ПРОБЛЕМА ТРЕВОЖНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Автор: Сорокина Инна Юрьевна

ПРОБЛЕМА ТРЕВОЖНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

1.1.Определение тревожности, ее специфика

Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.

В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. Тревожность — свойство личности спортсмена, выражающееся в склонности испытывать тревогу в различных условиях деятельности при воздействии стрессогенных факторов и в ситуациях неопределенности.

А.М. Прихожан указывает, что тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [12;116].

По определению Р.С. Немова, «тревожность — постоянно — или ситуативно-проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [9;62].

Карен Хорни тревожность является неотъемлемым компонентом психики. Она считала, что тревожность формируется в самых ранних отношениях с родителями. В случае, если родители недостаточно внимательны к ребёнку, проявляют к нему недостаточно любви и заботы, у ребёнка возникает враждебное отношение к ним. Это отношение ребенок вынужден вытеснять, так как он зависим от них. Позже эти подавленные чувства негодования и враждебности распространяются на отношения с другими людьми.

Также Хорни выделяла в своей концепции «базальную тревогу» — это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности.

Рассмотрение тревожности как предмета психологического исследования берет начало в психоанализе Зигмунда Фрейда. Изначально он предположил что тревога является следствием неадекватной разрядки энергии либидо. Позже Фрейд пересмотрел это предположение и пришел к выводу, что тревога является функцией Эго и назначение её состоит в том, чтобы предупреждать индивидуум о надвигающейся угрозе, которую надо встретить или избежать [18;119].

А.М. Прихожан указывает, что тревожность — это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [12;119].

В отличие от страха, который порождается конкретными причинами и связан главным образом с угрозой самому существованию человека как живого существа, тревожность обычно имеет неопределенный характер и возникает при угрозе (нередко — воображаемой) человеку как личности. Иногда ставится знак равенства между страхом и тревожностью. В тоже время полагают, что тревожность, тревога предшествуют страху, который возникает, когда опасность уже осознана и конкретизирована Захаров А. И.

Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

К объективным факторам возникновения тревожности относят:

Неблагоприятный социально-психологический климат коллектива, который складывается под влиянием сложной системы взаимоотношений и выражается в определенном эмоциональном состоянии (эмоциональном настрое) коллектива. Частые конфликты, повышенная напряженность в отношениях с коллегами и руководством, отсутствие поддержки и сплоченности в коллективе могут негативно сказываться на индивидуально-психических состояниях его членов, создавать тягостные переживания, которые закрепляясь могут служить фактором, способствующие повышению уровня тревожности;

Перегрузки. Есть люди, которые лучше всего работают в состоянии постоянного напряжения, однако для большинства людей, ситуация жесткого временного прессинга является стрессовой. Такая ситуация может быть связана с плохой организацией труда (когда организационные процедуры отнимают львиную часть рабочего времени), недостатком персонала (когда один человек вынужден совмещать обязанности нескольких сотрудников), а так же и самим характером деятельности, в которой периодически случаются «авралы» (например, у бизнесменов, милиционеров, медиков, вынужденных бороться с кризисными ситуациями). Причинами перегрузок могут быть также нереально высокие личные притязания или требования начальства.

Низкий социальный статус. Для большинства людей работа составляет наиболее значимую часть жизни. И если общество недооценивает эту работу как малозначительную и недостойную высокого вознаграждения, это унижает достоинство человека. У работников, получающих низкую заработную плату, возникает стресс в результате ущемления их притязаний. Они испытывают депрессию и чувство безнадежности. Часто это ощущение усугубляется отношением руководителей, которые постоянно контролируют своих подчиненных, не доверяя их добросовестности и компетентности. Чувство недооцененности и мелочный контроль разрушают в человеке стремление к профессиональному росту, заставляет сомневаться в своих способностях.

Сверхурочные и неудобные часы работы. Человеческий организм, суточные ритмы которого определяются природными факторами, не приспособлен для того, чтобы работать в ночные часы. Нарушение суточного ритма (например, ночные смены) вызывают психологический и физиологический стресс. Помимо нарушений суточных ритмов, сверхурочные часы работы влекут за собой дополнительные неудобства. У человека не остается времени, которым он мог бы распоряжаться по своему усмотрению, так как в любой момент его могут вызвать для сверхурочной работы. Человек находится длительное время в состоянии тревоги ожидания.

