но и речевую ценность, емкость выражения, звучность, юмор — что, безусловно, помогает вдумчивому педагогу широко использовать ее для обогащения души, мысли и речи ребенка. Необходимо знакомить детей и с такой гранью народного творчества как национальные праздники, игры и забавы, где каждый народ ярко и полно раскрывает лучшие стороны своей души. Пусть наши маленькие дети живут в радости и учатся добру.

 

 

 

 

 

Ролевые игры

Большую помощь воспитателю в нравственном воспитании детей оказывают сюжетно-ролевые игры. Они очень хорошо раскрывают характеры детей. Играя, дети копируют поведение взрослых в похожих ситуациях. Так, в игре «Дочки- матери» они стараются общаться друг с другом с пониманием и заботой. В «играх-путешествиях» на первый план выходит дружба, взаимовыручка. Милосердию, сопереживанию научит игра в «Больницу».

В старшей группе детского сада в такие игры дети играют уже самостоятельно. Но бывают ситуации, когда воспитатель обязательно должен вмешаться. Например, если вдруг замечаешь у кого-то из детей проявление жестокости или равнодушия (девочку, у которой «очень сильно заболела кукла» не пускают без очереди), следует сказать: «Ой-ой! Какая температура высокая у твоей дочки, ей срочно надо к врачу! Т.е. необходимо вызывать у всех детей чувство сострадания, желание помочь своим друзьям. Поэтому стоит серьезно и с большим вниманием относиться к сюжетно- ролевой игре. Творческий и любящий детей воспитатель всегда может придумать новые игры, где дети, подражая взрослым, не только знакомятся с какими-либо профессиями, но и учатся правильно выстраивать линию своего поведения.

Беседы

Доверительная беседа в воспитательной работе имеет гораздо большее значение, чем постоянные и нудные нотации. Любой шалун и непоседа все равно прислушивается к мнению старших, особенно если чувствует доброжелательность взрослого. Разговаривая с детьми таким образом, можно донести до них много нужной информации, и, недокучливо, исподволь, учить их гуманности. Так, при случае, надо осудить тех, кто смеется над старым беспомощным человеком, и похвалить того, кто бросился помочь упавшему карапузу. Много самых разных случаев того или иного поведения людей можно обсудить с детьми в такие доверительные минуты. Эти беседы глубоко и навсегда западают в душу ребенка и помогают определиться со сложными в его возрасте вопросами — «что такое ХОРОШО и что такое ПЛОХО».

Природа

Когда мы говорим об экологическом воспитании детей, то подразумеваем опять же нравственное воспитание. Роль Природы в формировании личности ребенка очень велика. Одна из задач воспитателей детского сада — научить детей видеть ее красоту, охранять и беречь ее — то есть воспитывать любовь к окружающему миру. Что и как можно сделать в этом направлении? Педагог, который действительно переживает за духовную жизнь своих питомцев, не только со всей ответственностью будет проводить специальные занятия по изучению природы, но и всегда выберет подходящий случай, чтобы поговорить о ней, зафиксировать уже полученные знания и добавить новые. Можно, например, после выходных дней «вдруг» заметить и «громко расстроиться» из-за того, что засыхают комнатные цветы — несколько самых отзывчивых детишек обязательно побегут к лейкам. Нужно добиваться того, чтобы дети сами кормили рыбок в аквариуме. На прогулках необходимо обращать внимание детей на красивые пейзажи, на удивительные очертания облаков, на распустившиеся прекрасные цветы, на бабочек, стрекоз, букашек, муравьишек. Если вдруг встретится сломанная веточка, надо посетовать вместе с детьми над бедным деревцем, осудить злое сердце того, кто это сделал, а потом с помощью своих маленьких помощников «вылечить» деревце, перевязав больную веточку. Если вместе с дошколятами слушать и радоваться чириканью простого воробья и восхищаться веселым треньканьем синицы, тогда в будущем у них уже никогда не поднимется рука, чтобы кинуть камнем в маленькую птичку.

