Автор: Голудина Алла Алекандровна
Игра-квест по математике
с детьми старшего дошкольного возраста
Составила: Воспитатель Нефтеюганского районного муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения Голудина Алла Александровна.
Март 2018 год.
Тема: «Тяжело в учении – легко в бою».
Вид непосредственно – образовательной деятельности – познавательное.
Интегрируемые образовательные области – речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Форма деятельности – групповая совместная деятельность.
Место проведения – групповая комната в которой выделены две зоны: 1 зона – для беседы и получения заданий; 2 зона – для и активной двигательной деятельности.
Продолжительность 30-40 минут.
Цель: Активизировать познавательный интерес к математическим занятиям.
Задачи:
Обучающие:
• Упражнять в умении решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, расставлять знаки больше, меньше, равно.
• Закреплять умение решать простые арифметические задачи, используя логическое мышление.
• Совершенствовать умение создавать предметы из счётных палочек.
Развивающие:
• Развивать пространственное воображение, умение ориентироваться в группе.
• Развивать восприятие, внимание, память, умение анализировать, обобщать.
• Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.
• Формировать навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
• Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку работать сообща.
Методы и приёмы.
Словесные: беседа, пояснение, подсказка, совместный анализ результатов деятельности.
Игровые: органическое включение в сюжет игры.
Наглядные: задания.
Здоровье сберегающие технологии:
• Коммуникативная игра «Здравствуй».
• Физкультминутка «Математическая».
Материалы и оборудование: техническое оборудование; презентация «Тяжело в учении – легко в бою»; письмо; конверты с заданиями; из кубиков ЛЕГО: «Лабиринт», 2 танка, 2 солдата; 2 набора счётных палочек; 2 карточки с изображением самолёта, тучи с примерами на каждого ребёнка; фломастеры на каждого ребёнка; 2 карточки с таблицей 4Х4, 2 набора морских обитателей; десантники с цифрами на каждого ребёнка; 6 мин с задачами на смекалку.
Предварительная работа.
• Закрепление счёта до 10.
• Решение примеров в пределах 10.
• Сравнение чисел, расставление знаков «>», «<», «=».
• Обыгрывание лабиринтов.
• Расставление геометрических фигур в таблице 4х4 по диагонали. Закрепление названий вертикаль, горизонталь, диагональ.
• Изготовление из кубиков ЛЕГО «Лабиринта».
• Решение логических задач.
• Игра «Найди предмет».
• Разучивание загадок.
• Беседа «Солдаты Российской армии».
Прогнозируемые результаты.
• Формирование математических знаний и способностей.
• Формирование коммуникативных способностей.
Литература:
1. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 144с.
2. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьёныша и цветными палочками Кюизенера. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 128с.
3. Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарий занятий с детьми 6-7 лет. – М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ, 2015. – 176с.
4. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016. – 176с.
5. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.
Ход совместной деятельности:
СЛАЙД 1.
Дети заходят в группу здороваются с гостями встают в круг.
Воспитатель: Поздороваемся друг с другом.
Коммуникативная игра «Здравствуй»
Здравствуй, солнце ясное! |
Дети поднимают вверх правую руку |
Здравствуй, весна красная! |
Поднимают левую руку. |
Небу синему — привет! |
Машут руками в верху. |
Всем хотим мы дать совет: |
Протягивают руки вперед. |
Чтобы день удачным был, |
Отводят правую, затем |
Чтобы каждый вас любил, |
Левую руку в сторону |
Не сердитесь, не ругайтесь, |
Грозят пальцем. |
А почаще улыбайтесь! |
Складывают руки под подбородком, улыбаются. |
Воспитатель:
— Ребята, вот и закончился месяц «Патриотического воспитания», на которой мы с вами учили песни, стихи, учились маршировать, пришивать пуговицы, рисовали и рассматривали города герои, встречались с солдатами … Был ли этот месяц для вас интересным. Ответы детей. И всё-таки мне хочется узнать: какими качествами должен обладать солдат. Ответы детей.
— Молодцы, правильно: ловкостью, вниманием, смелостью, рассудительностью, уметь решать логические задачки … А, какая наука нас этому учит? Ответы детей. Правильно математика.
— Ребята вам солдаты передали письмо. Хотите его прочитать? Ответы детей.
СЛАЙД 2.