Ненужные ритуалы и процедуры. Многие служащие жалуются на обилие бумажной работы. Оформление многочисленных документов часто вызывают отрицательные эмоции у врачей, учителей, преподавателей вузов и научных работников, чья основная деятельность носит совершенно иной «не бумажный характер». Часто раздражение возникает из-за слишком большого количества заседаний, обсуждений и деловых встреч, особенно если они плохо подготовлены. У участников таких встреч возникает ощущение, что время потрачено впустую.

eq
Неопределенность контролируют. Очень немногие eq
 экзаменов люди сомневаться чувствуют себя eq
 тревогу уверенно в ситуации неопределенности. eq  дружной Неопределенность расплывчатое на рабочем eq
месте такое может возникать eq
 многие из-за всеми частых изменений в eq
 плане политике учреждения, когда eq
 человек сотрудники любви толком не eq
знают таким, что происходит, и не могут eq  студентов планировать таким свою деятельность. eq
 важное Самая худшая форма eq
 деятельности неопределенности определению — это когда eq
человек задачи не знает, удастся ли ему eq  девушек удержаться отложить на рабочем месте. Те eq
 свойство руководители, которые думают, что их eq
 трудностями служащие коллективе будут eq
работать часто лучше, если eq
 определению перед этот ними постоянно eq
 аток маячит перспектива увольнения, eq
 однако глубоко студенты заблуждаются. eq
Такое проявления положение приводит eq
 является только биологически к повышению уровня eq
 студенты тревожности сотрудников.

Однообразие. eq  недопонимания Когда определенном ситуация eq
слишком складывающихся стабильна, это тоже eq
 неудачи может замечается вызвать тревожность, eq
 черты проявляющуюся в апатичности, ленности. eq  процесс Человек сексуальную время от eq
времени оценивается нуждается в новых eq
 чтобы впечатлениях биологически, чтобы сохранить eq
 база собранность и творческий потенциал. eq
 людей Например плане, у служащих, eq
выполняющих желание административные обязанности, eq  аффективным часто экзамена возникает ощущение eq
 является монотонности. По утрам они испытывают eq  студентов почти отношения паническое eq
состояние позже при мысли о том, что все события eq  самим предстоящего концепции дня можно предсказать до eq  велики минуты. Сами по себе эти eq
 деятельности события всеми не являются eq
стрессовыми психологи или неприятными, однако их eq  этому предсказуемость психическая достигает такой eq
 быть степени, что вызывает сильные eq
 которые негативные предупреждать эмоции.

eq
Беспомощность многом. Сильную тревожность eq
 деятельности может являющиеся вызывать не только eq
 упрекают необходимость принимать решения в eq
 юношеский сложной отчетливости обстановке, но и eq
противоположная превышающая ситуация, когда eq
 отношения человек реализуется осознает свою eq
 которых неспособность повлиять на происходящие eq  концепции события разнообразием и вынужден eq
смиряться студентов с чужим решением как с неизбежностью [12;123].

eq
 состояние Таким особенности образом, ситуативная или eq  отложить реактивная тревожность как состояние eq  эмоциональном характеризуется избежать субъективными eq
переживаниями позже, эмоциями: напряжением, eq
 чивое беспокойством которые, озабоченностью, нервозностью. Это eq  эмоциональном состояние возникает как эмоциональная eq  экзамена реакция низкотревожных на стрессовую eq
ситуацию предположил и может быть eq
 многочисленных разным непохожести по интенсивности и динамичности во eq  сложном времени. Ситуативная тревожность eq  формирование порождается стрессового объективными eq
условиями людей, содержащими вероятность eq  обозначают неуспеха проявлениях и неблагополучия (в частности, в eq  проявлениях ситуации оценки способностей и eq
 унижает достижений буквальном личности).

1.2. eq
Особенности сдачи эмоционального развития eq
 уровень человека воплощаются в юношеском возрасте

eq
 этому Юность – это стадия онтогенетического eq  служат развития группе между eq
подростковым своих возрастом и взрослостью. У eq  задачи юношей обычно этот временной eq
 плане интервал охватывает 17 — 21 год, у девушек – 16 – 20 [3;96].

eq
 умелым Юношеский возбуждения возраст eq
характеризуется аффективным большим стремлением к eq
 разнообразием дружеским заниженной отношениям и любви. eq
 выработка Дружба юношей и девушек eq
 которые отличается чтобы более eq
глубоким студентов и устойчивым характером, чем у eq  решает подростков которые. Значимым становится eq
 слишком стремление к эмоциональной теплоте, eq  этому искренности ананьев. Возникает eq
желание формирование поделиться с другом eq
 можно чем-то деятельности личным. Достаточно eq
 самим характерным является то, что юноши eq
 такого пытаются уровнем идеализировать eq
дружбу человеческий и своих друзей.

В то же eq  таким время умственного они достаточно требовательны по eq  вопрос отношению к ним. У юношей может eq
 ситуативное возникнуть отношение ощущение в eq
недостаточной сложном близости с друзьями.

Для eq  отношениях юношеского любой возраста, также как и для других, eq  буквальном характерно желание завязывать eq
 тебе дружеские проведено отношения с eq
людьми деятельности своего пола. Но eq
 задачи взаимоотношения студента девушек и юношей eq
 отчетливости несколько меняются. Их общение eq
 отношение становится человек более eq
активным сдавать. В этот период eq
 главное возникает трудностями желание испытать eq
 любой новые глубокие чувства.

В eq  новый ранней проявления юности eq
делятся превышающая с другом своими eq
 необходимость переживаниями была, ощущениями, планами и т. д. eq  экзаменов Позже его заменяет любимая или eq  появляются любимый склонность.

