Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Автор: Садуковаа Марина Валентиновн

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества воспитателя, учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

        Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возра­ста с ОНР занимается не только воспитатель, учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то  инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления  лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных  с учетом изучаемой лексической темы.

        В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельно­сти инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

   развитие слухового, зрительного, пространственного вос­приятия;

   координации движений;

   общей и мелкой моторики;

   закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;

   речевого и физиологического  дыхания;

   формирование темпа, ритма и интонационной вырази­тельности речи;

   работа над мимикой лица.

Особенности планирования образовательной деятельности с детьми на занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в кото­рый входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных на­рушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

        Существенные изменения вно­сятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лек­сическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? — у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).

        Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки и закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным. Я буду строителем. Я буду учителем.). Цель такого плани­рования (работы)- закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачас­тую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по физкультуре приходит­ся менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

        Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжет­ные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-лого­педом, исходя из того этапа рече­вого развития, на котором нахо­дится ребенок в данный период времени.

       На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражне­ний. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи выраба­тываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок на­страивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, за­ключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов  логопедической работы.

Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».

Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.

Пусть летят к нам в комнату,          Руки согнуты к плечам.

Все снежинки белые.                        Наклоны туловища вправо, влево.

Нам сейчас не холодно,                    Руки вверх.

Мы зарядку делаем.                          Приседание, руки вперед.

Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.

Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали,
И по снегу побежали.

 При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует загадки о предметах для зимних забав, а дети ими­тируют движения хоккеиста.

Палка я не простая, 

А немножко завитая.

Без меня игра в хоккей,
Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, инст­руктор использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,

Как бросают в цель снежками.

Вы, ребята, цельтесь так,

Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

На занятиях широко используются следующие нетрадиционное оборудование и пособия: «Дорожка здоровья»,  «Змейка-шагайка», «Косички»,   «Мешочки для метания»,     «Коррекционные следы»,   «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе мате­риала к занятию учитывается уровень развития двигательных ка­честв, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словар­ный запас, состояние здоровья.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

 

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

        

1.  Волосовец  Т.В., Сазонова С.Н.  Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. — М.: Гуманит, 2004г.

2.  Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.

3.  Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. Комплект из трех альбомов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.

4.  Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г.

5.  Филичева  Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2009г.

6.  Финогенова   Н.В.   Физическое   воспитание   дошкольников   на   основе использования подвижных игр// Начальная школа до и после плюс.-2005г.-№10.- 14-17 с.

 

×
×