Письмо: Здравствуйте ребята! Скоро вы пойдёте в школу, станете учениками. Это нелёгкое занятие, но вам помогут ваши знания, которые вы получили в детском саду. Как говорится в поговорке: «тяжело в учении – легко в бою». Сегодня мы вам предлагаем проверить свои знания, выполнить ряд математических и логических заданий. Поиграть в квест-игру под названием: «Тяжело в учении – легко в бою». Чтобы узнать на сколько вы дружные вам необходимо работать сообща. Выполнив все задания вместе, мы узнаем какие вы умные, ловкие, смелые, и готовы ли вы идти в школу.
Воспитатель: Вы согласны поиграть в игру? Ответы детей: да. Хорошо, тогда чтобы было весело и интересно играть предлагаю поделится на команды. А отличительные знаки будут цвета: синий и красный. Команда синих – получают синие значки, команда красных – соответственно красные. За каждое правильно выполненное задание вы получите геометрические фигуры, чья команда больше наберёт та и выиграет.
СЛАЙД 3.
Воспитатель: На экране вы видите карту с изображением маршрута. Каждая точка обозначает изображение военных, которые вам будут давать задание, но задание необходимо будет найти по фрагменту изображения. Обратите внимание, что помещение у нас небольшое. Поэтому я предлагаю каждой команде построиться, получить значки с цифрами, кому какая цифра выпадет, тот и будет выполнять задание с соответствующей цифрой. Команда имеет право помогать и выручать товарища, если ему будет трудно выполнить задание. Дети выполняют соответствующие действия. Команды садятся на стульчики по разные стороны.
— Команды готовы? Приступаем.
— Кто из военных нам даст первое задание мы узнаем, когда угадаем загадку. (На экране появляется загадка.)
СЛАЙД 4.
Бескозырка и тельняшка,
Вьются ленты на спине.
По полгода ходит в море,
Вы узнали кто такой?
СЛАЙД 5.
— Правильно моряк. (На экране появляется моряк и фрагмент где необходимо найти пакет с заданием).
СЛАЙД 6.
1. Задание от Моряка.
Игра «Счётные палочки».
Команда синих: Выложите из счётных палочек лодку с парусником.
Команда красных: Выложите из счётных палочек пароход.
СЛАЙД 7.
Воспитатель: Молодцы, с этим заданием справились, получите звёзды. Приступаем к заданию под номером? Ответы детей: 2.
СЛАЙД 8.
— Кто из военных нам даст следующее задание? (На экране появляется загадка.)
Везде, как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдёт.
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочно защищён бронёй
И сможет встретить бой!
СЛАЙД 9.
— Правильно, танкист. (На экране появляется танкист и фрагмент где необходимо найти пакет с заданием).
СЛАЙД 10.
2. Задание от Танкиста.
Игра «Лабиринт». Каждой команде подаются Лего-пластины, на них выложен лабиринт. С одной стороны, стоят человечки из лего, с другой стороны танк (из спичечных коробок). Необходимо посадить танкиста в танк по короткому пути.
СЛАЙД 11.
Воспитатель: И с этим заданием вы с лёгкостью справились. Получите звёзды. Приступаем к следующему заданию, под номером? Ответы детей: 3.
СЛАЙД 12.
— Но от кого мы сейчас узнаем.
Он металлическую птицу
Поднимает в облака.
Теперь воздушная граница
Надёжна и крепка!
СЛАЙД 13.
— Правильно, Лётчик. (На экране появляется лётчик и фрагмент где необходимо найти пакет с заданием).
СЛАЙД 14.
3. Задание от Лётчика.
Игра «Самолёт в облаках». Каждой команде даются карточки с изображением самолёта и облаков (на каждого ребёнка). На каждом облаке для вас написан пример, необходимо решить его и в соответствии с решением примера (т.е. цифре), нарисовать на облаке кружки (ответ). Только когда все примеры будут решены, самолёт сможет пролететь сквозь облака.
СЛАЙД 15.
Воспитатель: Молодцы, задание лётчика выполнено, получите звёзды за каждый правильный ответ. Готовы приступить к следующему? Ответы детей.
СЛАЙД 16.
— Кто же нам его даст?
Солдат у вражеских высот
Был ранен утром рано.
Отважный … (военврач) спасёт,
Он извлечёт из ран солдата
Два небольших осколка
И скажет: «Унывать не надо!
Живи, братишка, долго!»
СЛАЙД 17.
— Правильно военный врач. (На экране появляется врач и фрагмент где необходимо найти пакет с заданием).
СЛАЙД 18.
4. Задание от Военного врача.
— Врач предлагает немножко отдохнуть и поиграть в игру.