В это время eq юноша процедуры или девушка могут eq
 вынужден раскрыться избежать полностью как личность, eq
 доминирует испытывая духовную и сексуальную eq
 также близость должным. Для этого eq
возраста отношения потребность в любви – это eq  тревожность желание период быть понятым, eq
 такого ощутить эмоциональную привязанность и eq  устойчивая тепло факторам, духовную eq
близость тобой.

То, как юноши выстраивают eq
 студент свои которая отношения, учатся eq
 полном проявлять нежность и заботу, eq
 задачи скажется отрицательно на их дальнейшей eq
жизни психологи.

Особенностью юношеского eq  средств возраста ситуаций является стремление к eq
 стало достижению поставленных целей в eq
 чтобы будущем тревожность. Это положительно eq
влияет состояние на становление личности.

eq
 упрекают Уровень успехов самооценки и уверенность в eq  среди собственных силах определяют то, eq
 слово насколько студент велики eq
будут необходимо жизненные планы. eq
 интенсивное Самооценка психическая этого возрастадостаточно eq  разнообразием стабильна, отличается высоким eq
 значимым уровнем ананьев и сравнительной eq
устойчивостью дружеские. В это время они не так сильно eq  наблюдение обеспокоены представление выбором будущей eq
 контролируют профессии, оптимистично настроены, eq  сопровождающем верят сильно в собственные eq
способности наряду и возможности.

В юности eq  означает получает сдаче новое развитие eq
 время механизм идентификации — обособление. eq  часто Именно уважаете в юности eq
обостряются слово способности к сочувствованию в eq  стрессового состояния позже других, способности eq
 можно переживать эмоционально эти состояния как eq  тождественно свои ситуации. Именно eq
поэтому признались юность может eq
 желание быть образом столь сензитивна, eq
 коллектив столь тонка в своих eq
 факторам проявлениях необходимость к другим eq
людям может, в своем переживании eq
 многие впечатлений означает от созерцания природы и eq
 которые идентификации с ней, в своем отношении и eq  данном понимании тревожность искусства. eq
Идентификация влияние утончает сферу eq
 должным чувствования способности человека, делая его eq
 замедляется богаче и одновременно ранимее.

В то же eq  состояние время студентов именно в eq
юности время обостряется потребность к eq  разработанная обособлению интенсивное, стремление оградить eq
 замечается свой уникальный мир от вторжения eq  психических сторонних может и близких eq
людей мобилизацией, для того чтобы eq
 когда через приняли рефлексии укрепить eq
 уважаете чувство личности, чтобы eq
 студентов сохранить ананьев свою eq
индивидуальность могут, реализовать свои eq
 анализ притязания студентов на признание. Обособление как eq  экзамена средство удержания дистанции при eq
 замечается взаимодействии сдавать с другими eq
позволяет состояние молодому человеку «eq
 отношение сохранять тревожности свое лицо» на eq
 беспокойный эмоциональном и рациональном уровнях eq
 качественные общения другие.

Важным для eq юности которые является осознание и eq
 основные принятие медиков обязанностей перед eq
 группе самим собой, ответственности за eq  дружной собственную является жизнь, eq
формирование изменяются жизненных планов. eq
 может Жизненный студентов план как совокупность eq
 отрицательных намерений постепенно становится eq
 взаимодействии жизненной требования программой, eq
когда поэт предметом размышлений eq
 национальности оказывается дружной не только конечный eq
 того результат, но и способы его достижения. eq  уровнем Жизненный большинство план это eq
план отложить потенциально возможных eq
 были действий переживаемым. В содержании планов, как eq  является отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В eq  основе своих если ожиданиях, eq
связанных собранность с будущей профессиональной eq  человек деятельностью позже и семьей, юноши и eq
 эмоциональном девушки достаточно реалистичны. Но в eq  которые сфере оценивается образования, eq
социального сложном продвижения и материального eq  тревожность благополучия трудностями их притязания зачастую eq
 студентов завышены. В связи с этим у eq
 усиление студента которые возникает eq
много велики эмоций, которые eq
 психическое нужно была контролировать, чтобы eq
 особенности учеба не была «на заднем eq
 способности плане связывать».

Юность eq характеризуется только появлением чувства eq
 наличие своей служат неповторимости, индивидуальности, eq  высоким непохожести на других, в отрицательном eq  студентов варианте большинства возникает eq
противоположность отношениях – диффузное, расплывчатое «я», eq  высшей ролевая связанные и личностная неопределенность. eq  отвечать Типичная черта этой eq
 тревожности фазы превышающая развития – «eq
ролевой база мораторий» (отсрочка): eq
 идентификация диапазон общество выполняемых ролей eq
 параметры расширяется, но юноша не усваивает эти eq  связывать роли такое всерьез и eq
окончательно состояние, а как бы пробует, примеряет их к eq  природы себе оценок.

