Автор: Вишнякова Юлия Александровна
Проект по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух — прозрачный невидимка».
Вишнякова Юлия Александровна, МДОУ «Детский сад №17», г. Саратов.
Тип проекта: информационно-познавательно- исследовательский.
Сроки реализации: краткосрочный (2 недели).
Количество участников: воспитатель, дети 6-7 лет.
Цель: Развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
· Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
· Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).
· Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
· Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
· Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Актуальность.В настоящее время в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Нельзя не отменить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Ожидаемые результаты. Приобретение детьми знаний о свойствах воздуха, о его роли в жизни человека и природы в целом.
Этапы проекта.
Подготовительный.
— подбор демонстрационного материала по данной теме;
— подбор художественной и научной литературы;
— подготовка атрибутов для проведения опытов;
— подготовка презентаций для детей;
— беседы.
Основной.
— Беседы: «Чистый воздух»; «Для чего нужен воздух и кому», « В мире интересного»; «Живая и неживая природа»
— Рассказ «Где живет воздух», загадки про явления природы,
— Рассматривание иллюстраций в энциклопедии с научным содержанием;
— Наблюдения на прогулке за ветром;
— Просмотр презентаций « Воздушное пространство», « Как воздух помогает нам в жизни»;
— Просмотр видео — ролика «Работа стеклодува»;
— Экспериментальная деятельность:
1 эксперимент — предложить надуть шарики.
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает. Воздух не имеет формы.
2 эксперимент — Перед каждым на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Предложить подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотреть, что произойдет с водой.
Вывод: Пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Воздух легче воды.
3 эксперимент «Увидим воздух» — Предложить набрать воздух в полиэтиленовый пакет. Посмотреть через пакет на руку. Потом предложить детям проткнуть пакет острой палочкой и почувствовать как из него выходит воздух.
Вывод: Пакет изменил форму – он полон воздуха. Воздух прозрачный. Воздух вокруг нас и он движется.
4 эксперимент – «Игрушечный парашют». Из пакета вырезать круг и прикрепить к нему верёвки и игрушечного человечка. Сложить парашют и бросить его как можно выше(на прогулке). При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха.
Вывод: сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения парашюта с человечком.
5 эксперимент – «Почему гаснет свеча».Взяли две свечи , поставили на блюдца и подожгли их. Одну из свечей накрыли банкой и стали наблюдать, что будет происходить дальше. Через некоторое время свеча , накрытая банкой, погасла. Почему она погасла? Потому, что в банке закончился кислород и образовался углекислый газ.
Вывод: огонь гаснет без доступа кислорода.
6 эксперимент – «Имеет ли воздух вес?». Делаем весы из верёвочки и палочки, с двух сторон вешаем воздушные одинаковые шары, весы уравновешаны. Протыкаем один из шаров острой палочкой. Шар с воздухом опустился вниз.
Вывод: шар с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Значит воздух имеет вес.
7 эксперимент – «Почувствуй воздух».
Предложить сделать веера и помахать на себя.
Вывод: мы чувствуем ветерок – это и есть воздух. Воздух можно почувствовать.
8 эксперимент – на дно стакана приклеить кусочек бумаги. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна. Предложить посмотреть намокнет ли полоска бумаги. Предложить слегка наклонить стакан, чтобы в него попала вода.
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
9 эксперимент — берём обыкновенную сырую картофелину и пробуем проткнуть коктейльной трубочкой, не получается, трубочка гнётся; потом закрываем пальцем верхнее отверстие трубочки и пробуем проткнуть снова — ура! трубочка без труда протыкает сырую картофелину.
Вывод: запечатанный воздух придал трубочке дополнительную жёсткость.
— Рисование в технике кляксография.
Заключение. Итоговое занятие «Невидимка воздух».
С помощью данного проекта достигнуты следующие результаты:
У детей сформировали представление о воздухе, а именно, что (1.Воздух не имеет цвета;
2. Воздух легче воды;
3. Воздух не имеет запаха;
4. Воздух имеет вес;
5. Воздух движется;
6. Мы дышим воздухом;
7. Воздух – часть природы;)
о его свойствах, у детей появился интерес к познавательной деятельности и экспериментированию, научились делать выводы в процессе эксперимента.