Именно так, терпеливо и настойчиво и очень бережно нужно стучаться в детское сердце, чтобы оно открылось для добра и любви. Да, здесь опять говорится о прописных истинах, которые, к счастью, знают все, но, к сожалению, в действительности не всегда уделяют этому вопросу должного внимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.            Программа «От рождения до школы»./ Под ред.  Вераксы Н.И., М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 2- е изд., испр. и доп. — М., Мозаика — Синтез, 20.

2.             Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера,

3.                        Дошкольное образование. Словарь терминов. / сост. Виноградова Н.А. и др. — М.: Айри — пресс, 2005.

4.            Маркина С. М. «Год семьи» в детском саду. // Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения Практический журнал.- 2008.-№ 8, с. 102

5.            Мячина Л.К.,Зотова Л.М., Данилова О.А. Маленьким детям — большие права: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство –пресс, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анализ результатов анкетирования родителей по теме:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

1.      Как вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

2.      Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?

3.      Готовы ли Вы участвовать в проектах по нравственно-патриотическому воспитанию детей?

 

 

 

 

 

Рис 1. Анкетирование родителей     Рис. 2. Анкетирование родителей на конец проекта

на начало проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опрос детей:

1.Как тебя зовут?

2. Как твоя фамилия?

3. Что такое семья?

 

 

 

Рис. 3 Опрос детей на начало проекта                     Рис. 4 Опрос детей на окончание проекта

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Конспекты тематических образовательных ситуаций

Образовательная ситуация 1: «Моя мама».

Цель: дать детям представление, что у всех есть мамы. Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям и уважение к семьям животных на примере их сходства. Ход занятия:

Организационный момент:

— Ребята, кто вас сегодня привел в детский сад? (Мама, папа, бабушка и т. д.). И все-таки большинство детей привели

мамы. Ребята, а как зовут ваших мам? (Ответы детей).

Какие красивые имена у ваших мам.

Ребята, а вы своих мам любите? (Да).

Хотите сделать мамам подарок? (Да).

Основная часть:

Вот, посмотрите, какой волшебный сундучок. Давайте подберем для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова и сложим их в свой сундучок. (Дети подбирают слова, воспитатель помогает детям наводящими вопросами). Когда мама обнимает вас, гладит по голове, целует. Она какая? (Ласковая) Когда мама модно одевается? Какая она? (Красивая). Когда мама улыбается, смеется? Какая она? (Веселая). Когда мама не ругает, когда вы шалите. Какая она? (Добрая). А если вы маму любите, то она какая? (Любимая).

Молодцы, вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок для мамы. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.

Как хорошо, когда у каждого ребенка есть своя мама.

А вы знаете, что у ваших мам и пап тоже есть мамы и папы? (Бабушки, дедушки).

Правильно, мамы есть не только у маленьких детей, но и у взрослых. И вы, когда вырастите, тоже станете мамами и папами.

А вы знаете, что мамы есть не только у людей. Мамы есть и у птиц, и у животных.

Мамы птиц и животных такие же заботливые, нежные и ласковые, как и ваши мамы. И их дети также похожи на своих родителей.

Посмотрите на картинки и вы сразу догадаетесь, где чьи дети. Ребята, на какую маму похож жеребенок? (На лошадь). На какую маму похож теленок? (На корову). Ягненок? (На овцу). Поросенок? (На свинью).

А как мамы животных заботятся о своих детях? (Они их ласкают, лижут языкам, кормят, играют с ними и т. д.). А еще мамы корова и лошадь учат своих, детей находить и щипать лугу вкусную, сочную, полезную траву. Дикие животные живут в лесу, и их мамы учат добывать себе пищу. Белка учит кого? (Бельчонка). Чему? (Собирать грибы, шишки). Зайчиха учит кого? (Зайчонка). Чему? (Быстро бегать от лисы).

Заключительная часть:

Ребята, давайте громко скажем мамам за то, что всему нас научила: «Мамочка, спасибо». (Дети повторяют по одному каждый).

Молодцы! Ребята! А кто хочет про свою маму рассказать всем ребятам? (Рассказы детей).

 

Образовательная ситуация 2: «О моем любимом папе».