Юношеский возраст eq  замедляется предполагает собой в буквальном eq
 были смысле уровнем слова «eq
третий различных мир», существующий eq
 материального между люди детством и взрослостью. eq
 тревожность Биологически это период завершения eq
 карен физического сдачи созревания. eq
Социальное повышенной положение юношества eq
 ятельность неоднородно являющиеся. Юность – завершающий eq
 которые этап первичной социализации, eq
 однако ведущий многочисленных вид деятельности – мир eq
предметов необходимость, учебно-профессиональный. Юношеский eq
 дальнейшей возраст время – важный этап раeq
 оценок звития умственных способностей [eq  быть 15;183 студентов].

Развитие eq познавательных порождается функций и интеллекта в eq
 ситуация юности которые, как и во всяком другом eq
 когда возрасте, имеет две стороны – eq
 сколько количественную эмоциональном и качественную. eq
Количественные уровень изменения суть eq
 исследуемая изменения человек в степени и уровне eq
 часто развития; подросток решает eq
 отчетливости интеллектуальные ситуации задачи eq
легче среди, быстрее и эффективнее, чем eq  трудностями ребенок факторам младшего возраста. eq
 дальнейшей Качественные изменения – сдвиги в eq
 оценок структуре девушек мыслительных eq
процессов расплывчатое: важно не то, какие eq
 отличие задачи какие решает человек, а eq
 процедуры каким образом он это делает.

eq
 адаптации Слово новый «студент» — eq
латинского поэт происхождения, в переводе на eq  которые русский среди язык означает «eq
 средств усердно работающий, занимающийся», то eq  оценивается есть формы овладевающий eq
знаниями дружба.

Студент как человек eq  задачи определенного когда возраста и как личность eq
 биологически может характеризоваться с трех eq  которых сторон потрачено:

1) с психологической, eq которая коллективе представляет собой eq
 студенты единство должным психологических процессов, eq  психическая состояний и свойств личности. eq
 того Главное можно в психологической eq
стороне проявления — психические свойства (eq
 пишешь направленность состояние, темперамент, характер, eq
 период способности), от которых зависит eq
 свойство протекание обладает психических eq
процессов слово, возникновение психических eq  такой состояний звития, проявление психических eq
 дальнейшей образований. Однако, изучая eq
 трудный конкретного любой студента, eq
надо контролируют учитывать вместе с тем eq
 человек особенности поставленных данного индивида, его eq
 такое психических процессов и состояний;

2) с eq  научных социальной студентов, в которой eq
воплощаются период общественные отношения, eq
 тревожность качества которые, порождаемые принадлежностью eq  основе студента к определенной социальной eq  непохожести группе тревожность, национальности и так eq
далее недопонимания;

3) с биологической, которая eq
 отрицательных включает человек тип высшей нервной eq
 признались деятельности, строение анализаторов, eq
 ситуации безусловные тебе рефлексы, eq
инстинкты необходимо, физическую силу, eq
 студентов телосложение обозначают, рост, черты eq
 потрачено лица, цвет кожи, eq
 биологически глаз параметры, и т. д. [12;119]. Эта сторона в eq основном зависит предопределена наследственностью и eq  способы врожденными человек задатками, но в известных eq  интенсивное пределах изменяется под влиянием eq
 идентификации условий умелым жизни.

eq
Период самим адаптации, связанный с eq
 ситуации ломкой когда прежних стереотипов, eq
 последний может на первых порах eq
 быть обусловить уровень и сравнительно eq
низкую человек успеваемость, и трудности в eq  была общении состояние. У одних студентов eq
 возбуждения выработка нового стереотипа eq
 позже проходит достаточно скачкообразно, у eq
других юность — ровно. Несомненно, eq
 непохожести особенности аффективным этой перестройки eq
 обозначают связаны с характеристиками типа eq
 состояния высшей время нервной eq
деятельности переживаемым, однако социальные eq
 другие факторы любви имеют здесь eq
 какие решающее значение. Знание eq
 трудный индивидуальных тревожность особенностей eq
студента психических, на основе которого eq
 ситуации строится обозначают система включения его в eq
 путем новые виды деятельности и eq
 процедуры новый обладает круг eq
общения упрекают, дает возможность eq
 которых избежать ананьев дезаптационного синдрома, eq  человеку сделать процесс адаптации eq
 свой ровным какие и психологически eq
комфортным последний.

1.3. Учебная деятельность в eq
 проверяются юношеском эмоциональном возрасте, связанная eq
 признались с тревожностью

Проблема оптимизации eq  определению учебной обладает деятельности и eq
психических состояние состояний обучающихся в eq
 темперамента усложненных группе условиях, например, в eq
 существует период экзаменационной сессии, eq
 выявить является ожиданием предметом eq
внимания исследуемая многих психологов, а ее eq
 данном сложность студенты предопределяет широкое eq
 психических поле исследований. Это происходит в eq  высшей связи приняли с разнообразием eq
задач обнаруживают, возникающих перед eq
 обнаруживают исследователями воплощаются: это задачи диагностики eq
 означает изменений в деятельности и состоянии eq  тождественно человека девушек, задачи eq
разработки существует методов анализа eq
 когда деятельности стадия, адекватных сложности и eq  студенты
системности предмета исследования и eq
 студента методов задачи обучения eq
учащихся деструктивный, задачи определения eq
 велики психологических отношение и личностных детерминант, eq  ранней формирующих благоприятные для выполнения eq  можно деятельности состояние функциональные eq
состояния когда человека [7;119].

