Автор: Шимохина Елена Петровна
Семинар.
Сравнительный анализ двух технологий:
«Ежедневный рефлексивный круг» автор Н.П. Гришаева,
«Утро радостных встреч» автор Л. Свирская.
Задачи |
|
«Ежедневный рефлексивный круг» — Н.П. Гришаева |
«Утро радостный встреч» — Л. Свирская |
— сплочение детского коллектива; — формирование умения слушать и понимать друг друга; — формирование общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе; — обсуждение планов на день, неделю, месяц; — развитие умения выражать свои чувства и переживания публично; — привлечение родителей к жизни детей в ДОО |
-создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»; — обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых; — активировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности; — выбрать совместно с детьми тему нового проекта; — разработать план реализации нового проекта; — поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности; — учить: — формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения; — выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично; — внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других; — объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его; — делать выбор; — планировать собственную деятельность. |
Подготовка к проведению |
|
«Ежедневный рефлексивный круг» — Н.П. Гришаева |
«Утро радостный встреч» — Л. Свирская |
Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определенный период времени), поставить в центр круга свечу, которую дети будут передавать друг другу во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда на одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем. |
1.С выбора удобного места. Помещение, где можно расположиться всей группой, где дружный кружок не будет мешать, где всех всегда можно найти, где есть простор для игры. Для того, чтобы было удобно сидеть на полу просим родителей сшить подушечки (можно устроить конкурс). Договариваемся с детьми, где и как будем использовать подушки и где будем их хранить (место для хранения должно быть неподалеку от сбора). 2.Далее согласуем сигнал, который будет возвещать о начале сбора. Можно использовать: колокольчик, металлофон, песенку, ритмичные хлопки. Для сбора детей педагогу лучше не пользоваться голосом (лишает детей энтузиазма). 3.До начала группового сбора нужно приготовить стену. Определить какую информацию будем размещать (размер, объем). Данная стена называется «рабочая стена» или «информационное поле», где располагается информационные листы, календари, рисунки, иллюстрации, предметы, которые помогут выбрать тему проекта или подскажут интересные дела. На этой стене дети могут демонстрировать свои достижения в виде рисунков или первых написанных слов. Материалы постоянно меняются, причем меняют их сами дети, поэтому расположение должно быть безопасным и удобным. 4.Подбор организующих вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов. Например: — Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно уселись? — Какое у вас настроение? — Кто очень хочет задать вопрос? И т.д. |
Структура |
|
«Ежедневный рефлексивный круг» — Н.П. Гришаева |
«Утро радостный встреч» — Л. Свирская |
1.Организационный момент 2.Основное содержание «Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующих в группе, начиная с младшей. В младших группах обсуждение занимает от 5 до 10 минут и менее, в подготовительной к школе – 10 – 20 минут. Если того требуют обстоятельства, то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться еще раз. Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определенный период времени), поставить в центр круга свечу, которую дети будут передавать друг другу во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда на одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем. Вопросы, задаваемые во время «Ежедневный рефлексивный круг», можно распределить на несколько тем. Например: — Как вы провели свой день в саду — Как провели свои выходные и как хотели бы провести. — Что такое дружба и т.д. |
1.Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки)……1 – 3 мин. По мере того как дети привыкают к новым вариантам приветствия, они приспосабливают их к старым, привычным и вносят собственные идеи. Варианты: стихотворные приветствия, приветствия с действиями, официальные приветствия (обращаются по имени), приветствия от имени сказочных героев книг (готовят значки любимого героя и носят его) 2.Игра……………………………..2 – 5 мин. Это игры не требующие большой подвижности: пальчиковые, словесные, игры-фантазии, игры-цепочки, игры-шутки. Если это пение, слушание, то это должны быть мелодии, которые помогут детям чувствовать себя легко и комфортно. Хорошо использовать элементы тренинга, например психогимнастику. Варианты: интервью, телеграмма, покажи свое настроение. 3.Обмен новостями……………..2 – 10 мин. Новости не регламентируются, у одного ребенка их может быть несколько. Не вытягиваются насильно. Не запрещаются. Не подвергаются селекции (только хороши новости). Новости принимаются как факт. 4.Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект; презентация Центров активности (взрослыми и детьми)…………………………..5 – 12 мин.
Общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 мин. |
Итоговый сбор, или Что у нас получилось? Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в каком-либо Центре активности. Задачи итогового сбора – организовать процесс рефлексии ; продемонстрировать общие итоги работы в Центрах активности; обсудить насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогло и что мешало в достижении цели. На итоговый сбор детей собирает тот же звук, мелодия. Собираются на том же месте, что и для группового сбора, на тех же подушках и дети приносят из центров все то, что они успели сделать (рисунки, карточки с выполненными заданиями, поделки). Все работы раскладываются в центре ковра возле своих мастеров – им нужно будет представить то, что они сделали. Общее время итогового сбора зависит от возраста и «обилия» продукции примерно от 5 – 10 минут. Ребенок имеет право: — участвовать или не участвовать — представить или не представлять результаты своего дела — о работе в подгруппе говорить одному или по очереди — предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением — принять решение о продолжении или завершении начатой работы в другой раз. |