Автор: Садртдинова Зиля Касимовна
Декоративно- прикладное искусство является частью национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. У каждой народности в искусстве можно проследить свою самобытность: обычаи, образ мышления, нравы, эстетичность, национальная культура, история своего народа. Богатство народов представлено в особо ярких, максимально выразительных формах искусства, обращенной в первую очередь к чувствам и мыслям людей.
Национальная культура малочисленного народа хантов является неразрывным звеном мировой культуры. Задача нынешнего поколения состоит в том, чтобы сохранить уникальную культуру и искусство этих малочисленных народов. Поэтому, знакомство подрастающего поколения с традициями малочисленных народов севера, где проживают разные национальности важная задача сегодняшнего дня.
Актуальность данной работы послужила то, что в практической работе в дошкольных образовательных учреждениях педагоги испытывают затруднения в организации и проведении образовательной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством коренных народов севера ханты.
Декоративно прикладное искусство народов севера многообразно, ханты украшали узорами свои жилища, предметов быта, хозяйства, одежду, обувь, головные уборы.
В народном декоративном искусстве народов севера нет ничего лишнего, в нем отработано и сохранено главное — признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Искусство народов ханты отличается особой простотой, вкусом, выразительностью и оно понятно и доступно даже детям дошкольникам.
Проблемами декоративного искусства занимались исследователи А. Б. Салтыков, К. Г. Вагнер, В. М. Василенко, философы и культурологи А. Г. Асмолов, Э. Эриксон и др.
О значении декоративно-прикладного искусства в воспитании детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как А. В. Бакушинский, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, А. П. Усова, Р.Н. Смирнов и др. В своих работах они отмечали, что декоративное искусство пробуждает первые яркие, образные представления о малой родине и ее культуре, которые способствуют воспитанию чувства прекрасного, развитию творческих способностей детей.
Исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов Л. С. Выготского, В. А. Сухамлинский Е. И. Игнатьева, Е. А. Флерина и др. отмечают, что развитие творческих способностей дошкольников находятся в зависимости от расширения их практического опыта и участия в различных видах художественной деятельности.
Концепция дошкольного воспитания Российской Федерации, а также Концепция непрерывного образования построены на основе личностно-ориентированной модели, направленной на формирование у ребёнка ценностного отношения к миру, любви и уважения к своей культуре и к культурному наследию народов севера. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к своей малой родине – это задачи первостепенной важности.
Народное декоративно-прикладное искусство хантов вбирало в себя особенности культуры разных эпох и донесло до наших дней лучшие традиции, в которые народ вкладывает своё понимание красоты, стремление к созданию прекрасного.
К сожалению, на современном этапе ознакомление детей с народным искусством предается меньшее значение. В дошкольных образовательных учреждениях Ханты-мансийском автономном округе воспитываются дети разных национальностей, особенно утрачиваются культуры коренных народностей севера манси, ханты, селькупы. Изучая культуры этих народов, находя в них общечеловеческое и национально-особенное.
Актуальность нашего исследования определяется рядом существующих в настоящее время противоречий между:
— необходимостью приобщение детей старшего дошкольного возраста к уникальной культуре народов севера ханты населяющих территорию Ханты Мансийского автономного округа к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям и недостаточным методическим обеспечением этого процесса;
— педагогическим потенциалом продуктивной деятельности дошкольников по формированию художественно-эстетического развития и недостаточностью организованной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством народов севера ханты в практике дошкольных образовательных учреждений.
Актуальность темы и выявленные противоречия определили тему нашего исследования «Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством хантов» на настоящем этапе развития дошкольного образования.