eq
 однако Экзаменационная сложности сессия является eq
 собранность одним из структурных элементов eq  длительное учения должным — ведущего eq
вида исследования деятельности студентов. eq
 вопрос Напряженный сверхурочные характер экзаменационной eq  устойчивая сессии является ее специфической eq  тобой чертой состояние. Наряду с eq
воздействием события социальных факторов, eq
 стрессового существенное упрекают влияние на работоспособность, eq  проведено активность студента и его психическое eq  была состояние должны оказывают и eq
информационные оценивается параметры деятельности — eq  новизна содержание деятельности, объем экзаменационных eq
 избежать билетов, темп предъявления eq
 черты вопросов тревожности. Другие eq
характеристики замедляется — особенности сдачи eq
 состояния экзамена содержании, связанные с преобразованием — eq  которые воспоминанием заученной информации, eq
 отношения являются малы основной eq
причиной оценивается развития состояния eq
 находится психического избежать напряжения и напряженности. В eq  наблюдение многочисленных исследованиях показано, что eq  когда возникновению сложном напряженности eq
способствуют изучая чрезмерная субъективная eq
 основные сложность студентов задания, высокая eq
 обладает ответственность за результат деятельности, eq  состояние воздействие отчетливости различного eq
рода однако помех, а также eq
 подготовкой дефицит факторам информации или времени, eq
 ожиданием избыточность информации и другие eq
 каждого факторы складывается.

Психическая eq напряженность сложном оказывает неоднозначное eq
 всем влияние коллективе на деятельность, однако eq
 деструктивный выраженные его формы и, особенно у eq
 уровнем эмоционально идентификации недостаточно eq
устойчивых девушек лиц, имеют явно eq
 нереально деструктивный студента характер, вызывая eq
 превышающая нарушение ряда психических eq
 студентов функций исследования и, в конечном eq
итоге этот, снижение эффективности и eq  состояния надежности можно деятельности. В связи с eq
 изменяются этим возникает необходимость eq
 подготовкой оценки ятельность и прогнозирования eq
эмоциональной часто устойчивости перед eq
 юноши насту психическихплением экзаменационной eq
 содержании сессии. Но, экзамен — не просто eq  должным проверка доминирует знаний, а eq
проверка оценивается знаний в условиях eq
 человеческий стресса отношение. Среди медиков eq
 доминирует существует точка зрения, что до 90 % eq  особенность всех аффективным заболеваний eq
могут есть быть связаны со eq
 экзамена стрессом находится . Отсюда можно eq
 девушек сделать вывод, что экзамены eq
 замечается здоровья состояние учащимся не eq
прибавляют период, а наоборот. Действительно, eq  экзамена многочисленные способности исследования показывают, что во eq  умелым время подготовки и сдачи eq
 многом экзаменов факторам имеют eq
место материального интенсивная умственная eq
 дружеские деятельность шкала, крайнее ограничение eq
 один двигательной активности, нарушение eq
 плане режима приняли отдыха и сна (eq
поверхностный памятку, беспокойный сон), eq
 крайнее эмоциональные хотя переживания. Все это приводит к eq  средств перенапряжению нервной системы, eq
 всеми отрицательно параметры влияет на eq
общее тревожность состояние и сопротивляемость eq  непохожести организма сдавать. Рабочая нагрузка eq
 любой студентов, превышающая в обычное eq
 крайнее время сомневаться 12 часов в eq
сутки характерно, в период экзаменационной eq  многочисленных сессии слишком увеличивается до 15 — 16 часов. eq  состояние Кроме того, ситуация eq
 отложить экзамена ситуации у студентов eq
неизменно время вызывает проявления eq
 виды стрессового бумажный характера. Почти eq
 содержании четверть студентов не досыпает eq
 состояние даже сексуальную в течение eq
семестра человеческий, не говоря уже о периодах eq  которых сессии требования.

Перед началом eq  время учения любой студент eq
 тобой имеет разрядка психическое eq
состояние бесед готовности к этой eq
 ранней работе причин. Кроме этой eq
 тревожность общей и длительной готовности, eq  пишешь существует воспоминанием готовность как eq
временное аффективным состояние, которое eq
 слишком может связывать быть названо eq
 процедуры также предшествующим состоянием.

eq
 отрицательных Обычное когда состояние eq
чаще процесс всего не замечается eq
 деятельности самим прихожан студентом. Он идет в eq
 ночные учебное заведение, не переживая ни eq  замечается подъема быть, ни какого-либо eq
упадка высоким. Такое обычное или eq
 аффективным нейтральное дружба психическое состояние eq
 сдавать бывает чаще всего, eq
 основе когда замедляется студент eq
привык сложном к выполнению своих eq
 беспокойный учебных необходимость обязанностей и в данное eq
 люди время к нему не предъявляется eq
 такое повышенных также требований. eq
Если были студент успевает по eq
 черты всем юноша учебным дисциплинам, eq
 свой процесс учения не вызывает eq
 жизненной каких-либо юношеский затруднений и eq
отрицательных плане реакций, то и приступает он к eq  интенсивное своей время деятельности в «обычном» eq  анализ состоянии. Нет причин для его изменений. eq  обычно Конечно воспоминанием, это обычное eq
состояние другом не абсолютно тождественно изо дня в eq
 человек день также — какие-то колебания в нем eq  тебе имеются, но они малы и не могут eq
 люди оказать трудный воздействия на eq
процесс девушек учения.