Игра «Математическая физкультминутка».
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Приседаем столько раз,
Сколько бабочек у нас.
А притопнем столько раз,
Сколько ёжиков у нас.
А прихлопнем столько раз,
Сколько белочек у нас.
СЛАЙД 19.
Воспитатель: Отдохнули? Продолжим игру, под номером? Ответы детей: 5.
СЛАЙД 20.
— Кто же нам даст следующее задание?
Вот дивная картина –
Выходит, из глубин
Стальная субмарина,
Как будто бы дельфин!
Подводники в ней служат –
Они и там, и тут
Под водной гладью кружат,
Границу берегут!
СЛАЙД 21.
— Правильно, подводник. (На экране появляется подводник и фрагмент где необходимо найти пакет с заданием).
СЛАЙД 22.
5. Задание от Подводника.
Игра «Морские обитатели». Каждой команде раздаются карточки, с таблицей 4Х4 и морские обитатели. В каждом ряду необходимо разложить морских обитателей, так чтобы не в одном ряду они не повторялись (ни вертикально, ни горизонтально). Правило: по диагонали.
СЛАЙД 23.
Воспитатель: Сложное задание придумали нам подводники, но вы молодцы, справились. Вот мы и добрались до задания? Ответы детей: 6.
СЛАЙД 24.
— Что же нас ждёт впереди. Отгадаем следующую загадку.
… (Десантники) в минуты
Спускаются с небес.
Распутав парашюты,
Прочешут тёмный лес,
Овраги, горы и луга.
Найдут опасного врага.
СЛАЙД 25.
— Правильно, десантники. (На экране появляется десантник и фрагмент где необходимо найти пакет с заданием).
СЛАЙД 26.
6. Задание от Десантника.
Задание «Десантники». Вам необходимо каждому по одному подбежать ко мне поймать (т.е. сорвать) десантника, в цвет вашего врага (соперника), и вернутся на своё место. Как только все десантники будут у вас вам необходимо будет расставить знаки больше «>», меньше «<», или равно «=». Задание у них на парашютах. Готовы? Считаем до трёх. Раз, два, три – игра начни. Вперёд!
СЛАЙД 27.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились. Получите свои звёзды, за каждый правильный ответ. У нас осталось последнее задание под номером? Ответы детей: 7.
СЛАЙД 28.
— Итак, что же нас ждёт впереди.
Давно закончилась война,
Но след оставила она –
Бывает, среди грядок
Закопаны снаряды.
И с техникой придёт … (сапёр),
Чтоб обезвредить поле.
Не будет взрывов с этих пор,
Беды, и слез. И боли!
СЛАЙД 29.
— Правильно, Сапёры. (На экране появляется сапёр и фрагмент где необходимо найти пакет с заданием).
СЛАЙД 30.
7. Задание от Сапёра.
Игра «Мина». Приглашаются по два человека из команды, одному завязывают глаза. Второй подсказывает (сколько необходимо сделать шагов вперёд, влево, вправо…) чтобы дойти до мины. А для того, чтоб её обезвредить необходимо решить задачку на смекалку, которая написана с низу на мине.
1 команда — синих |
2 команда — зелёных |
1) У собачки Жучки родились котята: 2 беленьких и 1 чёрненький. Сколько котят родилось у Жучки? (Нисколько). 2) Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2). 3) Четыре овечки на травке лежали, Потом две овечки домой убежали. А ну-ка, скажите скорей: Сколько овечек теперь? (2).
|
1) На столе лежит 4 моркови и 3 огурца. Сколько фруктов лежит на столе? (Нисколько. Это овощи). 2) Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели и числами (вчера, сегодня, завтра). 3) Шесть веселых поросят У корытца в ряд стоят! Тут один улегся спать – Поросят осталось… (5) |
Воспитатель: Молодцы, и с этим тяжёлым заданием вы справились. Получите свои звёзды, за каждый правильный ответ.
СЛАЙД 31.
— Вот и подошла к концу наша квст–игра, которую нам предложили поиграть наши солдаты. Подсчитаем фишки, чья команда выиграла.
— Ребята, понравилась вам игра?
— Было ли вам сложно?
— А, я вам не всё прочитала письмо. Хотите узнать что там написано ещё? Ответы детей.
Письмо: Ребята если вы справились со всеми заданиями, то вы действительно готовы идти в школу. И за это вам полагается получить диплом будущего первоклассника.
Воспитатель: Вы молодцы! В школу готовы. Детям вручаются дипломы.