8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Технология критического мышления» как способ развития информационной компетенции на уроках истории и обществознания»

Автор: Васильева Руслана Олеговна

Методическая разработка относится к новым формам преподавания и обучения.В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемой обработки, осмысления, усвоения информации учащимися, поэтому приоритетной задачей в своей работе считаю  развитие информационных компетенций. Информационная компетентность является ключевым термином ФГОС ООО и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». Исходя из анализа педагогический исследований, отмечаю, что наиболее продуктивными являются анализ источников, исследовательский, частично-поисковый метод, работа с картой, проектный метод. Считаю, что все эти методы можно реализовать при применении технологии критического мышления.

В современном мире на ребенка идет поток информации, однако, в силу своих психологический особенностей, человек не может ее освоить в полном объеме. Поэтому перед педагогом стоит задача так организовать образовательную деятельность, чтобы формировать у учащихся умение и навыки самостоятельного поиска, умения собирать и анализировать информацию, а так же оценивать,  представлять и передавать её. Для реализации предъявляемых требований, в своей педагогической практике я использую технологию «развития критического мышления».

Критическое  мышление – это  способность  анализировать  информацию  с  позиции  логики  и  личностно – психологического  подхода  с  тем,  чтобы  применять  полученные  результаты,  как  к  стандартным,  так  и нестандартным  ситуациям,  вопросам  и проблемам.

Данная технология появилась в рос­сийском образовании в 1997 году. Изучали  ее М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская. Авторами данной технологии являются американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл.

В разработке применяются интерактивные методы, направленные на взаимодействие с учащимися. Технология развития критического мышления способствует формированию информационных компетенций учащихся.

Информационная компетенция учащихся включает в себя умение учащихся работать с учебной  литературой, умение переводить визуальную информацию в вербальную и наоборот, умение критически мыслить, умение воспринимать информацию из разных источников. Для развития

 

информационных компетенций я использую многие  приемы критического мышления, такие как фишбоун, кластер, синквейн и др.

В составе интерактивных методов применяются упражнения, носящие творческий характер.

Пример: 6 класс. Тема: «Куликовская битва». После определения темы, ребята определяют проблемную ситуацию: «В чем причины победы русских войск в Куликовской битве».

Для решения данной проблемы, которую помещают в голову, учащиеся работают с различными источниками информации ( исторический документ, учебник, энциклопедия история России, стихи Натальи Кончаловской, карта, видеоисточники), анализируют, находят причины победы (помещают на верхние косточки) и аргументированно приводят факты (нижние косточки). В хвосте делают вывод «значение Куликовской битвы для дальнейшего развития русского государства». В данном уроке гармонично соединены несколько методов: анализ источников, исследовательский, поисковый методы, работа с картой. Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать с различными источниками,  анализировать текст, выделять основные события, явления  в нем и  искать их причины, обобщать и самостоятельно делать выводы, способствует формированию информационной компетенции учащихся. Так, например, подводя итог урока, ребята составляли синквейн на тему «Куликовская битва»:

Куликовская битва
Историческая, благословленная
Сечёт, крушит, побеждает
Освободила Русь от Золотой Орды
Решающая победа русских.

Также, по проблемной ситуации: «В чем причины победы русских войск в Куликовской битве» ребята могут высказаться, применяя ПОПС-формулу.

Прием кластер:

       А при изучении данной темы в 10 классе применение технологии критического мышления позволяет существенно расширить поисковую зону и выдвижение новых проблем, часто противоречивых. Сегодня считается, будто Куликово поле расположено между реками Непрядва и Дон, ныне – Тульская область. Однако известно, что никаких следов знаменитой битвы на этом «Куликовом поле» почему-то не обнаружено. Поэтому на самом деле Куликово поле – это «Кулишки» – известное место в пределах современной Москвы. В поисках решения о месте знаменитой битвы необходимо изучить работы историка Гумилева, Ключевского, Рыбакова. Сравнить это с описанием литературных произведений Василия Яна «Хан Батый».

Таким образом, учителю истории необходимо создать условия  для формирования у старшеклассников своего мировоззрения и умения анализировать и сопоставлять факты. Этого можно добиться только развитием информационной компетенции.

В данном случае развивается умение учащихся сопоставлять различные точки зрения по принципиальным вопросам, самостоятельно делать выводы по нескольким главам, разделу учебника, писать реферат, составлять тезисы выступления, самостоятельно работать в библиотеках и в Интернете, определять категорию научной информации (гипотеза, проблема, теория)

При изучении темы: «Нашествие Батыя на Русь» в 6 классе,  учащимся дается задание. Прочтите отрывок :

«В этот год зимой пришли из восточных стран  на Рязанскую землю лесом безбожные татары, и начали завоёвывать  Рязанскую землю, и пленили её до Пронска, и взяли всё Рязанское княжество, и сожгли город, и князя убили. А пленных одних распинали. Других расстреливали стрелами. Много святых церквей предали они огню и монастыри сожгли, и сёла,  и взяли отовсюду немалую добычу; потом татары подошли к Коломне, и была битва великая…… А татары подошли к Москве; в туже зиму взяли Татары Москву…… Пленив Владимир, пошли  эти окаянные на  великого князя Георгия. Часть татар пошла к Ростову, другая часть к Ярославлю, а иные на Волгу:  в Городец, и пленили они все земли на Волге до самого Галича Мерского; а другие  пошли на Переславль, и взяли его, а оттуда пленили все окрестные земли и многие города, вплоть до Торжка Взяли они в один месяц 14 городов, не считая слобод и погостов. »

Выполните задания:

1.Определите жанр

2.Озаглавьте текст

3.Выделите синим цветом последствия монгольского нашествия для власти на Руси, красным для хозяйства и культуры.

4.Рязань, Городец, Москва, Торжок, Новгород, Ярославль, Владимир , Переславль

5. Выберите лишнее и объясните причины

6. Расставьте по хронологии

В ходе этой работы у учащихся развивается умение извлечения информации из текста,  анализировать текст, выделять основные события, явления  в нем и  искать их причины, обобщать и самостоятельно делать выводы.

При изучении темы «Нашествия Батыя на Русь» в 10 классе, учащиеся после определения проблемного вопроса о существовании трех точек зрения по поводу роли монголо-татар для Руси представляют эти три мнения в виде       такого рисунка-схемы: 

Важным критерием формирования информационной компетенции служит выработка у обучающихся потребности задавать вопросы и искать на них ответы не только на уроках, но и после них.

Применение перечисленных технологий позволило достигнуть определенных результатов. Количество детей, выбирающих историю и обществознание при сдаче экзаменов, возрастает, увеличивается качество результатов. 

Однако, стараюсь отмечать для себя и учу этому детей, что победа в конкурсах не является главной целью, важнее уровень индивидуального развития, который они способны достигнуть.

Я стараюсь не стоять на месте, стремлюсь осваивать новые технологии, интересные методы, приемы и стараюсь как можно чаще внедрять их на своих занятиях.

 

Подводя итог, следует отметить, что работа по решению поставленной проблемы продолжается. Хочется верить, что развитие информационной компетенции через развитие критического мышления на уроках истории и обществознание – это и есть опережающий, перспективный вклад в развитие человеческого общества. 

×
×