Часто eq  тебя студенты были приступают к процессу eq
 качественные учения с повышенной к ней готовностью. eq  человек Состояние всяком повышенной eq
готовности сложность может иметь eq
 коллективе разные выраженных причины, основные из eq
 последний которых следующие:

Особое eq  основные стимулирование деструктивный данного eq
вида проверяются деятельности; новизна eq
 данном выполняемого разрядка поручения или вида eq
 велики деятельности; творческий характер eq
 значимым работы чувство; особо eq
хорошее группе физическое самочувсeq
 дружба твие большинства; предшествующие состояния.

eq
 ананьев Обычно человек более eq
 процесс склонен снижение обращать eq
внимание каждого на отрицательные предэкзаменационные eq  таким состояния выполняемой, т.к. они служат сигналами eq  сколько каких-то, требующих устранения, «eq
 этом непорядков особенности» в психической eq
деятельности человеческий, мешающих должным eq
 время образом провоцируемых приступить к деятельности. Эти eq  которые состояния снижения готовности к eq
 просто выполняемой всем деятельности eq
следует экзамена рассматривать как выражение eq  отрицательно нарушения свойство уравновешенности процессов eq  проверяются возбуждения и торможения. В своей eq
 студентов учебной многочисленных работе eq
учащимся национальности часто приходится eq
 многом встречаться отрицательно с трудностями, которые они eq  определению должны преодолевать. В лучших eq
 каждого случаях могут, при встрече с eq
трудностями успехов, студент находится в eq
 ситуации психическом особенность состоянии, которое eq
 была можно назвать состоянием eq
 остается готовности основные преодолевать eq
трудности наряду. Это состояние характеризуется eq  необходимость уверенностью студента, твердой решимостью eq  психических справиться с трудностью, мобилизацией для eq  чувственного этого бумажный всех eq
своих группы сил. Встречаются студенты, eq  зависит которые стресс предпочитают трудный eq
 сопровождающем материал, который способствует eq
 люди сосредоточению исследования всех eq
усилий проявления человека. Такое eq
 тоже состояние выработка часто свидетельствует о eq
 человеческий настойчивости и вдумчивости студента, а eq  многом иногда складывающихся оно объясняется eq
объективной процедуры привлекательностью трудной eq  есть задачи количественные. Некоторые студенты eq
 средств плохо справляются с трудностями в eq  человек своей коллективе учебной eq
работе важное. Они проявляют малодушие, eq  чивое недост экзаменыаток настойчивости и eq
 человек выдержки. Иногда студентам eq
 тебе предъявляются может чрезмерные eq
требования поставленных, являющиеся для них сверхсильными eq  группы раздражителями время. Непосильные требования eq
 плохо могут вызвать у студентов eq
 студента обострение ситуативное не только eq
возбуждения человеку, но и торможения. Трудность eq  такой задачи всеми или требования не всегда eq  уважаете студентами оценивается правильно. В eq  изменений этой состояние оценке eq
нередко материального много субъективного. К eq
 направленной трудным человек и ответственным моментам eq  психическое следует отнести экзамены. Нет eq
 юноша такого переживаемым студента, eq
который состояние не переживал бы особого eq
 задачи психического сильно состояния в период eq
 вынужден экзаменационной подготовки, а особенно во eq  особенности время идентификация самого eq
экзамена когда

В этих ситуациях у eq  доминирует студентов коллективе неизменно присутствуют eq
 такого элементы стрессового характера. eq
 однако Помимо тревожности сильного eq
интеллектуального воспоминанием напряжения, с экзаменами у eq  ятельность студентов охранительным связано выявление eq
 всяком ряда отрицательных эмоций: eq
 развития страха важное, беспокойства, eq
тревоги непохожести, причиной которых eq
 требования является шкалы неопределенность исхода eq
 связанный экзаменационной ситуации, оценка ее в eq
 устойчивое субъективном деструктивный, личном eq
плане дружеские как «опасной», критической. В дни eq  девушек сдачи психические экзаменов ухудшается eq
 сверхурочные память, замедляется время eq
 девушки реакции стрессового, наблюдается eq
наибольший являющиеся выброс адреналина и eq
 расплывчатое норадреналина деятельности в кровь. Изменяются eq
 стало вегетативные показатели: отмечается eq
 усиление учащение материального сердцебиения на eq
10-15 просто ударов в минуту, eq
 предчувствием усиление аток тремора рук, снижение eq
 стадия температуры пальцев. Все это свидетельствует о eq  упрекают сопровождающем сложном возбуждении eq
симпатоадренолиновой признались системы. Во многих eq
 перед исследованиях доминирует подтверждается неблагоприятное eq  признались влияние экзаменов на сердечно-сосудистую eq  которые систему отвечая студентов. eq
Кроме новизна того, в ситуации eq
 пишешь экзаменов деятельности отмечено снижение eq
 высоким уровня мышления, внимания, eq
 природы памяти воспоминанием и всех eq
показателей тревогу шкалы 
самооценки, eq  развитие самочувствия студентов, настроения, работоспособности, eq  база ночного сна, аппетита. Появляются eq  содержании страх представление и неуверенность в eq
себе появляются те, которые, связываясь с eq  если заниженной многочисленных самооценкой, в свою eq
 беспокойный очередь приводят к новым eq
 психическом аффективным человеку переживаниям.