Цель: формировать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека, связная речь: учить детей рассказывать небольшие истории из личного опыта; Ход занятия:

Организационный момент:

Ребята, вы всегда были такими большими, как сейчас? (Нет). Какими вы были? (Маленькими).

А когда вы были маленькие, какие вы были по характеру, по поведению? (Несмышленые, забавные, смешные, непоседливые, глупые, очаровательные, милые и т. д.).

Когда вы были маленькими, вы многое не умели делать. Что вы не умели делать? (родить, бегать, есть ложкой, разговаривать, одеваться, умываться, говорить и т. д.).

А кто же вас всему этому научил? (Мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели). Кто вас носил на руках? (Мама, папа и т. д.). А кто вас носил на плечах? (Папа).

 

Основная часть:

А какие у папы руки? (Сильные, твердые, уверенные, ласковые, добрые, большие и т. д.). Какой ваш папа? Придумайте много слов, чтобы охарактеризовать вашего папу. (Добрый, сильный, веселый, трудолюбивый, смелый, умный и т. д.).

Ребята, подумайте и вспомните случаи из вашей жизни, когда папа был смелым, сильным, мужественным? (Ответы детей).

А теперь вспомните случаи из жизни, кош папа был веселым и добрым? (Ответы детей). -А когда ваш папа был трудолюбивым, ловким? (Ответы детей).

Ребята, какие замечательные у вас папы. А какие дела в доме может делать только папа? А мамы не умеют. (Пилить, рубить, строгать, чинить телевизор, машину водить, ремонтировать машину, чинить пылесос и утюг, стеклить окно, пылесосить и т. д.). Игра-имитация со звукопроизношением: Пилить — джик-джцк. Пылесосить — у-у-у-у. Забивать гвозди — тук-тук. Строгаль — чик-чик-чик.

Ребята, подумайте, а каким очень важным делам вас научил папа? (Завязывать шнурки, мыть руки, держать правильно ложку, научил читать, в футбол играть, гвозди забивать, кататься на велосипеде и т. д.).

 

Заключительная часть:

-Да, ребята, по вашим рассказам чувствуется, что вы очень любите своих пап и папы любят вас.

А теперь постарайтесь вспомнить случай из своей жизни, когда папа вас очень обрадовал, и попробуйте всем вам рассказать про этот случай.

(Рассказы детей из личного опыта)

 

Образовательная ситуация 3: «Едем в гости к бабушке».

Цель: учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относиться к ней с нежностью и любовью. Воспитывать культуру

поведения.

Ход занятия:

Организационный момент:

Ребята, у кого из вас есть бабушка? А вы ее любите? (Да).

А если она живет далеко от вас, вы ее все равно любите? (Да).

Кто скучает по своей бабушке? (Ответы детей).

Хотите отправиться в гости к бабушке? (Да).

Давайте представим, что ваша бабушка живет далеко, в деревне.

На чем мы можем к ней поехать? (на машине, на автобусе, на поезде и т. д.).

Хорошо, едем на поезде. На поезде быстрее.

Но с пустыми руками в гости никто не едет! Давайте повезем нашей бабушке много разных гостинцев. (Дети соглашаются).

Вот у нас большая корзина (представляют корзину). Что захотим, то и положим в корзину. Придумывайте, ребята, и кладите в корзину, что хотите (игра-имитация). (Бананы, пряники, шоколад, лимоны, леденцы, яблоки, апельсины, колбасу и т. д.).

Молодцы! Вот сколько гостинцев в корзине. Теперь можно ехать! Поехали (имитируют движение поезда). Основная часть:

— Ребята, наша остановка. Пора выходить. Все вышли из поезда? Никто не остался? Корзину не забыли? Тогда идем к дому нашей бабушки. (Подходят к ширме). (Воспитатель читает стихотворение).

Стоит небольшой старинный дом над бугром. У входа висит колокольчик, украшенной серебром. И если ты ласково, тихо в него позвонишь, то поверь, Что в доме проснется старушка и сразу откроет дверь. Старушка приветливо скажет: — Входи, не стесняйся, дружок! На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок. И будет с тобою вместе чаек распивать до утра. И старую, добрую сказку расскажет тебе она. Но если, но если, но если Ты в этот уютный дом начнешь кулаком стучаться, Поднимешь трезвон и гром, То выйдет к тебе не старушка… А выйдет — Баба Яга! И не слыхать тебе сказки И не видать пирога,..

