8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00
?>

Младшие школьники и русская народная культура

Автор: Соловьева Надежда Михайловна

Младшие школьники и русская народная культура.

Проблема приобщения детей 7 лет к русской народной культуре посредством подвижных игр на сегодняшний день является актуальной в педагогике. Приобщение детей 7 лет к русской культуре через подвижные игры является принципиально важным условием для их умственного и физического развития. Игры являются важной частью в развитии детей.

Проблема приобщения школьников к русской народной культуре затрагивала социум еще в 20 веке. Доказывают это строки Солженицина А.И.: «В последнее время русская культура искажена тлетворным облучением, перестаёт существовать Россия как духовная сущность и как историческое явление». Проблема приобщения детей к русской национальной культуре не раз исследовалась отечественными учеными и практиками системы образования. Изучали народную культуру и традиции в развитии детей 7 лет. Ученые подтверждали, что благодаря приобщению детей к русской народной культуре решались задачи нравственного, эстетического, этического, умственного и физического развития детей, обеспечивалась связь поколений. Школьный возраст является наиболее подходящим для приобщения детей к русской культуре, что осуществляется в ходе их целенаправленного обучения и развития.

Изучением проблемы воспитательной возможности народной культуры занимались такие ученые и педагоги, как Волков Г.Н., Ушинский К.Д. Они предлагали применять в педагогической практике народные обычаи и традиции, распространяя тем самым искусство народа, его эстетику, танцы, праздники, игрушки и т.д. Так же вопросы о приобщении детей к русской народной культуре воссоздаются в работах А.С. Макаренко, Сухомлинского В.А., Ушинского К.Д.

Подвижные игры играют большую роль в изучении народной культуры. Половина опрошенных детей 7 — 8 лет из всех игр, выбирают именно подвижные игры, они считают их намного веселей, в этих играх не нужно думать, можно быть расслабленным и спокойным, наслаждаться игрой.

Таким образом, возникает необходимость приобщения детей к русской народной культуре, посредством подвижных игр.

Проблема приобщения школьников к культуре через игры решаема при соблюдении следующих условий

— содержание и сюжет подвижных игр должны отражать элементы русской народной культуры;

— соблюдение поэтапности в руководстве подвижными играми детей;

— осуществление систематичной организации подвижных игр.

Русские народные праздники являются педагогичным средством воздействия, так как они включают в себя действия как детей, так и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего школьного возраста. Все это способствует развитию устойчивого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. Русские народные праздники позволяют решать многие задачи художественного и нравственного воспитания. Важным принципом их исполнения является гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники взрослый знакомит ребенка с народной культурой и создает условия для его полноценного развития. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках внутренне обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, помогают поддерживать интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, который не передает все самое ценное своему поколению — народ не имеющий будущего.

 Таким образом, можно сказать, что народная культура является источником духовно – нравственного воспитания детей 7 лет и является неотъемлемой и важной частью современного мира. Формирование у детей представлении о русской народной культуре следует начинать в школьном возрасте в тот период, когда закладывается фундамент человеческой личности. Нужно формировать у детей дружеское отношения к представителям всех народов и наций.

Одна из особенностей народных подвижных игр с сюжетами, это вероятность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым в обязательном порядке для всех. Сюжетные народные подвижные игры большей частью коллективные, численность играющих может быть различной (от 5 до 25 человек), и это позволяет широко применять игры в разных условиях и с различными целями..

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что формируя представления детей о русских народных праздниках, мы знакомим детей со всей культурой нашего народа посредством подвижных игр. Можно сказать, что народная культура является источником духовно – нравственного воспитания детей 7 лет и является неотъемлемой и важной частью современного мира. Формирование у детей представлении о русской народной культуре следует начинать в школьном возрасте в тот период, когда закладывается фундамент человеческой личности. Нужно формировать у детей дружеское отношения к представителям всех народов и наций.

Исходя из анализа педагогической, научно-исследовательской и методической литературы, нормативных документов, оценки социальной ситуации и практики организации образовательного процесса, мы пришли к выводу о том, что проблема приобщения детей к русской народной культуре является актуальной в современном обществе. Не во всех школах учителя приобщают детей к истокам родной культуры, это зависит от множества факторов, один из которых, реализуемая образовательная программа в учреждении.

Изучив некоторые комплексные программы, мы пришли к выводу, что в них недостаточно внимания уделяется приобщению детей к русской народной культуре.

Многие ученые, педагоги (Г.Н. Волков, Л.С. Выготский, И.А. Сикорский, К.Д. Ушинский, Д.В. Эльконин и др.) выделяют огромнейший воспитательный и обучающий потенциал игры, которая, с их точки зрения, является уроком жизни, источником развития. Лишь в детской игре отражается вся сущность жизни, весь опыт поколений. С древних времен все игры отражали в себе специфику народных праздников, праздники в свою очередь основывались на церковном календаре.

Изучив психолого-педагогические исследования, мы пришли к выводу, что существует множество классификаций детских игр, среди которых выделяются подвижные игры, как определяющие развитие физических, умственных способностей, освоение нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Исходя из этого, мы предположили, что процесс формирования представлений у детей 7 лет будет более эффективным при включении в него народных подвижных игр. 

Источники литературы.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – Академический проект; Альма Матер, 2006 – 702 с.

2. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. — 1984. — № 5.

3. Бабанский Ю.К. Педагогика. / Ю.К. Бабанский. — М.: Просвещение, — 1998 – 479 с.

4. Балдина О.Б. Народная культура в современных условиях: учебн. пособ. / О.Д. Балдина, Э.В. Быкова, E.Э. Гавриляченко, В.В. Метальникова, Е.А. Семенова.: отв. ред Н.Г. Михайлова. — М. Российский институт культурологии (РИК), 2000. — 335 с.

5. Баранова О.Г., Т.А. Зимина. Русский праздник. Санкт-Петербург, 2002. — 667с.

 

×
×