Для eq успешной крайнее сдачи экзамена eq
 бесед важно человек, в каком психическом eq
 непохожести состоянии находится студент. eq
 человек Наиболее уровнем благоприятное для eq
успешной национальности сдачи экзаменов eq
 процедуры психическое стрессового состояние студентов eq
 шкала характеризуется внимательностью, серьезностью, eq  превышающая уверенностью студентов, относительным eq
спокойствием состояния. Все студенты волнуются во eq  пишешь время образом экзамена, и потому eq
 последний желательное спокойствие при его сдаче eq  связано надо развитие назвать eq
относительным бумажный. Весь период eq
 отношения сдачи интенсивное экзаменов характеризуется eq  умелым состоянием умственного напряжения. Это eq  исследование напряжение характерно иногда eq
сопровождает устойчивая умственную деятельность на eq  воспоминанием уровне люди непосредственного или чувственного eq  плане познания действительности, особенно, eq  является когда шкала требуются eq
точные события формулировки. Во время eq
 сравнительно сдачи которые экзамена любое eq
 склонность припоминание ответа на вопрос eq
 адаптации может биологически быть eq
напряженным группе состоянием, переживаемым eq  когда мучительно опасениям, особенно в тех случаях, eq  многие когда забывается что-то eq
 время хорошо только известное, а eq
отложить обычно воспроизведение нельзя. eq
 предчувствием Если оценок студент не понимает eq
 виды смысла предлагаемой ему задачи и eq  общество делает деятельности большие eq
усилия вопрос, чтобы осознать, в чем eq
 необходимо заключается период проблема. Это зависит как от eq  есть объективной трудности проблемы, так и от eq  студента ясности такого и отчетливости её eq
формулировки тревожность. Причем напряженным eq
 деятельности может ожиданием быть психическое eq
 своей состояние на различных этапах eq
 много решения тревожность проблемы. eq
Неспокойным повышенной бывает состояние и при eq
 неудачи выборе экзамена средств решения eq
 умственного задачи. Происходит нечто, eq
 проявления формально определенном напоминающее «eq
борьбу обнаруживают мотивов» в сложном eq
 отвечать волевом новизна действии.

 В любом eq  склонность случае за психическим состоянием eq  упрекают экзаменационного психических напряжения eq
обычно поставленных следует разрядка. Эта eq
 тревожность разрядка существует переживается по-разному. В eq  уважаете одних случаях она является eq
 необходимо охранительным связанные торможением; в eq
других психических — констатацией того, что eq  устойчивая трудное новизна позади, и воспоминанием о eq  человек минувших трудностях; в-третьих eq
 чивое перекл которыеючением на eq
другую всем деятельность.

Психические eq  есть переживания человеку студентов исключительно eq
 этот сложны и разнообразны. Эмоциональные eq  однако переживания необходимо во время eq
экзамена расплывчатое принимают особенно eq
 слово острый влияние характер. От интенсивности eq  вопрос предэкзаменационных реакций во многом eq
 усиление зависит люди и окончательный eq
успех возбуждения. Существует мнение, что eq
 сложность оптимальная того степень возбуждения eq
 состояние способствует хорошим результатам. Мы eq
 позже будем многие называть эти eq
состояния база предэкзаменационными.

На степень eq  ними предэкзаменационного точек возбуждения оказывают eq
 позже влияние многие факторы, eq
 группе однако своих основными eq
являются тоже: характер экзамена, eq
 ситуации поведение тревогу и настрой преподавателя, eq  ранней подготовленность к экзамену, самоуверенность, eq  плохо индивидуальные стало типологические eq
особенности средств студента и др. Ситуация eq
 бумажный экзамена психологи требует от студента eq
 связано волевой готовности, собранности, eq  человек дисциплинированности отчетливости. Тем не менее, eq
если темперамента студент обладает eq
 просто данными уровнем свойствами, но имеет eq
 которые высокий уровень тревожности, то эта eq  означает ситуация усиление может eq
образовать ананьев различного рода eq
 национальности проблемы воплощаются, для разрешения которых уже eq  направленной необходимо будет принимать специальные eq  изменений меры желание.

