Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Автор: Хатыпова Лейсан Касымовна

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

    В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться с дошкольного возраста. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются  еженедельные  физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия. Цель оздоровительной работы – создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

В своей практической работе я пользуюсь пособием                                 «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».  (составители: В.Н. Лучихина, З.М. Зарипова, И.М. Хамитов).

При разработке этих занятий и познавательных досугов использовались рекомендации: Министерства образования Российской Федерации, (Инструктивно — методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от  14.03.2000 №65/23-16, где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.

Оздоровительные занятия  проводятся по единому сюжету, способствуют решению следующих задач:

1. Сохранению и укреплению здоровья детей;

2. Развитию сенсорных и моторных функций;

3. Формированию  потребностей в двигательной активности;

4. Профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;

5. Приобретение навыка правильного дыхания;

6. Привитию навыка элементарного самомассажа;

7. Развитию интеллектуальных функций( мышления, памяти, воображения, внимания,  восприятия, ориентировки в пространстве ) ;

8. Развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

9. Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.)

Оздоровительные  занятия варьируются по времени. Их рекомендуется проводить во второй половине дня еженедельно в виде  оздоровительного развлечения.

При проведении занятий необходимо учитывать самочувствие детей и их эмоциональное состояние.

В структуру занятия тесно  вплетены  различные виды  деятельности: дыхательные и двигательные  упражнения, песни, импровизации.

Оздоровительные занятия  являются в своем роде  «уроками здоровья».

В каждом занятии представлены различные виды массажа, динамических и оздоровительных  пауз, пальчиковых игр, подвижных игр.

Дыхательная гимнастика.  Желательно использовать ежедневно упражнения с озвученным  выдохом: «р – р — р», «п – ф — ф», «тик — так», «ух -х»  и т.д.

Непременным  условием является  во время занятий  наблюдение за самочувствием детей. Все  упражнения должны выполняться на фоне  позитивных реакций ребенка.

Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников  возможны только при  сотрудничестве всего коллектива, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.

Рекомендованы  следующие темы занятий:

1. «Если хочешь быть, здоровым закаляйся» (укрепи свое здоровье);

2. «Карлик нос» (что такое правильная осанка);  

3. « Заяц — хвастунишка» (сам себе я помогу);

4. « Доктор Айболит» (как защитить себя от микробов);

5. « Федорино горе» (чистота – залог здоровья);

6. « Королева  Зубная щетка» (чтобы зубы были здоровыми);

7. « Котята-поварята» (органы пищеварения)   и  другие.                      

Например: в занятии «Федорино горе» используются следующие моменты:

 Упражнение «Расскажи что случилось?», дыхательное упражнение «Самовар», упражнения для мышц шеи, массаж лица, «Водичка, водичка умой мое личико…», самомассаж тела, пальчиковая игра «Тараканы», подвижная игра «Кто быстрей соберет», пальчиковая игра «Дом».  

 

 Используемая литература:

1. Примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вараксы,Т.С. Комаровой,   М.А. Васильевой – М.: Мозаика –Синтез, 2012

2. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников: Методическое пособие – М.: Мозаика –Синтез, 2010

3. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Программа составлена В.Н. Лучихиной, Зарипова З.М., Хамитов И.М. г. Набережные челны, 2003

×
×