Ребята, видите, вот этот колокольчик. Позвоните в него каждый, как вы умеете. (Дети звонят, последним звонит воспитатель, но дверь никто не открывает, никто не выходит).

Ребята, никого нет дома, а дверь открыта. Давайте зайдем (дети Осторожно входят, на столе лежит записка, читают вместе).

«Дорогие внучата! Очень жаль, что не смогла вас встретить. У меня очень много дел: корову подоить, кур покормить и во дворе порядок навести… В печке я вам оставила гостинцы. Ешьте на здоровье! Ваша бабушка». (Дети находят в печке пышки, благодарят бабушку, угощаются).

Ребята, может быть, мы бабушке тоже что-нибудь напишем? Передайте много хороших слов, а я запишу все ваши ласковые, добрые слова для бабушки (воспитатель пишет).

Мы оставим на столе записку и оставим корзину с гостинцами, пусть нашей бабушке будет приятно! (Отправляются в обратный путь).

 Заключительная часть:

Ребята, вам понравилось наше путешествие, что вам запомнилось, может кто — нибудь хочет рассказать нам о своей бабушке? Где она живёт? (Рассказы детей).

Аппликация: «Моя семья».

Цель: учить детей называть членов своей семьи. Знать, что в семье все заботятся и любят друг друга. Понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья. Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель показывает детям трафареты домиков. Ребята, что это? (Домики). Хотите в таком домике жить? (Да). Основная часть:

Выберите себе домик, который вам нравится и нарисуйте там себя (дети рисуют схематично).

Хорошо вам в вашем домике? (Да). А не скучно жить одному? (Разные ответы детей).

Ребята, а кто вас дома будит утром, чтобы в детский сад не опоздать? (Мама). А вы маму свою любите? (Да).

А за что вы маму любите? (Она покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает книги и т. д.). Значит, мама у вас какая? (Добрая, заботливая, любимая, красивая, ласковая и т. д.).

А хотите, чтобы мама поселилась в вашем домике? (Да). (Дети поселяют маму — готовый трафарет. Радуются). Ребята, а кто в вашей семье водит машину? (Папа). А вы папу своего любите? (Да).

А за что вы папу любите? Что он делает хорошего? (Покупает конфеты, катает на машине, учит ездить на велосипеде, играет в футбол и т. д.).

Значит, папа у вас какой? (Хороший, умный, добрый, сильный и т. д.). Хотите поселить папу в свой домик? (Да). (Дети поселяют папу…)

Ребята, а у кого есть братик или сестричка? Вы их любите? Хотите поселить их в свой домик? (Дети поселяют братьев, сестер, если таковые есть в семье). Ребята, а у кого в семье живет бабушка? (Ответы детей). А бабушку вы любите? (Да).

За что? (Она добрая, гуляет с внуками, забирает из садика, покупает мороженое и т. д.). И бабушку поселите в свой домик.

А дедушку вы тоже любите? За что? И дедушку давайте поселим в свой домик.

Как хорошо вам теперь живется в своем домике! Не скучно! Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга.

Хорошо, что у вас у всех есть семья! Ребята, а вас любят в семье? (Да).

Как вы догадались, что вас любят? (Целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют, играют и т. д.).

Ребята, а за что вас любят в семье? (Кушаю хорошо, слушаюсь, маму и папу люблю, папе и маме помогаю,игрушки убираю и т. д.).

Заключительная часть:

— Молодцы! Значит, и вы тоже заботитесь о своей семье: слушаетесь, помогаете, убираете свои игрушки, не хотите расстраивать взрослых: маму, папу, дедушку, бабушку, братиков и сестренок — всю свою семью. Как хорошо, когда у каждого человека есть дружная семья!

А если в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.

—  И у наших пальчиков, посмотрите, дружная семья. Давайте поиграем с семьей пальчиков. Пальчиковая игра «Семья».

if

rif

Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я. Вот и вся моя-семья!


 


 

 


 

×
×