В целом тревожность — это eq
многозначный деятельности психологический термин, eq
 шкалы которым могут описывают как определенное eq  изучая состояние индивида в ограниченный eq
 мобилизацией момент замечается времени, так и eq
устой собранностьчивое свойство eq
 время любого поставленных человека [8;119].eq
 устойчивая Анализ научно-психологической литературы eq  могут последних существует лет позволяет eq
рассматривать психические тревожность с разных eq
 психологи точек такой зрения, допускающих eq
 сколько утверждение о том, что повышенная тревожность eq  состояние возникает наряду и реализуется в eq
результате задачи сложного взаимодействия eq
 когда когнитивных жизненной, аффективных и поведенческих eq  отложить реакций, провоцируемых при воздействии на eq  отвечая человека направленной различных eq
стрессов вопрос.
Тревожность понимают как eq
 являющиеся склонность база индивида к переживанию eq
 коллективе тревоги, характеризующаяся низким eq  сексуальную порогом сложность возникновения eq
реакции наблюдение тревоги: один из eq
 идентификация основных когда параметров eq
 связанные индивидуальных различий.

Определенный eq  база уровень основные тревожности — eq
естественная деятельности и обязательная особенность eq  дальнейшей активной такого деятельности личности [eq
 находится 9;106]. У каждого человека eq
 связанный существует экзаменов свой eq
оптимальный которая или желательный уровень eq
 дальнейшей тревожности свой — это так называемая полезная eq  состояние тревожность. Оценка человеком eq
 потрачено своего проявлениях состояния в eq

этом связанный отношении является для eq
 виды него могут существенным компонентом eq  этому самоконтроля и самовоспитания. Однако eq  общество повышенный коллективе уровень eq
тревожности разработанная является субъективным eq
 тревожность проявл студентовением неблагополучия eq
 точек личности.

Проявления тревожности в eq  состояние различных замедляется ситуациях не eq
одинаковы реализуется. В одних случаях eq
 коллективе люди стадия склонны вести eq
 стало себя тревожно всегда и eq
 группа везде большинство, в других они eq
обнаруживают названо свою тревожность eq
 высоким лишь поставленных время от времени, в eq
 различных зависимости от складывающихся обстоятельств.

eq
 основе Ситуативно-устойчивые проведено проявления eq
тревожности коллективе принято называть eq
 факторам личностными охранительным и связывать с наличием у eq  необходимо человека соответствующей личностной eq  желание черты необходимость (так eq
называемая деструктивный «личностная тревожность»). Это eq  человек устойчивая доминирует индивидуальная характеристика, eq  состояние отражающая предрасположенность субъекта к eq  индивидуальные тревоге желание и предполагающая eq
наличие девушек у него тенденции eq
 тебя воспринимать ситуации достаточно широкий «eq
 полном веер» ситуаций как угрожающий, eq  база отвечая прихожан на каждую из них eq
определенной охранительным реакцией. Как предрасположенность, eq
 сдачи личностная обозначают тревожность активизируется при eq  проверяются восприятии определенных стимулов, eq
 всеми расцениваемых взаимодействии человеком как eq
опасные воплощаются, связанные со специфическими eq  процесс ситуациями многочисленных угрозы его пресeq
 ятельность тижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативно-изменчивые проявления тревожности именуют ситуативными, а особенность личности, проявляющей такого рода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Состояние стресса у студентов в процессе деятельности  предупреждается психологической подготовкой к выполнению учебных и других программ, формированием устойчивых качеств и навыков, умелым управлением их поведения со стороны преподавателей и руководителей вуза. Б.Г. Ананьев пишет, что условия жизнедеятельности и труда рассчитаны не столько на думающего, сколько на чувствующего человека.

Когда у студента отрицательные эмоции (тревожность, переживания, страх, стресс), то в направленной деятельности на достижение успехов, имеет следующие особенности:

1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.

2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.

3. Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.

4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.

5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.

6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.

7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу [12;127].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. — 1992. — №5. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. — 1992. — №5.

2.     Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 2005.

3.     Зейгарник Б.В. Общая психопатология. М., 1999.

4.     Имедадзе II В К методу исследования уровня тревожности: Материалы IV Всерос. съезда общ-ва психологов. Тбилиси, 2011.

5.     Изард К. Эмоции человека. — СПб., 1999.

6.     Лазарус Р. Теории стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс / Под ред. В.Леви. М., 2008.

7.     Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. — 2009.

8.     Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

9.     Немов Р.С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений/ — М., 1998.

10.Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. — М., 2006.

11.Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Дисс…д-ра психол. наук. М., 2006.

12.Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Под ред.В.М. Астапова. — СПб., 2011.

13.Роджерс К. К науке о личности. / История зарубежной психологии. Тексты. — М., 2006.

14.Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство. М., 1990.

15.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. М., 2008.

16.Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 2009.

17.Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Стресс и тревога в спорте. М., 2008.

18.Фрейд 3. Затруднения, симптомы и тревожность. М., 2006.

19.Хорни К. Невротическая личность нашего времени; самоанализ / Пер. с англ. М., 2003.

20.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.

 

 

×
×