Городское методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных организации Секция «Роль игровой деятельности в поступательном развитии детей дошкольного возраста» Тема: «Факторы развития игровой деятельности дошкольников в контексте реализации ФГОС» Тема выступления: «Развивающие игры Б.П. Никитина кубики «Сложи узор»

Автор: Афризонова Юлиана Файзрахмановна

Уважаемые коллеги, я предлагаю, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».

«Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»  (Б.П. Никитин)

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги – новаторы, жившие в Советском Союзе, разработали интересную систему развивающих игр.

Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В развивающих творческих играх Никитина — в этом и заключается их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности — «самостоятельно по способностям».

Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

игры Никитина могут стимулировать развитие  творческих способностей с самого раннего возраста;

— задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

— ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи;

игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

— играя в игры Никитина с детьми, взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение — сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

К развивающим играм Никитина относятся игры: «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи квадрат», «Кирпичики», «Сложи узор» и другие.

Игра «Уникуб»

Эта игра знакомит ребенка с трехмерным пространством.

Из 27 кубиков с разноцветными гранями он складывает различные объёмные фигуры.

Игра «Кубики для всех»

Игра состоит из 7 фигурок, различных по форме: одна фигура из 3, а остальные из 4 кубиков каждая.

Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками.

Игра «Сложи квадрат»

Игра напоминает «пазл» — из отдельных разрозненных частей, необходимо сложить нечто целое. Этим целым является квадрат.

Игра представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Квадрат-образец присутствует только в первом варианте. Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры. Они расположены в порядке усложнения.

Игра «Кирпичики»

Одна из лучших игр для развития пространственного мышления, глазомера, внимательности. Знакомит ребёнка с основами черчения и постепенно подводит к сложной творческой деятельности инженеров и архитекторов.

Игра состоит из 8 деревянных кирпичиков (аналогичных по пропорциям стандартным кирпичам) и 30-ти оригинальных чертежей-заданий, расположенных по принципу «от простого к сложному».

Эта игра примечательна тем, что ребёнок на основе плоских изображений одного предмета с 3-х сторон (3 вида на чертеже), создаёт объёмную модель.

Все эти игры очень интересные и замечательные, но больше всего мне понравилась игра «Сложи узор». Давайте поговорим о ней немного побольше.

Итак, игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.

Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

А теперь давайте рассмотрим на примере сказки данную игру.

 «Сказка про золотую рыбку»

Жили – были 7 принцесс. У них был большой и уютный ДОМ и огромная мечта – подержать в руках ЗОЛОТУЮ РЫБКУ. И вот однажды они отправились на поиски своей мечты. Их путь лежал через густой и тёмный ЛЕС. Каждая принцесса зажгла свой ФОНАРИК, чтобы не сбиться с пути…и уже через несколько минут они оказались на красивой ЦВЕТОЧНОЙ поляне, где под лучами солнца порхали разноцветные БАБОЧКИ. Спуститься вниз к реке им помогла волшебная ЛЕСЕНКА. Они сели в ЛОДКУ и поплыли. Принцессы настолько залюбовались красотой окружающей природы, что не заметили, как к лодке подплыла ЗОЛОТАЯ РЫБКА. Все принцессы загадали желание и отпустили рыбку домой. И стали жить они долго и счастливо!

Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, научатся развивать сюжет, использовать в речи разные виды предложений.

Заключительное слово.

Никитинские игры рассчитаны на совместную игру ребенка и взрослого. Степень их вариативности высока, их можно подстраивать под себя, под свой уровень и интересы. Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. Такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше уровень творческих способностей ребенка.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

 

 

 

×
×